Season 2002-2003 (Part 2)

  ПЛЮЩЕНКО ИЗОБРАЗИЛ САМОГО СЕБЯ 

"Время новостей" 12 ноября 2002
Ольга Ермолина 

Третий этап Гран-при по фигурному катанию не смог похвастаться большим количеством российских участников. На лед немецкого городка Гельзенкирхен вышли только две спортивные пары - Мария Петрова - Алексей Тихонов, Юлия Обертас - Алексей Соколов, а также два одиночника - Александр Абт и Евгений Плющенко. Без преувеличения можно сказать, что появление последнего стало настоящим событием турнира. 

Чтобы подогреть зрительский интерес, устроители соревнований перенесли финал мужских баталий на последний день. Однако никто не сомневался, что именно Плющенко будет первым. Тем более что в Германии зрители увидели на льду совершенно иного фигуриста. На смену беззаботному юноше с дискотеки, разудалому рубахе-парню, каким мы привыкли видеть Женю, пришел эдакий денди, одинокий герой, много страдавший и испытавший в жизни. 

Осмелюсь предположить, что, пожалуй, впервые Плющенко изобразил на льду самого себя, обнажив перед зрителями душу. Неудачи прошлого сезона (а все места, кроме первого, были для Евгения равносильны поражению) сделали его катание более откровенным, что усилило эмоциональное впечатление от его программ. Этому во многом способствовала и величественно-трагическая музыка "Адажио" Альбинони. В итоге все 12 судей были единодушны, выставив подопечному Алексея Мишина одинаковые оценки за технику и артистизм от 5,8 до 5,9. Правда, произвольная программа фигуриста "Петербург-300", поставленная на музыку Игоря Корнелюка, несколько "сковала" артистизм спортсмена, но в то же время дала возможность продемонстрировать многогранность амплуа. 

__________________________________________________________________________________




НОВЫЙ ОБЛИК ПЛЮЩЕНКО 




"Дни.Ру" 13 ноября 2002 

На третьем этапе серии "Гран-при" по фигурному катанию "Bofrost Cup on Ice" вице-чемпион последних Олимпийских игр Евгений Плющенко предстал перед зрителями в совершенно новом для себя облике. Короткая программа, поставленная на музыку Альбинони, произвела настоящий фурор в немецком Гельзенкирхене. 

Ведь никто не ожидал, что Евгений сможет выразить на льду такое серьезное произведение. Однако, воспитанник Алексея Мишина блестяще справился с поставленной перед ним задачей. 

О том, как протекали соревнования в Германии, рассказал в интервью "С-Э" тренер фигуриста Алексей Николаевич Мишин. 

- Поделитесь впечатлениями от мужского турнира в Гельзенкирхене. 

- Они неожиданные. Мы рассчитывали, что нам дадут бой, но никто не захотел ввязываться в серьезную драку. Во всяком случае, я расценил эти соревнования именно так. 

- А за тем, как развивались события в мужских соревнованиях на двух предыдущих этапах "Гран-при", вы следили? 

- В общих чертах ситуация мне известна. Ничего неожиданного. 

- Можно ли расценить ваши слова так, что в этом сезоне у Плющенко не будет серьезных конкурентов? 

- Это иллюзорное впечатление. Сейчас просто рано делать выводы. Уверен, что к основным стартам сезона многие будут выглядеть совершенно иначе. А вот как именно, выяснится не раньше, чем все сильнейшие соберутся вместе. 

- Как вы оценили выступление своего ученика в Гельзенкирхене? 

- У нас весьма необычно сложилась подготовка к сезону. Женя полностью откатался в Type Коллинза, который закончился в середине августа, раньше такого не случалось ни разу. Поэтому на саму подготовку осталось не так много времени. Произвольную программу мы поставили за 10 дней. 

- Кто ставил короткую программу, которая произвела в Гельзенкирхене такой фурор? 

- Валерий Михайловский. Он художественный руководитель труппы "Мужской балет Санкт-Петербурга". Я видел некоторые его постановки, мне они понравились, и я предложил Валерию поработать с нами. 

- А когда успели сделать эту программу? 

- Еще до выступления в Туре, сразу после чемпионата мира. 

- Но ведь Плющенко отказался от выступления в Нагано из-за травмы? 

- Да. Хочу подчеркнуть: из-за реальной травмы. У него болело колено. Причина, как выяснилось, заключалась в том, что не до конца окостенела надкостница, и большие нагрузки вызывали сильную боль. 

- Зачем же вы отправили его на полный срок на гастроли? Можно ведь было поехать на какую-то часть выступлений. 

- Я всегда был сторонником того, чтобы фигурист выступал круглый год. Как в теннисе. Думаю, рано или поздно фигурное катание придет именно к такому графику. 

- В Гельзенкирхене вы ставили Евгению какие-то конкретные задачи технического характера? 

- Они, скорее, были общими. Проверить, как воспринимают новые программы зрители, как выглядят постановки в условиях соревнований. 

- Удовлетворены увиденным? 

- Вполне. Было много положительных отзывов, в том числе судейских. 

- А вот отзывы в прессе были противоречивы. В частности, отмечалось, что Евгений катается значительно мощнее, чем того требует музыка Альбинони, выбранная вами для короткой программы. Что ему в этой программе откровенно тесно. 

- На всякую постановку нужен свой уровень интеллекта. Sex Bomb хорошо воспринимают в Америке, где люди, приходя на трибуны, жуют чипсы и гамбургеры. А до Альбинони надо дозреть. 

- Не пугает, в таком случае, то, что чемпионат мира в этом сезоне пройдет именно в Америке, в Вашингтоне, где на трибунах преимущественно окажутся зрители с чипсами и гамбургерами? 

- Некое опасение, конечно, есть. Но я руководствовался прежде всего тем, что до такой музыки дозрел сам Женя. Мне это даже менее заметно, чем окружающим. Я ведь работаю с ним на катке каждый день. 

А те, кто увидел Плющенко после нескольких месяцев перерыва, обратили внимание на то, что он стал кататься совсем иначе. Более зрело, осмысленно. С технической точки зрения прогресс тоже налицо - и во вращениях, и в шаговых комбинациях. Не уверен, что могу считать это исключительно своей заслугой. Скорее, следствием общего взросления Евгения, развития его как личности. 

- Какие технические новинки вы подготовили к сезону? 

- Мы усложнили каскад. В Гельзенкирхене Женя успешно делал четверной сальхов тройной тулуп. Правда, на тренировках. Четверной лутц еще не отработан настолько, чтобы включать его в программу говорю вам об этом совершенно честно. Однако на тренировках Плющенко справляется с ним вполне прилично. 

- Говорят, вы тренируете и каскад 3+4? 

- Задачи сделать такую комбинацию в этом сезоне у нас нет. 3+4 станет эпохальным событием в фигурном катании, к нему надо готовиться серьезно и долго. 

- А чем планируете удивить московскую публику на пятом этапе "Гран-при"? 

- Я редко готовлю спортсмена к конкретному соревнованию. Главная цель - основные старты сезона. Поэтому от каких-либо обещаний предпочел бы воздержаться. Еще не время раскрывать все секреты. 

__________________________________________________________________________________


ФУРОР В ГЕРМАНИИ И ОТДЫХ В КАРИБСКОМ МОРЕ 

"Санкт-Петербургский курьер" 14 ноября 2002
Анна Райкова 

Фигуристы Евгений Плющенко и Алексей Ягудин выбрали себе разную жизнь. Один в блестящем стиле выиграл третий этап серии ИСУ "Гран-При" в немецком Гельзенкирхене, другой отправился в круиз по Карибскому морю. 

Воздыхательницы олимпийского чемпиона могут успокоиться. Ягудин, пропустивший "Skate America" и "Skate Canada" из-за непрекращающихся болей, спортивную карьеру не заканчивает. Консультации с американскими врачами помогли выяснить, что травма, которую поклонники его таланта успели окрестить "ужасной", "тяжелейшей" и которая якобы была связана с врожденным дефектом правого бедра, оказалась очень даже излечимой. Хороший отдых, серия уколов и физиотерапия позволят Алексею возобновить тренировки уже в этом году. 

Счастливый выздоравливающий на радостях умотал на теплоходе в круиз по Карибскому морю. Как уверяет менеджер Ягудина - чтобы развеяться, как утверждают злые языки - чтобы скрыться подальше от журналистов, перед которыми он разыгрывал спектакль со слезами и ломанием рук. В России любители фигурного катания со стажем даже припомнили термин "тарасовщина", означающий внезапную травму или иной недуг, возникающий у учеников Татьяны Анатольевны во вполне определенные моменты времени. 

А тем временем Евгений Плющенко, как и обещал в прошлом номере читателям "Курьера" его тренер Алексей Мишин, представил на суд публики и арбитров новую короткую программу. Постановку на музыку Альбинони, посвященную 300-летию Петербурга, осуществил новый хореограф Плющенко Валерий Михайловский, художественный руководитель труппы "Мужской балет Санкт-Петербурга". В Гельзенкирхене она произвела настоящий фурор. Некоторые специалисты сочли даже, что Плющенко катается намного мощнее, чем того требует музыка. Доволен прокатом остался и Мишин. По его словам, те, кто увидел Плющенко после нескольких месяцев перерыва,"обратили внимание, что Женя стал кататься совсем иначе - более зрело, осмысленно". 

Прогресс своего подопечного по части техники (во вращениях, в дорожке шагов) тренер отказывается считать исключительно своей заслугой и говорит об общем взрослении Плющенко, его развития как личности. На тренировках питерский фигурист уже выполняет четверной сальхов и четверной лутц, но в Германии ими блистать не стал. В то же время никто не сомневается, что в сезоне 2002/2003 эти два элемента Евгений исполнит. То есть когда у Ягудина пройдет его воспаление и он надумает вновь заявить о себе, как о лидере мирового одиночного катания у мужчин, ему и Татьяне Тарасовой придется очень постараться. По части артистизма Плющенко своего соперника уже достал, а вот что Ягудин подтянет технику до уровня даже такого Плющенко - не факт. Знаменитые гипнотизеры, помогавшие Алексею добывать золото на Олимпиаде-2002, в прыжках смыслят мало. 

__________________________________________________________________________________


ПЛЮЩЕНКО ОБРАЩАЕТСЯ К ПОТОМКАМ 



"Дни.Ру" 19 ноября 2002 

Сегодня в Приморском районе Санкт-Петербурга была заложена памятная капсула в основание будущей Академии фигурного катания. 

На церемонии закладки присутствовали прославленные тренеры Тамара Москвина, Алексей Мишин и серебряный призер Олимпийских игр 2002 года Евгений Плющенко, который уже в пятницу примет участие в пятом этапе серии Гран-при "Кубок России" в Москве. 

В капсуле, которую заложили под будущий фундамент, заключено послание фигуристов нашего времени к будущим коллегам. 

Завершить строительство первой очереди планируется уже к 1 января 2004 года. Об этом, как передает корреспондент РИА "Новости" сегодня сообщил журналистам губернатор Санкт-Петербурга Владимир Яковлев. 

О необходимости создания в городе на Неве подобного центра фигурного катания говорили давно. Поначалу даже предполагалось, что мэтры отечественного фигурного катания Алексей Мишин и Тамара Москвина должны иметь собственные школы. Однако, дальше разговоров дело не пошло. 

В сентябре этого года северную столицу посетил президент федерации фигурного катания России Валентин Писеев. Визит главы федерации был связан с очередными вопросами подготовки проведения финала серии "Гран-при", который состоится в конце февраля в Петербурге. 

"Мы давно мечтали о создании в Петербурге Академии фигурного катания, - сказал тогда Писеев. - Но ни одна арена города не отвечает современным требованиям. В то же время, никто не отдаст только под фигуристов Ледовый Дворец, который оккупировали хоккеисты. И ладно бы, команда была хорошая. Так они находятся внизу турнирной таблицы. А питерские фигуристы в это время завоевывают олимпийские медали. Не стоит забывать при этом, что если лыжника можно воспитать и в лесу, то фигуристу необходима культура города". 

Академия фигурного катания будет состоять из нескольких зданий. Ее основой станет спортивный комплекс, где создадут все условия для занятий юных фигуристов: здесь будут построены два больших и один малый каток, хореографические и тренажерные залы. Планируется строительство учебного и жилого корпусов, где будут жить и учиться дети из других регионов. 

В Академии будут заниматься как петербургские фигуристы, так и дети из других городов России и из-за рубежа. Предполагается, что одновременно в академии смогут учиться до 140 юных фигуристов в возрасте от 12 лет. К преподаванию будут привлечены наиболее успешные российские тренеры последних десятилетий. 

Инициатором строительства Академии выступила Федерация фигурного катания Санкт-Петербурга. Финансирование проекта будет осуществляться за счет городского и федерального бюджетов, а также из средств инвесторов. 


_________________________________________________________________________________




ЛЕДОВЫЙ ЦЕНТР БУДЕТ НА СЕВЕРЕ
Губернатор лично начал постройку Академии фигурного катания 


"Комсомольская правда в Петербурге" 20 ноября 2002
Дмитрий Иванов 

Учащимся 644-й школы Приморского района во вторникбыло не до учебы. У них под окнами собралась внушительная толпа чиновников городской администрации во главе с губернатором Петербурга Владимиром Яковлевым. Наш градоначальник занимался любимым делом: зачинал очередную крупную стройку. На этот раз спортивную. 

Больше всех этого момента ждали фигуристы. Именно для них на пересечении Богатырского проспекта и Торфяной дороги заложили капсулу с посланием потомкам. Собравшиеся выразили надежду, что в конце 2004 года здесь появится академия по «выплавке» будущих олимпийских чемпионов. 

Поначалу была идея построить ледовый центр в Петроградском или Московском районах. Но... "Мы "Юбилейный" Татьяна Меньшикова. - Многие тренеры и фигуристы - Москвина, Мишин, Плющенко, Петрова с Тихоновым, Урманов, да и я тоже - живут именно в этой части города или в ближайших с районом пригородах. К счастью, нас услышали". 

По проекту тренировочный центр представляет собой три катка, хореографический класс, небольшой спортзал, тренажерный зал, сауну и столовую. И все это удовольствие обойдется нашему бюджету примерно в семь миллионов долларов. Правда, есть вероятность, что к финансированию подключится Олимпийский комитет России. Об этом у Владимира Яковлева был разговор с председателем ОКР Леонидом Тягачевым. 

- Очень важно, что академия находится в крупном жилом массиве, - помахивая лопатой, заявил губернатор Петербурга. - А это значит, что приморцы смогут приходить сюда просто покататься. 

После этих слов Владимир Анатольевич обернулся на шум немногочисленной строительной техники и произнес: 

- Мы вот тут с вами митингуем, а стройка-то идет! А ну-ка, кто хочет поработать?

__________________________________________________________________________________


ЕВГЕНИЙ ПЛЮЩЕНКО ВКАЛЫВАЕТ РАДИ ПОКЛОННИЦ 


"Собеседник" ноябрь 2002

НАД ЧЕМ ВЫ СЕЙЧАС РАБОТАЕТЕ 

- Я вкалываю до седьмого пота. Недавно выиграл третий этап Гран-при по фигурному катанию в Германии, в городке Гельзенкирхен. К турниру готовился основательно и ни капли не волновался. Был уверен в себе на все сто. Сначала победил в короткой программе, потом представил произвольную. Что приятно удивило при объявлении результатов - все судьи как один поставили мне самые высокие баллы. Кажется, я мог бы выступить даже лучше, ведь я не показал некоторых элементов программы - не самых простых. Больше всех за меня переживали родители. Я с ними созванивался каждый день, они меня поддерживали, уверяли, что победа будет за мной. Так что и их вера мне тоже помогла. Вернулся в Санкт-Петербург и сразу продолжил тренировки. 21 ноября начинается пятый этап Гран-при по фигурному катанию. Четвертый же, который прошел во Франции, я пропустил. Сначала пройдет жеребьевка, а на следующий день начнутся соревнования. Вот после них и отдохну как следует. У меня будет достаточно большой перерыв - целая неделя. А потом по новой начнутся тренировки. Я разве что на льду ночевать не буду - 25 декабря чемпионат России, который пройдет в Казани. Это очень ответственные и важные для меня соревнования. Хочу быть в форме. И надеюсь, что не разочарую своих поклонниц. 


__________________________________________________________________________________



CUP OF RUSSIA (22-24.11.2002). ВЫДЕРЖКИ ИЗ РАЗНЫХ ИСТОЧНИКОВ. 


"МИСТЕР КАСКАД" В "ЛУЖНИКАХ" 

"МП-Спорт" 26 ноября 2002
Мила Соколова 

Но не только девушкам-фигуристкам дарят цветы. Пожалуй, своеобразный рекорд по сбору цветов и подарков побил любимец зрителей Евгений Плющенко. После каждого его выступления весь лед был усыпан букетами и мягкой игрушкой. Маленькие фигуристы, которым доверили собирать эти "сокровища", с большим трудом справлялись со своей почетной обязанностью. 

Несмотря на то, что в короткой программе Евгений сорвал четвертной тулуп, его катание в произвольной программе было виртуозно. Он один из немногих мастеров конька, обладающих ярко выраженной харизмой, покоряющих людей всех стран и народов и умеющих "дирижировать" чувствами и эмоциями публики. И все это при филигранной технике. На этот раз он поразил всех суперкаскадом из одного четвертного и двух тройных прыжков, выполненных безукоризненно. Поистине ему можно было присвоить титул "Мистер Каскад". Пожалуй, для большей остроты впечатлений не хватало только привычной "дуэли" с Алексеем Ягудиным, который пока не выступает из-за травмы. 
__________________________________________________________________________________
 

ПЛЮЩЕНКО УТОНУЛ В ИГРУШКАХ 

"Симбирский курьер" 26 ноября 2002 

Российские танцоры Ирина Лобачева - Илья Авербух легко выиграли свои состязания. Но, пожалуй, еще легче победа досталась одиночнику Евгению Плющенко. Мужской турнир Кубка России стал театром одного актера, несмотря на то что Женя при некоторых прыжках спотыкался. Однако прыжки его были настолько сложными, катание таким утверждающим, что огрехи судьями прощались. А каскад 4+3+3 он исполнил в произвольной программе чисто. Кстати, на "произволке" под музыку Корнелюка из сериала "Бандитский Петербург" настоял сам Плющенко - очень она ему понравилась. Хочет Женя возродить к жизни и "Жизнь артиста" - ту хваленую произвольную программу, которую судьи и зрители не одобрили перед Олимпиадой. Глядя на Плющенко, чувствуешь, что у него по-прежнему есть неуемная жажда кататься, доказывать свою правоту. Недаром за технику ему поставили 6,0. И даже на показательных он сделал пять прыжков плюс каскад. Поклонники забросали лед игрушками. Женя признался, что их он отдает в детдом и дарит детям своих знакомых. 
__________________________________________________________________________________
 

ТАНЦУЮЩИЙ СЮРПРИЗ 

"Советский спорт" 25 ноября 2002
Дарья Сребницкая 

Автором второго сюрприза стал серебряный призер Олимпийских игр в Солт-Лейк-Сити Евгений Плющенко, который, наконец, на соревнованиях чисто выполнил уникальную комбинацию из четверного и тройного тулупов с тройным ритбергером. В отсутствие олимпийского чемпиона Алексея Ягудина никто из коллег с Женей по технике и рядом не стоит. Правда, к примеру, китаец Ченджян Ли пытается составить Плющенко конкуренцию по сложности, однако он прыгает коряво и заметно уступает ученику Алексея Мишина по артистичности. Кстати, за технику катания Евгений получил один балл 6,0. И это неудивительно, ведь его произвольная композиция под музыку из телесериала "Бандитский Петербург" поистине бесподобна, насыщена оригинальными находками и сложнейшими дорожками шагов. Александр Абт слишком сосредоточился на четверном прыжке, который он выполнил с ошибкой, и дальше пошел срывать элементы. Тем не менее нескольких классно исполненных прыжков ему хватило для того, чтобы подняться на третью ступень пьедестала. На вторую он пропустил спортсмена из Китая. 
__________________________________________________________________________________
 

ЕВГЕНИЙ ПЛЮЩЕНКО ПРЫГНУЛ ДЛЯ ИСТОРИИ
 

"Коммерсантъ" 25 ноября 2002
Валерия Миронова 

Российские фигуристы первенствовали в трех видах программы завершившегося вчера в Москве пятого этапа серии Гран-при, уступив "золото" лишь в парном катании чемпионам мира из Китая Сю Чен и Чжао Хонбо. Однако самым убедительным - как в короткой, так и произвольной композициях - выглядело на льду Малой спортивной арены "Лужников" катание 20-летнего петербуржца Евгения Плющенко. 

По словам Плющенко, которому на этих соревнованиях впервые в истории фигурного катания удалось чисто исполнить уникальный и им же привнесенный в этот вид спорта каскад из четверного и двух тройных прыжков, лишь в самом начале своей карьеры он из кожи вон лез, чтобы во что бы то ни стало выиграть у уже признанных к тому времени мастеров, таких, как Алексей Урманов, Тодд Элдридж или Элвис Стойко. "Теперь, - сказал серебряный призер Олимпиады в Солт-Лейк-Сити, которому неудача в этом же самом каскаде на олимпийском льду, возможно, и стоила "золота", - я катаюсь прежде всего для того, чтобы доставить удовольствие зрителям и, конечно же, себе самому. При этом я понял главное: если одолею все волнения, переживания и прочие мешающие мне эмоции, значит, у меня непременно получится все задуманное". Тем не менее программу-максимум, согласно которой в своей произвольной программе на музыку Игоря Корнелюка Плющенко должен был вдобавок исполнить еще один четверной прыжок, он выполнить то ли не смог, то ли не захотел. Во всяком случае, тренер победителя Алексей Мишин, обсуждая с ним по горячим следам итоги проката, безапелляционно заявил: дескать, не сделал второй четверной - и правильно. 

Так или иначе, но победы Плющенко на двух этапах Гран-при автоматически обеспечили ему выход в финал, который пройдет в первых числах февраля в его родном Петербурге. "На шестой этап в Японию, несмотря на то что я очень люблю выступать перед тамошней публикой, обожающей фигурное катание и, не побоюсь признаться, лично меня, я на сей раз не поеду, - сказал Плющенко. - Мы с тренером решили использовать перерыв, возникающий, таким образом, перед декабрьским чемпионатом России в Казани, для того чтобы подлечить старые травмы, мучившие меня весь прошлый сезон. А еще мы намерены подготовить новый показательный номер. Каким он будет - шуточным, вроде ставшей уже моей визитной карточкой "Sex Bomb" или, наоборот, выдержанным в классическом стиле, пока что и сам не знаю". 

__________________________________________________________________________________


"БАНДИТСКИЙ ПЕТЕРБУРГ" В МОСКВЕ 

"Время новостей" 25 ноября 2002
Ольга Ермолина 

В отсутствие Ягудина, который, похоже, пропустит весь сезон, лидерство в мужском одиночном катании безоговорочно перешло к не менее талантливому Евгению Плющенко, который уже потряс публику новыми программами. Кстати, именно Женя предложил тренеру сделать произвольный номер на музыку Игоря Корнелюка к сериалу "Бандитский Петербург". "Это был тот самый случай, - рассказывал Алексей Мишин, - когда я не мог не согласиться с учеником. Вот только программу мы переименовали, посвятив ее 300-летию Петербурга". На вопрос, не было ли в этом дальнего прицела, - как известно, финиширует нынешняя серия Гран-при в городе на Неве - Мишин ответил: "Вовсе нет. Можно считать этот номер нашим вкладом в празднование юбилея. Кто-то красит заборы, ремонтирует дома, а мы с любовью рассказываем на льду о любимом городе". Если же серьезно говорить о новой программе Плющенко, то фигурист отважился на сложнейший каскад, состоящий из четверного и двух тройных прыжков. За что первым из всех участников прошедших этапов Гран-при удостоился наивысшей оценки 6, 0 - за технику. В итоге - безоговорочная победа и десятки мягких игрушек, которыми болельщики после выступления любимца усыпали весь лед. 

 _________________________________________________________________________________

ПО ПЛЮШЕВОМУ ЛЬДУ

"Газета" 25 ноября 2002
Роман Трушечкин 

Гвоздем субботнего дня произвольных программ стал, конечно, мужской турнир, где после "короткой" победы Евгения Плющенко ждали и "произвольного" триумфа питерского атлета. Даром что истинных конкурентов московский турнир своей жеребьевкой Евгению не подсеял. Лидер готовился выйти на лед после второй разминки. За приготовлениями Плющенко удалось понаблюдать корреспонденту Газеты. В своих упражнениях серебряный призер последней Олимпиады был предельно сосредоточен. Его тренер Алексей Мишин, дававший Евгению советы в разминочном холле, едва успевал уворачиваться от тренировочных прыжков Плющенко. Тот почти ничего не говорил, накапливая энергию для ледовой программы, а тренер, не желавший расставаться с серебристым чемоданом на колесах, кажется, с трудом находил себе место в тесном раэминочном холле и едва успевал выдергивать неразлучный багаж из-под ног разминавшегося подопечного. Плющенко только однажды отвлекся от разминки, пожелав видеть дебют программы юного Станислава Тимченко. 

Программа собственно Евгения не оставляла соперникам шансов уже в дебюте: удачное исполнение каскада "4+3+3" вкупе со сносными элементами внутри композиции и фирменными вращениями с захватом конька вытянутыми за спиной руками делали Плющенко недосягаемым для конкурентов. Борьбу ему пытался навязать соотечественник Александр Абт, шедший, по собственному утверждению, на "рекорд и на два четверных прыжка" - но выполненное с помарками большинство сложных элементов не позволило конкурировать с композицией Плющенко. Программа питерского фигуриста была встречена штормовой овацией, а число мягких плюшевых игрушек, брошенных зрителями на пед, не поддавалось исчислению: маленьким фигуристам из спортивной секции пришлось выезжать на лед для сбора сувениров дважды, а один крошечный катальщик, не устояв под тяжестью зеленого игрушечного питона, свернувшегося увесистым кольцом, к удовольствию публики не устоял на коньках. 


_________________________________________________________________________________




ПЛЮЩЕНКО СТАЛ СЕРЬЕЗНЕЕ 



"Дни.Ру" 23 ноября 2002 

Вечернюю программу первого дня пятого этапа "Гран-при" по фигурному катанию "Кубок России" завершали мужчины. К тому моменту зал Малой спортивной арены "Лужников" был переполнен - все ждали Евгения Плющенко. 

Первым из российских фигуристов на лед должен был выйти Александр Абт. Сменив летом тренера, Саша решил сменить и образ. В короткой программе Абт предстал в образе лихого матросика, нацепившего адмиральский китель, отплясывающего "Яблочко". 

После утонченных армянских мотивов и зажигательного ирландского танца новая программа Абта выглядело несколько непривычно. Возможно, впечатление смазывали чересчур размашистые движения. К тому же Александр вместо тройного лутца исполнил двойной. 

Впрочем, в тот день ошибок не избежал никто из фаворитов. Евгений Плющенко завалил первый же прыжок, который должен был стать началом каскада 4+3. "Все дело в том, что при приземлении я потерял бдительность, - сказал потом Женя. - Сам по себе четверной тулуп был неплох, однако на приземлении он потерялся". 

В этом сезоне много разговоров было о новой короткой программе ученика Алексея Мишина. Конечно, после Майкла Джексона, Кармен и "Однажды в Америке" сложный и не по возрасту серьезный образ Жени в "Адажио" Альбинони был непривычен. Кому-то он показался даже чересчур трагичным. 

Тем не менее, ошибка Жени не помешала ему занять лидирующую позицию перед прокатом произвольной программы. 

Мужчины. Короткая программа.
1. Евгений Плющенко (Россия), 2. Чендзян Ли (Китай), 3. Александр Абт (Россия)… 7. Станислав Тимченко (Россия). 


__________________________________________________________________________________



"ЧЕРЕЗ СЕМЬ ЛЕТ ПЛЮЩЕНКО
ДОСТИГНЕТ ПРЕКРАСНОГО ВОЗРАСТА" 


"Коммерсантъ" 23 ноября 2002
Валерия Миронова 

Спортивный план фигуриста Евгения Плющенко, который в свои 20 лет имеет все высшие титулы, кроме олимпийского, рассчитан на участие еще в двух Олимпиадах. По мнению его тренера Алексея Мишина, с которым накануне московского этапа серии Гран-при встретилась корреспондент Ъ Валерия Ъ-Миронова, 27 лет, а именно столько исполнится серебряному призеру Игр-2002 в Солт-Лейк-Сити к моменту начала Олимпиады 2010 года, - отличный возраст для прекрасных результатов. 

- Насколько для имиджа фигуриста важно быть открытым перед публикой? Ваш ученик откровенностью не отличается. 

- Процесс общения с прессой является основной формой самовыражения для общественных деятелей. Люди искусства, к которым мы причисляем и себя, должны выражать себя прежде всего своими произведениями. Я бы хотел, чтобы и Женя становился значимым и интересным не потому, что будет выдумывать различные пиаровские ходы, а исключительно благодаря успехам в искусстве катания на коньках. Впрочем, я не отрицаю влияние обаяния той или иной личности на отношение к ней публики, но этот фактор считаю лишь сопутствующим. Иной раз слушаешь телекомментарий по поводу выступления хорошего спортсмена, и создается впечатление, будто бы слюной забрызган весь экран. А когда выступает другой и тоже хороший, либо комментатор молчит, либо иезуитски ищет негатив. Вот такой подход не способствует откровенности спортсменов. Современное фигурное катание в России - это уже не просто вид спорта, где мы достигли огромных высот, а элемент национальной культуры. Поэтому и уровень комментария должен быть соответствующим. Судить нас имеют право, считаю, выдающиеся специалисты - тренеры, хореографы и музыканты. А что касается Плющенко, то он был и есть достаточно открытый человек. А будет еще более открытым. Но только с теми, кто сохраняет объективность. 

- Все-таки в ваших словах сквозит некая обида... 

- Ведь когда вас кусает не лев, не крокодил, а обычный комар, то вроде бы и не больно, а все равно неприятно. Чешется, знаете ли. Вот подобный дискомфорт испытываем и мы, когда нам звонят псевдодоброжелатели и несут несусветную чушь. Дескать, Плющенко в своей новой короткой программе на музыку "Адажио" Альбинони слишком хорош и даже превосходит великого итальянца, а, мол, американская, жующая поп-корн публика на чемпионате мира в Вашингтоне этого не оценит. Звучит ну прямо как классическое "сильнее, чем 'Фауст' Гете". Может, кто жует и пьет колу, не поймет, но мы же работаем на цивилизованную часть человечества и идем своим путем, с которого нас никому сбить не удастся. Мы проигрывали, выигрывали и будем выигрывать и проигрывать. Словом, нам не страшно, и мы готовы ко всему. Ведь к спортсмену гарантии не прикладывают. 

- Работать на цивилизованную часть человечества - это по большому счету и впрямь беспроигрышный вариант... 

- Люди создают произведения и предпосылают им эпиграфы. Я знаю, что Алексей Ягудин сделал очень хорошую короткую программу "Привет, Шумахер", где изображает автогонщика. А наша короткая программа идет под грифом "Спасибо, Альбинони", поскольку мы благодарны великому композитору за то, что он дал нам такой мощный заряд. И когда мне мои коллеги на тренировках говорят, что от увиденных ими в исполнении Жени даже отдельных элементов их мороз по коже продирает, это для меня самая высокая оценка. 

- Каждый фигурист наверняка стремится войти в историю спорта не только титулами, но и хочет приобрести только ему свойственный почерк. А "своя", никем ранее не использованная музыка здорово в этом способна помочь, как это было с "Паяцами" Толлера Крэнстона, "Воздушной кукурузой" Ондрея Непелы или "Болеро" Джейн Торвилл и Кристофера Дина. "Адажио" же Альбинони фигуристы использовали уже не раз. 

- Но не часто. Есть гениальные произведения, к которым будут возвращаться вновь и вновь. А вообще-то, когда тренер замысливает новую программу, он на старте ее воплощения не знает, ляжет ли она краеугольным камнем в карьеру спортсмена или нет. История нашего "Адажио" такова: много лет назад я был поражен исполнением под него своего номера Валерием Михайловским - солистом балета Эйфмана. Поэтому предложил Жене вернуться к этой музыке и, более того, пригласил самого Михайловского для постановки. По реакции со стороны, а главное, самого Жени, который упивается этой музыкой на льду, чувствую, что мы попали в "десятку". 

- Плющенко хватает своих внутренних эмоций для выражения столь грандиозной музыки? 

- Он, несмотря на свой молодой возраст, сразу схватил ее суть. Видите ли, Женя прошел огромную школу жизни. От ребенка, родившегося на БАМе в семье простых строителей, отрока, переехавшего от мамы и папы из Волгограда ко мне, в Петербург, и влачившего там несколько первых лет жалкое существование на грани выживания, до преуспевающего молодого человека. Чтобы прокормить Женю, его родители даже продали последнюю свою ценность - дачу. Сейчас он уже человек зрелый во всех отношениях. Я это чувствую и в его катании, и в его поведении, и просто в общении с ним. Поверьте, это не пропагандистский трюк. Плющенко по менталитету лет на десять взрослее большинства своих ровесников. 

- Чем вы руководствовались, выбирая к произвольной программе Плющенко музыку Игоря Корнелюка? 

- Это был выбор самого Жени. Поначалу у меня, не скрою, были некие сомнения, но потом они развеялись. Видите ли, Питер - город в какой-то степени периферийный, а жителям провинции, наверное, свойственна любовь ко всему своему. Поэтому мы и решили, если уж город готовится к 300-летию, то и нам негоже оставаться в стороне от общего движения. Питерский фигурист на питерском льду во время проведения там финала Гран-при исполнит программу под произведение питерского же композитора - это, согласитесь, символично. В основу музыкальной композиции легла тема из кинофильма "Бандитский Петербург". Но Игорь Корнелюк, который очень живо откликнулся на наше предложение о совместной работе, тем не менее не стал делать компиляцию из кусочков популярной темы, а написал, учитывая наш замысел, отдельную композицию. 

- Что вы хотели выразить в этой программе? 

- Жизнь человека как колебательный процесс между добром и злом, хорошим и плохим. 

- Какими техническими новинками нынче порадуете? 

- Того арсенала технических средств, который Плющенко уже давно имеет, ему с лихвой достаточно для победы над любым соперником. Даже и сейчас редкие спортсмены пытаются исполнить исторически привнесенные Женей в фигурное катание каскады 4-3-2 или 4-3-3. Пионером стал Плющенко и в вопросе вращений. Практически никто из фигуристов не выполняет вращения в "бублике", а уж "бильманн" Жени - и вовсе уникален. Кстати, любопытно, что за этот самый "бильман" благодарить мы должны маму Жени - Татьяну Васильевну, которая годами изо дня в день работала с сыном над его уникальной растяжкой. И хотя особо усложнять технику Плющенко большой необходимости нет, такая работа постоянно ведется. В прошлом году он на тренировках уже чисто прыгал четверной лутц. Однако в олимпийском сезоне на Женю свалилось огромное количество травм, причем настоящих, а не тех, на которые ссылаются порой другие спортсмены, чтобы получить лишний шанс для успешной пиар-акции. Плющенко на самом деле страдал от жесточайших болей с обеих сторон паха, заработал воспаление надкостницы под правой коленной чашечкой и травмировал левый голеностоп. 

- Что-то не помню, чтобы он жаловался. 

- А зачем же выходить на старт и трубить: я болен, я болен, я болен? Кататься надо. Наш с Плющенко спортивный план рассчитан еще на две Олимпиады. Это реальный замысел, потому что через семь лет он достигнет прекрасного возраста, чтобы показывать хорошие результаты. Если боженька не отвернется и не пошлет какой-то травмы, конечно. 

- Как складывается жизнь Плющенко вне льда? 

- Женя по-прежнему живет с родителями и, несмотря на свою молодость, является полновесным главой семьи во всех отношениях - моральной и материальной. А главный человек для него вне льда - мама. Вообще-то мама - это, спросите любого тренера, самое ужасное явление, которое существует в фигурном катании. Но мамы Алексея Урманова и Плющенко - исключение. Их вклад в успех сыновей трудно переоценить. 

- Почему маму Плющенко никогда не видно на трибунах? 

- Зато это тот штепсель с тем электричеством, который не виден, но который питает. Несмотря на то что Татьяна Васильевна занималась далекой от искусства деятельностью, она высоко музыкально образованный человек с природным даром слышать и чувствовать музыку. Она сама даже шила когда-то Жене костюмы, и, повторяю, ни я, и никто другой обучил его уникальному "бильману". У нее вообще есть дар дрессировщика, который она с успехом применяет не только на сыне, но и на практически не поддающихся дрессировке семейных собаках - английском, а теперь на американском бульдогах. 

- Небось когда Плющенко со своим бульдогом на улицу выходит, местные девчонки мучают его всякими глупостями? 

- Иногда девчонки его мучают, а иногда... он их. 



_________________________________________________________________________________



"БАНДИТСКИЙ ПЕТЕРБУРГ" ПЛЮЩЕНКО 



"Дни.Ру" 25 ноября 2002 

Если и была интрига на пятом этапе "Гран-при" по фигурному катанию "Кубок России", то только не в состязаниях мужчин-одиночников. Или, по крайней мере, не в первой тройке. 

Евгений Плющенко, выйдя первым на лед в сильнейшей группе, не оставил ни малейшего шанса кому бы то ни было вмешаться в "золотую" гонку. И если образ короткой программы, поставленной на "Адажио" Альбинони, все же смотрелся в исполнении вице-чемпиона Олимпийских игр несколько странно, то в субботний вечер чувствовалось, что "Бандитский Петербург" Игоря Корнелюка - это тема Евгения. 

Начал же воспитанник Алексея Мишина с того, что исполнил каскад "четверной тулуп - тройной тулуп - тройной риттбергер". Возможно, это произвело неизгладимое впечатление на одного из арбитров, который поставил за технику 6.0. А за представление программы Женя получил лишь две оценки 5.9, все остальное - 5.9! 

После такого феерического выступления китайцу, вышедшему следующим на лед, было не так уж легко сохранить хладнокровие. Но, видимо, у Ли нервы оказались чуть крепче, чем у Саши Абта, что и позволило Чендзяну удержаться на второй позиции. 

А вот Абт, перешедший летом к Александру Жулину, решил пойти на своеобразный рекорд - сделать два четверных прыжка. Не получилось. Да и "Болеро" в его исполнении казалось несколько затянутым. Судьи строго наказали Александра за все ошибки, поставив за технику непривычно низкие оценки. 

"Гран-при" "Кубок России" 
Мужчины. Произвольная программа: 1. Евгений Плющенко (Россия), 2. Ли Чендзян (Китай), 3. Александр Абт (Россия)… 6. Станислав Тимченко (Россия). 

__________________________________________________________________________________



ЕВГЕНИЙ ПЛЮЩЕНКО: ЖДИТЕ СЕКС-БОМБУ 



"Советский спорт" 25 ноября 2002
Дарья Сребницкая 

Евгений Плющенко заявил, что не очень доволен своим прокатом. 

- Разумеется, я счастлив, что справился с комбинацией из четверного и двух тройных прыжков. По-моему, в истории фигурного катания никто этого элемента не делал, - рассказывает Плющенко. - С другой стороны, в короткой программе я упал на четверном тулупе, а в произвольной даже не стал исполнять второй прыжок в четыре оборота и смазал тройной сальхов. Я убежден, что в ближайшем будущем мне следует подготовить другой четверной прыжок, может быть, сальхов или лутц, потому что я стремлюсь продвинуть свой вид на ступеньку выше. 

- Кого вы считаете своим основным соперником в отсутствие Ягудина? 

- Если честно, это очень обидный вопрос. Когда мне было 15 и я выходил на взрослый уровень, соревновался с Алексеем Урмановым, канадцем Элвисом Стойко и американцем Тоддом Элдриджем, то пытался доказать им, что я лучший, из кожи вон лез. А сейчас катаюсь для удовольствия и ни с кем не борюсь. Я сам себе главный соперник. Если преодолею внутренний барьер, то у меня все получится. 

- Как правило, вы ежегодно ездите на заключительный этап серии "Гран-при" Кубок NHK в Японию, где вас боготворят. Почему же пропустите этот декабрьский старт на этот раз? 

- Мне хотелось бы в этом сезоне избежать травм, в прошлом болячки меня буквально одолели. У меня были травмы спины, колен, ахилла и паха. Поэтому мы с тренером Алексеем Николаевым Мишиным решили основательно подлечиться и накопить силы к январскому чемпионату Европы и февральскому финалу "Гран-при". 

- Вы привлекли к своей работе четырех хореографов. Вас самого не пугает такое количество балетных специалистов? 

- В самом деле, я начал заниматься балетом больше, чем в предыдущие годы, много внимания уделяю конкретно хореографии. Вообще-то я давно вынашивал идею заниматься не с одним-двумя хореографами, а привлечь их к работе в огромном количестве. Это, как мне кажется, принесло свои плоды. 

- Вы давно блестяще выполняете четверные прыжки. А на пять оборотов не планируете замахнуться? 

- Я думаю, что сперва надо освоить все четверные. До прыжков в пять оборотов я вряд ли созрею, а вот те юные фигуристы, кому сегодня 4-5 лет, возможно, осуществят эту задумку. 

- Два года назад вы покорили своих поклонников забавным показательным номером "Секс-бомба". Недавно вам исполнилось 20, вы повзрослели и намерены представлять более серьезные постановки? 

- Я бы не сказал, что "Секс-бомба" - детский номер. Шутить можно и взрослому человеку, и пожилому. Откровенно говоря, пока у меня нет показательного номера, потому что мы длительное время готовили короткую и произвольную программы. И еще не решили, какую музыку выберем для показательных выступлений. Но, возможно, и смешную. Так что ждите новую "бомбочку".