Season 2002-2003 (Part 5)

  ЕВГЕНИЙ ПЛЮЩЕНКО: РАЗГОВОРЫ О МОЕЙ
СКОРОЙ ЖЕНИТЬБЕ - НЕПРАВДА 




"Фонтанка.Ру" 21 февраля 2003
Ольга Белова 

Беседа с Евгением Плющенко несколько раз переносилась – Женя начал основательную подготовку к грядущему финалу Гран-При. Даже его тренер Алексей Мишин не мог нам ничем помочь, рассказал нам что мог, но… Пришлось проявить вежливую настойчивость. И, в конце концов, вопросы, присланные нашими читателями, дождались таки серебряного призера последней зимней Олимпиады, чемпион Игр доброй воли 2001-го года.чемпиона мира 2001-го года, трехкратного чемпион Европы и четырехкратного чемпиона России. 

- Женя, ближайшие старты, в которых ты будешь принимать участие – это финал Гран-При. Затем, в конце марта, грядет Чемпионат Мира по фигурному катанию в Вашингтоне. И первые вопросы, присланные на "Фонтанку" связаны именно с будущими выступлениями: 

Женя, а мы на ЧМ увидим новый показательный номер? (Журавлёва Мария Александровна (Муза) 

- Да, скорее всего, на Чемпионате мира зрители увидят новый показательный номер. Только пока он еще не готов, его нет. 

Женя, здравствуй!!! Скажи, пожалуйста, будет ли новый показательный номер к Финалу Гран-при? И ещё вопрос: где сложнее выступать в России или заграницей? И где приятней? Имеет это для тебя значение? Спасибо, удачи!!! 

- Скорее всего, нового показательного номера специально к финалу Гран-при не будет. Буду представлять прежние программы – короткую и произвольную (на последних соревнованиях короткая программа Плющенко была поставлена на музыку "Адажио" Альбинони, произвольная – на музыку Игоря Корнелюка – авт.). Где сложнее выступать? Ну, такого ощущения нет, чтобы было сложнее. Вот недавно я катался в Москве – там было тяжело. А вообще, всегда приятнее дома кататься. 

- Твои поклонники очень пристально изучают все твои выступления, обсуждая все: само катание, музыкальное сопровождение, антураж, костюмы. Есть вопросы и с элементами критики: 

Уважаемый господин Плющенко. Кто является дизайнером Ваших костюмов? Пожалуйста, найдите кого-то, кто бы мог делать для Вас по-настоящему стильные, а не аляповатые и безвкусные костюмы. Вся наша семья Вас очень любит и желает всего наилучшего. Спасибо. Ольга Владимировна Рюмина. 

- Да, у меня есть дизайнер костюмов, зовут ее Ирина Софронова. Она уже в течение нескольких лет моделирует все мои костюмы для выступлений. А насчет того, что не всем нравится – ну, на всех, наверное, угодить невозможно. Но я думаю, что большая часть зрителей эти костюмы принимает – и это главное. 

Дорогой Евгений! Собираетесь ли Вы дальше двигаться в направлении классики или порадуете нас ещё и вещами типа "Страниц из жизни артиста?" Классика, бесспорно, Вам подходит, но экспериментируйте, пожалуйста, хоть иногда, потому что никто, кроме Вас, ни на какие новаторства не решается. Всего хорошего, спасибо. Ира Гильфер 

- В этом году, видимо, буду выступать с теми программами, с которыми выступаю сейчас. Новые программы, наверное, будут в начале следующего года. 

- А по какому принципу выбирается музыка для программ - та, которая больше соответствует технике и темпераменту спортсмена. Или все наоборот – создается программа, а спортсмен вживается в образ? 

- Знаете, музыка выбирается та, которая нравится. Потом под нее создается программа. 

- Женя, как любой известной персоне, тебе не удается избежать появления разных слухов о себе. Вот, например, вопрос: Говорят, что Вы от Мишина уходите. Это правда? Если правда то почему? А если нет, то может знаете, откудова пошла така информация неправельна? (Иванова Екатерина Викторовна) 

- От Алексея Николаевича я не ухожу и не собирался. Ну, а насчет слухов…Откуда они обычно появляются? Я не знаю. 

- А когда ты только переехал в Питер и стал тренироваться у Мишина – тебе не было тяжело пробиваться? Ведь у того уже были именитые ученики: Урманов, Ягудин?.. 

- Я думаю, что всегда тяжело пробиваться, когда ты только начинаешь и еще чего-то не достиг. 

- А когда пришел первый успех, который ты сам почувствовал? 

- Спортивный успех? Когда выиграл чемпионат мира среди юниоров. 

Кстати, об Алексее Ягудине. В этом сезоне спортсмен из-за травм нечасто выступал на различных соревнованиях. Не увидели его поклонники на чемпионате Европы, скорее всего, его не будет и на финале Гран-при. А, между тем, многие любители фигурного катания считают, что именно "ледовая дуэль" Плющенко и Ягудина была главным украшением всех соревнований и вносила элемент интриги. Поэтому в некоторых вопросах, присланных читателями "Фонтанки", шла речь и о Ягудине - и как о фигуристе, и как о человеке (К примеру, вопросы от Алексея Светлова и Башаран Дарьи). На все эти вопросы Плющенко ответил локанично: 

- Алексей Ягудин – прекрасный фигурист, хороший боец, А насчет человеческих качеств…Когда я приехал в Петербург у нас сложилась такая ситуация, что друг с другом близко общаться не получилось. Поэтому так получилось, что я просто не знаю его человеческих качеств. 

Как ощущаешь себя, зная, что большинство заочно видит в тебе безоговорочного лидера любых соревнований? Кухарева Татьяна Сергеевна. 

Может, кто другой ответил бы, что это чертовски приятно и здорово. Женин же ответ был лаконичным: 

- Главное – это поддерживать марку и делать все, на что ты способен, все возможное. 

- А как насчет конкурентов - сам ты в этом сезоне ощущаешь наличие достойных соперников? 

- Да, конечно, и их очень много. Это, наверное, все те же фигуристы, что и в прошлом году. 

- Ты уже не раз говорил, что твоя мечта - выиграть Олимпийское золото. А кроме этой, есть еще какая-нибудь мечта? 

- Да, после завершения спортивной карьеры с удовольствием открыл бы школу или, может, Дворец спорта. Конечно, хотелось бы сделать это в Волгограде (в Петербург Женя приехал из Волгограда – авт.). Там ведь нет никакого Ледового дворца или Дворца спорта. 

- Будете ли вы в Петербурге в дни празднования 300-летия? (без подписи) 

- Нет, скорее всего, в это время я буду в Америке, в турне. 

Впрочем, своеобразный подарок своему городу Женя уже сделал: Петербургу посвящена произвольная программа фигуриста на музыку Игоря Корнелюка. Программа демонстрировалась в разных странах - на этапах Гран-при и Чемпионате Европы, и, судя по реакции зрителей и критиков, понравилась всем. 

- Женя, а чем приходится жертвовать ради большого спорта? 

- Конечно, личным временем. Но, естественно, есть и другие ограничения - диеты, например, нужно придерживаться. 

Между тем, читателей живо интересует, чем заполняет известный фигурист свой – видимо, очень непродолжительный – досуг. 

Какой твой любимый автор? И что ты в последнее время прочитал? Ты,вообще,читаешь? cat 9 

- На самом деле времени на чтение мало. В последнее время читаю, в основном, разные журналы. 

Женя, какую музыку ты предпочитаешь слушать? radistka Cat 

- Музыку слушаю разную – попсу, шансон... 

Женя, с каким литературным или мифологическим героем Вы себя ассоциируете? Капитошка 

- Нет, ни с каким героем себя не ассоциирую. 

Ты что-нибудь коллекционируешь? (без подписи) 

- Раньше собирал - холодное оружие: мечи, ножи. 

Уважаемый Евгений! У меня только один вопрос - получили ли вы книжечку, которая посвящена вам, и называется "Повесть Ласточки"? Буду очень признательна узнать хотя бы побывало ли это произведение у вас в руках (читать его не обязательно). Надеюсь, что вам в вашей жизни посвятят еще много-много повестей и стихов! Это мой способ выражения благодарности вам за все, что вы сделали для России! Спасибо! Хлобыстова Ксения Романовна (Ласточка). 

- Это стихи, да? Да, получил. Спасибо, книга мне очень понравилась. 

Стихи, кстати, как рассказал нам до этого Алексей Мишин, посвятили фигуристу и болельщики из Казани. Растроенные тем, что не смогли лицезреть Плющенко на Чемпионате России, который проходил в их городе, казанские поклонники написали и прислали фигуристу целую поэму. 

Твои поклонники предлагают создать официальный фан-клуб. Есть такой вопрос: Женя, есть ли у тебя официальный фан-клуб? Если есть, то как туда вступить, а если нет, то хотелось бы тебе, чтобы он был? Мы можем организовать, тем более, что живем в Петербурге. Инна, Лариса, Саша. 

- Да, официальный фан-клуб, хотелось бы, конечно, организовать. 

Среди слухов, в которых фигурирует Женино имя, есть и слух о его скорой женитьбе. Этот вопрос интересовал многих, поэтому очень аккуратно корреспондент “Фонтанки” поинтересовалась и матримониальными планами фигуриста. 

- Разговоры о моей скорой женитьбе – неправда. В ближайшем будущем женится я не собираюсь. 

- И напоследок еще один вопрос, подписаный именем Анюта: Женя, ты способен любить всю жизнь? 

- Способен. Я же человек. 

P.S. Как всегда, вопросы читателей публикуются без изменения орфографии. 

__________________________________________________________________________________

ЕВГЕНИЙ ПЛЮЩЕНКО: ГОТОВ ПО-ПРЕЖНЕМУ
УДИВЛЯТЬ ПУБЛИКУ 



"Санкт-Петербургские ведомости" 24 февраля 2003
Елена Оникул 

Петербуржец Евгений Плющенко в этом сезоне по праву считается сильнейшим фигуристом в мире. Не так давно он, что называется в одни ворота, выиграл чемпионат Европы. Евгений не скрывает своего намерения победить и в финале "Гран-при". С фигуристом встретилась журналист Елена Оникул. 

- Женя, сейчас в прессе много разговоров о том, что в отсутствие Алексея Ягудина у тебя нет стимула удивлять публику сложными элементами... 

- Это не так. В отсутствие Алексея Ягудина фигурное катание не остановилось в развитии. Всегда найдется какой-нибудь фигурист, который сможет тебя "подсидеть". Поэтому стараюсь на всех стартах исполнять программы на 90 процентов своих возможностей. Если помните, в этом сезоне на этапе "Гран-при" в Москве я впервые исполнил сложнейший каскад из четверного прыжка и двух тройных. Хочу повторить его и в финале "Гран-при" в Петербурге. Скоро буду готов удивить публику и еще двумя прыжками в четыре оборота - лутцем и сальховом. А на все разговоры о том, что я не выложился на чемпионате Европы, могу ответить, что на то была серьезная причина. Накануне чемпионата России я заболел гриппом и начал тренироваться только за три дня до отлета в Мальме на чемпионат Европы. К тому же мне никак не избавиться от мелких травм. 

- Элемент бильман, который ты исполняешь, как раз дает сильную нагрузку на спину. Может, стоит пожертвовать этим вращением ради здоровья? 

- В нынешнем году спина, кстати, почти не болит. А от бильмана я бы не отказался в любом случае. Ведь это, так сказать, моя визитная карточка. И если я перестану его исполнять, то утрачу часть своей индивидуальности. 

- В нынешнем сезоне ты работаешь с новыми хореографами... 

- Мы с Алексеем Николаевичем Мишиным стараемся сотрудничать с разными хореографами. И с каждым постановщиком начинаю работать как бы с чистого листа, забывая, чему меня учили предыдущие специалисты. Сейчас мне помогают руководитель мужского балета Валерий Михайловский и хореограф Мариинского театра Кирилл Симонов. Этих специалистов мы с тренером выбрали не случайно. Например, Валерий Михайловский сам танцевал адажио Альбинони и серьезно помог мне в постановке короткой программы под эту музыку. 

- Многие спортсмены жалуются, что в финале "Гран-при" им приходится в один день исполнять и короткую, и произвольную программы. Это действительно очень сложно? 

- Конечно, катать две программы в полную силу для спортсменов тяжело. И я не уверен, что это оправданно. Новые правила финала, по которым фигуристы катают две произвольные программы, были введены не так давно. И я бы не сказал, что раньше к этому турниру было меньше внимания со стороны зрителей и прессы. Многие фигуристы недовольны и введением в регламент чемпионатов мира и Европы квалификации. Ну неужели нельзя освободить от проката дополнительной произвольной программы сильнейшую десятку фигуристов? Ведь отсеивают-то всего двух-трех слабейших участников. 

- Женя, не секрет, что ты серьезно увлекаешься теннисом, А каковы успехи Плющенко-теннисиста? 

- Сейчас я почти забросил эту игру. Времени нет, да и травмы замучили. Но два года назад я принимал участие в любительском турнире "Глория Опен" и даже дошел до третьего круга. 

- Сейчас модно открывать рестораны, кафе. А у тебя в планах нет мысли заняться ресторанным бизнесом? 

- Может быть, когда-нибудь действительно открою ресторан. Если хватит заработанных денег. Но пока так далеко не заглядываю. В ближайших планах - только выступления. 
_________________________________________________________________________________

КОМИССАР КАТАНЬЯ
На этой неделе в Петербурге выступит Евгений Плющенко 


"Город" №7/2003
Максим Таланов 

"Он просто супер и просто класс!". "Он обаятельный и милый". "Я живу и надеюсь, что где-то на планете есть похожий на тебя парень". "За него нельзя не болеть, не переживать за него, он прославляет питерский и российский спорт…". Не подумайте, что все это о кумире питерской спортивно продвинутой молодежи Александре Кержакове. У зенитовца в Петербурге в плане популярности есть конкурент. Но если того же Кержакова можно регулярно увидеть на "Петровском", то фигурист Евгений Плющенко выступает в Питере только по большим праздникам. Им, без сомнений, станет стартующий 28 февраля в Ледовом дворце финал мировой серии Гран-при по фигурному катанию. 

РОЖДЁННЫЙ НА БАМЕ 

В большинстве справочников до сих пор значится, что Евгений Плющенко родился в Волгограде. Однако это не так. Евгений появился на свет в поселке Солнечный Хабаровского края, куда его родители отправились зарабатывать на хлеб насущный - строить БАМ. Впрочем, вскоре семья вернулась в Волгоград и никаких воспоминаний о таежных просторах у трехкратного чемпиона Европы не осталось. Разве что мама рассказывала, как в таежной мерзлоте он моментально подхватил воспаление легких и три месяца пролежал в местной больнице. В Волгограде была школа фигурного катания. Там работали добрые знакомые мамы Жени. Да и сама она была неравнодушна к фигурному катанию. "Впервые я привела сына на каток, когда ему было четыре года и два месяца, - вспоминает Татьяна Васильевна. - В группе, куда его записали, Женя был самым младшим. Поначалу ему было очень тяжело. Не мог стоять на коньках, падал, ползал по льду, плакал. Но потом привык и в рекордные сроки прибавил. Но тогда меня в первую очередь радовало другое - как только Женя стал заниматься фигурным катанием, он тут же перестал болеть". 

Все шло своим чередом, пока не произошло ЧП - единственная в Волгограде школа фигурного катания закрылась. Тогдашний наставник Плющенко Михаил Маковеев (его первым тренером была Татьяна Скала) посоветовал перебраться в Москву или Питер. Окончательный выбор сделала мама Евгения. 

ЗАМЕНИТЕЛЬ МАМЫ 

В Петербурге одиннадцатилетний Евгений стал тренироваться в группе знаменитого тренера Алексея Мишина. В Питер Плющенко приехал без родителей - Татьяна Васильевна переехала к сыну только через год. Они довольно долго жили в коммуналке, существовали преимущественно на деньги оставшегося в Волгограде отца. Свой первый гонорар Евгений получил в тринадцатилетнем возрасте на турнире в Австралии. Еще спустя пять лет Плющенко разбогател и перебрался в четырехкомнатную квартиру. 

В первый петербургский год родителей Плющенко пришлось заменять Алексею Мишину. Евгений жил в квартире тренера, Мишин его поил, кормил, попутно обучая правилам обращения со столовыми приборами, водил в кино и театр. На все это у Мишина находилось время, хотя первостепенное внимание тренер, по идее, должен был уделять не юному приезжему, а питерским звездам первой и второй величины - Алексею Урманову и Алексею Ягудину. 

ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ 

С Урмановым проблем не возникало. Зато Ягудин сразу стал косо смотреть на Плющенко. Вряд ли оттого, что увидел в нем будущего конкурента. Скорее - из чувства ревности. Все-таки Ягудин жил дома, а Плющенко - с их общим тренером. То есть новичок был ближе к Мишину, чем Ягудин. 

Со временем конкуренция между учениками Мишина из мифической превратилась в реальную. Все трое сегодня признают, что в спортивном плане она пошла им только на пользу. Каждый личным примером подстегивал другого. Правда, с психологической точки зрения работать было тяжело. В такой ситуации исход третьего лишнего был достаточно закономерным. Этим лишним назначил себя Ягудин, ушедший к Татьяне Тарасовой. Тогда и началась многосерийная драма, получившая в прессе название "Битвы железных мальчиков", которую увенчали Олимпийские игры в Солт-Лейк-Сити. 

На Олимпиаде Плющенко, как известно, проиграл своему главному конкуренту Ягудину, но воспринял ту неудачу спокойно. И до сих пор считает, что уступил не сопернику, а самому себе. 

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ 

Проиграл - значит допустил ошибку. А Плющенко научился из собственных ошибок извлекать уроки. Он вообще сильно изменился за последние годы. Если пять лет назад Женя мог позволить себе вместо тренировки отправиться играть в футбол, то теперь почти всегда приходит на каток раньше тренера. Четыре года назад Мишину приходилось во время соревнований ограждать ученика от посягательств сексапильных девиц, теперь в этом нет необходимости - Плющенко сам понимает, когда и с кем можно, а когда нельзя. Три года назад Евгений скрыл от Мишина полученную на тренировке травму (повредил ногу коньком) - сейчас подобная история невозможна. Два года назад Плющенко "перегулял" в одном из ночных клубов, что отразилось на утренней тренировке - теперь в "Метро" или "Акватории" он появляется изредка. Год назад Плющенко довольно скверно изъяснялся на английском - и до сих пор владеет им отнюдь не блестяще. Уроки даются Жене с трудом. Но должны же быть у человека недостатки! 

КАСКАД В БУДУЩЕЕ 

Сейчас Плющенко мечтает о том же, что и год назад, - стать олимпийским чемпионом. И у него есть все шансы добиться своей цели. А пока Евгений без олимпийского "золота" попытается войти в историю. К примеру, как первый фигурист, исполнивший четверной лутц. Или - как первый фигурист, сделавший каскад "3+4". Над этими элементами самый технически сильный представитель мужского одиночного катания в настоящее время работает. Есть и более простые задачи. К примеру, завершить обучение в Академии имени Лесгафта. В этом году Плющенко должен получить диплом и, соответственно, статус тренера. Еще нужно успевать следить за своим джипом, кормить любимого пса - американского бульдога по кличке Голден, помогать матери управляться по хозяйству, ходить на дискотеки, в боулинг-клубы и бильярдные, иногда пить пиво и разрываться между многими женскими сердцами. 

__________________________________________________________________________________

ЕВГЕНИЙ ПЛЮЩЕНКО: Я БОРОЛСЯ С ЯГУДИНЫМ НА ЛЬДУ,
А ОН БОРОЛСЯ СО МНОЙ В ЖИЗНИ 



"Петербургский Календарь" февраль 2003
Кирилл Легков 

Из всех вершин, существующих в фигурном катании, ему к 20 годам не покорилась только одна - олимпийская. Но именно его называют "золотым мальчиком" и считают законодателем мод на льду. Петербуржец Евгений Плющенко - главная звезда финала Гран-при в Петербурге. 

СУДЬИ МЕНЯ ЛЮБЯТ 

- В отсутствие Алексея Ягудина (олимпийский чемпион Солт-Лейк-Сити пропускает нынешний сезон. - К. Л.) все чаще слышны разговоры о том, что из мужского одиночного катания ушла главная интрига - Плющенко, дескать, не с кем соревноваться. 

- Неправда. Есть очень много сильных фигуристов - Тимоти Гейбл, Майкл Вайс, Александр Абт… Не могу сказать, что моим единственным соперником был Ягудин. 

- Тем не менее на чемпионате Европы в Мальме вы старались ровно столько, сколько это было нужно для победы (Плющенко выиграл чемпионат Европы третий раз за карьеру - К. Л.). 

- Прыгать выше головы не было надобности. Перед чемпионатом я переболел гриппом, и в Мальме мне просто нужен был чистый прокат. 

- В Мальме, судя по газетным фотоснимкам, вы еще и в футбол играть успевали. Это хобби? 

- Да, играли в "мини" с друзьями-фигуристами. В основном с русскими. 

- Травму не боитесь получить? 

- Мы играем без силовой борьбы. 

- Кто ваш любимый футболист? 

- Нравятся Шевченко, Кержаков, Аршавин, из зарубежных звезд - Роналдо, Зидан. 

- Может, вы слышали, что Роналдо в качестве допинга перед каждым матчем практикует пассивный секс. А вы как готовитесь к соревнованиям? 

- Секс? Думаю, он может только помешать. Хотя все спортсмены разные - некоторым, может, и секс помогает. Но я готовлюсь по-другому. 

- Как? 

- Это секрет. 

- Ваша личная оценка своих выступлений расходится с оценками судей? 

- В последние лет пять они почти всегда совпадали. Я благодарен судьям за то, что они меня любят, действительно любят. 

- В Мальме была опробована новая система судейства. Что скажете? 

- По-моему, даже сами судьи в ней до конца не разобрались. Теперь из 14 оценок, выставленных арбитрами, компьютер автоматически отбрасывает пять, и ты узнаешь свой результат. По какому принципу компьютер отбирает "лишние" оценки, никто не знает. В Мальме эту систему долго обсуждали, но к единому мнению так и не пришли. Будет ли продолжен эксперимент, не знаю. 

ГИПНОЗ ИЛИ ОШИБКА? 

- После Олимпиады в Солт-Лейк-Сити некоторых арбитров обвинили в связях с "русской мафией". Вы в это верите? 

- Я - нет. Это не мой бизнес. Мой бизнес - фигурное катание. А кто кому платит и водит дружбу с Тайванчиком - не мое дело (Тайванчик - известный в криминальных кругах Алимжан Тохтахунов, которого европейская пресса обвиняет в организации подкупа судей на соревнованиях спортивных пар в Солт-Лейк-Сити - К. Л.). 

- Почему про людей связанных с фигурным катанием, сочиняют столько небылиц? 

- Это надо спросить у тех, кто сочиняет. Некоторым спортсменам даже нравится, когда копошатся в их личной жизни, но я к ним не отношусь. 

- Вам журналисты сильно досаждают? 

- В последнее время - да. 

- Какой самый дикий слух про себя вы слышали? 

- По какому-то каналу сообщили, что я разругался со своим тренером Алексеем Мишиным и ушел от него, хлопнув дверью. 

- Еще говорят, что на банкете, посвященном окончанию соревнований в Солт-Лейк-Сити, вы с Мишиным якобы отказались подняться из-за стола и выпить за здоровье Татьяны Тарасовой (тренера Ягудина. - К. Л.). 

- Гм… Я такого не помню. 

- Об этом рассказал в интервью психолог Рудольф Загайнов, помогавший на Олимпиаде Ягудину. 

- Ну, пусть рассказывает дальше. 

- Говорят, это не психолог, а сущий демон, который гипнотизировал вас во время выступлений? Не знаю, какой он специалист. Знаю, что он ходил за Ягудиным, что-то внушал ему, но меня это мало касалось. Я просто допустил нелепую ошибку в короткой программе, из-за которой не смог выиграть. 

- По мнению Загайнова, Мишин не должен был рассказывать вам о том, что Ягудин пригласил в помощники человека, которого удаляли из зрительного зала за то, что он гипнотизировал Карпова во время его матча с Каспаровым. Якобы после этого вы испугались и стали падать. 

- Я не могу никого испугаться. Когда я выхожу на лед, то сосредоточен только на выступлении. Если фигурист во время выступления будет думать о зрителях, родителях, брате, сестре или собаке - уверен, у него ничего не получится. А с Мишиным мы насчет Загайнова даже не разговаривали. 

- Вы с Ягудиным занимались у одного тренера, жили в одном городе… Кто превратил ваше соперничество в войну? 

- В войну? Я бы не стал использовать этот термин. Считаю, что спор между фигуристами может идти только на льду. Если ты снял коньки, дружи, разговаривай. Не хочешь - уходи в сторону. Так получилось, что, когда я приехал в Петербург (это случилось в середине 90-х. - К. Л.), Леша Ягудин отнесся ко мне не слишком дружелюбно. Я с этим смирился и никогда не навязывался к нему в друзья. Я выходил и боролся с Ягудиным на льду, а он боролся со мной в жизни. Но сейчас все в прошлом. Мы с Ягудиным, когда встречаемся, здороваемся, иногда вместе играем в футбол, в теннис. 

ЧЕМ БОЛЬШЕ ЧЕТВЕРНЫХ, ТЕМ ЛУЧШЕ 

- Расскажите о вашей новой программе. Почему так быстро забросили "Кармен", которую исполнили только на Олимпиаде? 

- "Кармен" я катал не только на Олимпиаде, но и в коммерческом шоу. За четыре месяца показал ее в Америке 93 раза! Так что нельзя сказать, что век у программы получился недолгим. Для этого сезона я подготовил две новые программы: "Адажио" на музыку Альбинони и "Бандитский Петербург" на музыку Игоря Корнелюка. Музыка, написанная Игорем для самого фильма, нам не подошла. Мы долго пробовали так и эдак, уже хотели отказаться, но в самый последний момент Корнелюк сделал окончательный вариант, за что мы ему очень благодарны. 

- В чем новизна программы? 

- Мы вернулись к классике, к балету. В ее постановке приняли участие Валерий Михайловский (руководитель "Мужского балета" - К. Л.) и хореограф Кирилл Симонов. 

- От услуг прежних хореографов отказались? 

- С Эдвальдом Смирновым продолжаем работать, а Давид Авдыш пока взял паузу. 

- Зачем вам вообще хореографы? Сейчас фигурное катание напоминает легкую атлетику - кто кого перепрыгает. Согласны? 

- Да, требования к технике очень возросли. Без нее никуда. На красоту катания смотрят уже во вторую очередь. 

- Какими приемами нужно владеть, чтобы бороться за золото? 

- У каждого свой козырь - или техника прыжков, или артистизм, или техника вращений, или техника шагов. Если фигурист владеет всем сразу, это здорово. Но в любом случае, чем больше четверных прыжков, тем лучше. 

- Вашему тренеру принадлежит фраза: "Мы не зацикливаемся на результатах, а двигаем фигурное катание вперед. Что она означает? 

- Алексей Николаевич имеет в виду то, что мы делаем фигурное катание лучше, осваиваем новые элементы. Недавно, например, я исполнил совершенно новый каскад 4+3+3. На Олимпиаде он у меня получился не очень хорошо, а на "Русском кубке" вышел чистым. 

ПАРЕНЬ ИЗ ТАЙГИ 

- Тренер Мишин приходится вам кем-то вроде отца. Где он вас нашел? 

- Я сам приехал в Петербург. В Волгограде закрылась школа фигурного катания, и мой первый тренер сказал: "Поехали в Питер". Тут меня обнаружил Мишин. Поселил в квартире, где жили его ученики из Испании, Кореи. Ну, а дальше я уже сам. 

- Правда, что вы родились в тайге? 

- Да, в поселке Солнечное Хабаровского края - слыхали про такой? Это на БАМе, куда в конце 70-х отправились на заработки мои родители. Строили там железную дорогу, дома - тогда это было престижно. А через пару лет вернулись в Волгоград. 

- Когда вы почувствовали, что Петербург стал для вас родным? 

- Лет пять назад. А когда только приехал сюда, то даже не понял, где нахожусь. Но постепенно привык. 

- Где проводите свободное время? 

- В ночные клубы хожу редко. Если соберемся, то идем в "Акваторию", "Метро" или Plaza. Люблю боулинг, бильярд. 

- Вы - студент Академии физической культуры имени Лесгафта. На учебу времени хватает? 

- Конечно, не хватает. Но в этом году мучения заканчиваются - защищаю диплом. 

- По специальности… 

- Тренер. 

- По призванию или на всякий случай? 

- В любительском фигурном катании сейчас долго не продержишься. Нужно думать о будущем. Закончу кататься - может, возьму учеников, буду тренировать. 

- Специальные книжки уже читаете? 

- Сейчас читаю в основном молодежные журналы. Или детективы. 

- Машину сами водите? 

- Да. В 16 лет приобрел Volkswagen, в 17 - Toyota Land Cruiser, затем - спортивную Audi S4 и Mersedez Е-класса. Потом почти все их продал, а родителям купил "РАФ-4". 

- Что еще коллекционируете? 

- Холодное оружие. Года четыре назад зашел в один магазинчик и приобрел красивый меч. Кода об этом узнал Мишин, он сам мне стал дарить оружие - ножи, топоры. 

- Жену приведете - испугается… 

- Понял, куда вы клоните. Женщины, которые меня любят, должны знать, что я их тоже люблю. И не забываю. 

- Женитьба в ваши планы не входит? 

- Нет. Сердце мое пока свободно. 

__________________________________________________________________________________

И СНОВА НА АРЕНЕ 


Буклет Финала Гран При 2003 
Андрей Симоненко 

Последний раз в Ледовом дворце Евгений Плющенко выступал пятнадцать месяцев назад - в ноябре 2001-го, на Cup of Russia. Один из самых ярких моментов того турнира состоялся на официальной тренировке - действующий чемпион мира под аплодисменты пары сотен присутствовавших зрителей с третьей попытки абсолютно чисто исполнил четверной лутц. Болельщики и специалисты ждали тогда от Евгения и новой произвольной программы. Увы, рождавшийся в тяжелейших муках номер увидел свет лишь на финале "Гран-при" в канадском Китченере и до Игр в Солт-Лейк-Сити по ряду причин так и не дожил, уступив место "Кармен"… 

Нынешний сезон ученик Алексея Мишина проводит так, словно вознамерился навсегда забыть про свое олимпийское "серебро", про ту кошмарную случайность в короткой программе, лишившую весь мир уникальной возможности увидеть золотую битву двух российских гигантов. Все свои старты после Солт-Лейк-Сити 2002 Плющенко выиграл "в одни ворота", заставив даже недоброжелателей вспомнить о сезоне 2000/2001. Тогда, напомним, этот уникальный фигурист не проиграл ни единого турнира. Причем, его главный оппонент Алексей Ягудин находился в добром здравии и в боевой форме. Нынче, правда, Евгений остался в одиночестве: тяжелая травма поставила под сомнение дальнейшую карьеру Ягудина… 

В то же время, несмотря на отсутствие реальных конкурентов, лидера российской сборной ждет не самая легкая жизнь. Ему необходимо найти правильный ответ на самый главный вопрос: что делать в ситуации, когда твои любимые слова "мой основной соперник - это я сам" наконец-то обрели реальный, осязаемый смысл? Ибо от этого самого ответа во многом зависит судьба главной награды на Олимпийских играх в Турине. 

Сложный вопрос. Проще ответить, чего не стоит делать. Не стоит топтаться на месте. Ставить перед собой цель восходить на уже покоренные вершины при условии, что шанс подняться на единственную непокоренную - заветную - настанет лишь через три года, мучительно трудно. Однако иного выхода нет. Выигрывать золотые медали, не напрягаясь и спокойно исполняя один четверной прыжок за турнир, можно. Какое-то время это будет происходить легко. Но ничего не стоит при этом потерять вкус к борьбе, а затем так и не вернуть его. Не стоит следовать моде. Наоборот настоящий лидер сам должен устанавливать стандарты в своей "вотчине", без оглядки на пресловутую "княгиню Марью Алексеевну"… 

Получается ли это у Плющенко "на все сто" - судить зрителю. Больше всего споров вызвала новая произвольная программа Евгения "Бандитский Петербург" на музыку Игоря Корнелюка. Кое-кто упрекал фигуриста в излишней приверженности саундтрекам. Однако эта программа - подарок землякам к 300-летию города - вышла в целом весьма интересной. 

Но несравнимо более удачная работа новой команды хореографов во главе с Валерием Михайловским - блестящая короткая программа на бессмертное "Адажио" Томмазо Альбинони. Плющенко в ней виртуозен - и, кажется, это произведение искусства станет самым уверенным шагом Евгения в четвертое измерение фигурного катания, постигших тайну которого называют великими фигуристами без всякой оглядки на завоеванные медали и титулы. У Плющенко есть еще одна программа потенциально такого же калибра. Потенциально - потому что реально прогреметь на весь мир ей так и не довелось. Это "Жизнь артиста" - та самая мучительно рождавшаяся программа осени 2001 года. Программа, которой побывать на Олимпиаде оказалось не суждено, была публично исполнена лишь дважды, а затем отправлена "на полку". Хотя двух прокатов хватило для того, чтобы осознать: по глубине выразительности она - среди лучших у Евгения. После московского этапа "Гран-при" Плющенко, дал понять, что, скорее всего, второй произвольной программой в Финале, исполнит именно "Артиста". 

Не стоит, пожалуй, опережать события и дарить Жене третий титул победителя "Гран-при". В фигурном катании бывает все. Но то, что мы увидим в исполнении Евгения программы высочайшего класса - несомненно. И почти наверняка - станем свидетелями очередной победы. Плющенко над самим собой. Ведь у него на вопрос "Что делать?" есть свой собственный ответ. 

__________________________________________________________________________________

ФИНАЛ ГРАН ПРИ (28.02-02.03.2003). ВЫДЕРЖКИ ИЗ РАЗНЫХ ИСТОЧНИКОВ. 


ФИНАЛ ГРАН-ПРИ


"Фигурное катание", №1(7)2003 

…И, наконец, мужчины. Техничные представители Китая, типичный в русском представлении, изящный француз (Бриан Жубер стал в итоге третьим), ниши Александр Абт и Илья Климкин (у него второй результат) смотрелись вполне достойно. Вот только с чем сравнить выступление Евгения Плющенко и настрой, присутствовавшей при этом публики? Должно быть, именно такое состояние царило в русских городах, когда в них вступали гусары… 
Женя парил над поверхностью льда - это факт. Уникальный каскад из четверного и тройного тулупов с тройным риттбергером был исполнен так легко и непринуждённо, будто для него это - сущий пустяк. Публика отбивала ладони стоя, шесть судей поставили 6.0 за артистизм, тренер Алексей Николаевич Мишин, если и улыбался при этом, то где-то глубоко внутри… 
__________________________________________________________________________________
 

ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ
Евгений Плющенко отдал себя зрителям целиком 

"Смена" 4 марта 2003
Даниил Орловский 

Рассказывая вчера об итогах финала ИСУ "Гран-при" по фигурному катанию, я умышленно сделал упор на те виды программы, где присутствовали борьба и интрига. В соревновании мужчин, по сути, не было ни того, ни другого. Зато было явление народу Евгения Плющенко. Оно получилось настолько ярким, что заслуживает отдельной публикации. Нельзя сказать, что Плющенко чем-то удивил. Нет, он предстал именно таким, каким мы его привыкли видеть, вдохновенным, на сто процентов уверенным в себе и в своем превосходстве над остальными, безупречно техничным и просто безупречным. Нюанс же заключается в том, что в последнее время Евгений не был похож на самого себя. Он чаще, чем обычно, болел, реже выступал, а когда выходил на лед, то добивался максимального результата с минимальной выкладкой козырей. На том же чемпионате Европы в Мальме кумир значительно упростил произвольную программу. И в Петербурге поначалу Женя экономил силы. Что, впрочем, вполне естественно, учитывая регламент турнира. Два выступления в один день - многовато. (Кстати, на жесткий формат финала жаловалось большинство фигуристов. Как выяснилось, об этом якобы ничего не знал президент ИСУ Оттавио Чикванта). Но в решающей произвольной программе Плющенко отдал себя целиком. Сложнейшая комбинация четверной тулуп - тройной тулуп - тройной ритбергер была исполнена идеально. Равно как и остальные элементы. Филигранная техника плюс высочайший артистизм. Вот она, формула великолепия. Тренер фигуриста Алексей Мишин очень просил выразить благодарность композитору Игорю Корнелюку за музыку, написанную для Евгения. Что я и делаю. "Плющенко прочувствовал эту композицию, она - его", - говорит Алексей Николаевич. Весьма символично, что посвящена программа Евгения 300-летию Петербурга. В ставшем ему родным городе Плющенко полностью воплотил на льду замысел Корнелюка, тренера и самого себя. 

 _________________________________________________________________________________

ТРИ ГОЛОВЫ ПЛЮЩЕНКО

"Невское время" 4 марта 2003
Александр Иванов 

Главным действующим лицом вновь стал Евгений Плющенко. "Сегодня был один из лучших моих прокатов. Первый раз каскад "четверной тулуп - тройной тулуп - тройной риттбергер" я попытался исполнить на Олимпийских играх 2002 года, но тогда он получился с помаркой. Чисто я исполнил его на Гран-при России в Москве, и вот теперь мне удалось повторить это". Судьи "согласились" с подопечным Алексея Мишина -шесть высших оценок за артистизм, остальные - 5,9! Одна 5,8 и остальные 5,9 за технику! Нельзя и сосчитать, на сколько голов Плющенко сейчас выше остальных фигуристов мира! На три - точно! 

 __________________________________________________________________________________

ПОДАРИЛ "ШЕСТИГРАННИК" 

"Вёрсты" 4 марта 2003
Эдуард Сорокин 

Евгений Плющенко одержал очередную уверенную победу, заработав в финале "Гран-при" по фигурному катанию шесть оценок по 6,0. Регламент состязаний "Гран-при" отличается от чемпионатов мира и Европы. Традиционно в первый день по шесть участников (отобранных по результатам шести предшествующих этапов) в каждом из четырех видов в режиме нон-стоп исполняют и короткую, и произвольную композиции. А на следующий день вновь катают произвольные программы, но не те, что накануне, а совсем другие. Поначалу любимец питерской публики (оба дня соревнований трибуны Ледового дворца были переполнены) выглядел явно не в своей тарелке. Если год-два назад за выступления в короткой программе Плющенко регулярно получал "шестерки", то ныне (при безошибочном катании) судьи оценили его технику от 5,6 до 5,8 балла. Какие слова он услышал от своего наставника в тот вечер, неизвестно. Может быть, Алексей Мишин указал воспитаннику на то же самое, на что в последнее время все явственнее намекают журналисты. А именно, его победы на чемпионатах России и Европы по большому счету были обусловлены не столько собственным исполнением, сколько ошибками соперников. А быть может, профессор Мишин вообще ничего не сказал Евгению. Но так или иначе, на следующий день он был неузнаваем. Вторая произвольная программа Плющенко на музыку композитора Игоря Корнелюка, посвященная 300-летию города на Неве, сразила наповал даже видавших виды знатоков фигурного катания. Евгений во второй раз в своей карьере без помарок выполнил архисложный каскад из трех прыжков: четверной тулуп - тройной тулуп - тройной ритбергер. И когда на табло из семи оценок высветились шесть "шестерок", публика зашлась в восторге. 

 __________________________________________________________________________________

"ПЕТЕРБУРГ-300" ЕВГЕНИЯ ПЛЮЩЕНКО 

"Дни.Ру" 3 марта 2003 

Победа Евгения Плющенко была наиболее прогнозируемой в финале "Гран-при" по фигурному катанию. Конкуренцию ученику Алексея Мишина мог составить разве что он сам. Но последний раз Евгений не справился с нервами год назад. Роковая ошибка стоила ему олимпийского золота. С тех пор Плющенко на международных соревнованиях подобных просчетов не допускал. 

В Петербурге чемпион Европы был в ударе. Программа "Петербург 300", посвященная, как можно догадаться из названия, предстоящему юбилею города, была поставлена на музыку известного питерского композитора Игоря Корнелюка к фильму "Бандитский Петербург". 

Кстати, Корнелюк сам сделал аранжировку для программы вице-чемпиона Солт-Лейка. Поговаривают, что окончательный вариант рождался, как и положено, в творческих муках. 

Но результат оправдал все физические и моральные затраты на создание "совместного" произведения. Во всяком случае, именно в этом сезоне Евгений в рамках официального соревнования справился с уникальной комбинацией прыжков 4+3+3. 

Впервые она покорилась ему в Москве, на российском этапе "Гран-при". Второй раз – в Санкт-Петербурге. 

Правда, высший бал он все же получил не за технику, а за художественное представление программы. Шесть шестерок – личный рекорд Жени. 

"Теперь надо стремится к тому, чтобы получать 6.0 и за технику, и за артистизм одновременно", - поделился чемпион своими планами на будущее. 

- Женя, финал "Гран-при" – это ваше лучшее катание? 

"Лучше я катался только на тренировках, - сострил Евгений. Хотя, кто знает. Ведь в каждой шутке есть доля истины. – Действительно, самой лучшей не бывает. Но это одно из хороших выступлений". 

Плющенко был единственным участником, откатавшим программу на едином дыхании и без ошибок. И ставший вторым Илья Климкин, и уступивший третью позицию французу Бриану Жуберу Александр Абт, не говоря о китайских спортсменах, не избежали наказания баллом. 

Финал "Гран-при" по фигурному катанию. Мужчины. Итоговое положение: 1. Евгений Плющенко, 2. Илья Климкин (оба - Россия), 3. Бриан Жубер (Франция), 4. Александр Абт (Россия), 5. Чендзян Ли, 6. Ли Мин (оба - Китай). 

 __________________________________________________________________________________

РЕКОРД ПЛЮЩЕНКО 

"День" 3 марта 2003
Ирина Мишина, Андрей Васильев 

...В остальных видах соревнований все было ясно задолго до начала. Евгений Плющенко оказался той глыбой, о которую "разбили" себе лбы Илья Климкин (второе место) и француз Жубер (третье). В Питере Плющенко второй раз в своей жизни исполнил уникальный каскад "четверной тулуп-тройной тулуп-тройной риттбергер". 
- Сегодня поставили за выступление шесть "шестерок" за артистизм. Это мой личный рекорд, - сказал Женя. - Теперь надо стремиться к тому, чтобы и за технику получать 6.0. 
А тренер фигуриста Алексей Мишин поблагодарил питерского певца и композитора Игоря Корнелюка, который сделал для программы Плющенко аранжировку музыки из сериала "Бандитский Петербург". 
- Музыка получилась народной, - заявил Мишин. - Женька молодец, настоял на том, чтобы мы ее взяли для произвольной программы. Хотя я долго был против. 
__________________________________________________________________________________
 

ШЕСТЬ "ШЕСТЁРОК" ПЛЮЩЕНКО 

"Газета.Ру" 1 марта 2003
Константин Бяльский 

Желающих не только занять место лидера в мужском одиночном катании, но даже просто бросить перчатку Евгению Плющенко пока не видно. Разве что отдельные журналисты критикуют питерца за то, что не каждую программу он катает на высший балл. Видимо, здорово рассердили подобные публикации воспитанника Алексея Мишина. Плюс родной город, трехсотлетию которого посвящена произвольная программа. Плюс публика, восторженно встречающая Евгения. Словом, такого вдохновенного катания в исполнении Плющенко давненько видеть не приходилось. Шесть "шестерок"!
И такого давненько не было на крупнейших соревнованиях по фигурному катанию. Причем оценки были вполне заслуженными. Губернатору Санкт-Петербурга впору давать команду залить каток на Дворцовой площади в мае, чтобы продемонстрировать шедевр в исполнении Евгения гостям, которые съедутся на юбилей северной столицы. 

 _________________________________________________________________________________

МЫ ЛИДИРУЕМ В ТРЕХ ВИДАХ ИЗ ЧЕТЫРЕХ 

"Спорт-Экспресс" 1 марта 2003
Елена Вайцеховская 

...Второй повод задуматься дала короткая программа у мужчин. Ее безошибочно выполнил лишь Евгений Плющенко. Но если год-два назад за выступления в короткой программе он регулярно получал "шестерки" за технику, то в Питере (при безошибочном катании) его "технические" оценки колебались в промежутке от 5,6 до 5,8. "Я готовился и настраивался предельно серьезно, - сказал Плющенко. - Но когда начал кататься, почувствовал, что ноги тяжелые и не хватает воздуха". 
Надо отдать должное чемпиону Европы: даже в этом состоянии он сумел собраться на борьбу. Вот только получается, что по большому счету возглавить гонку фигуристу позволило не столько собственное исполнение, сколько ошибки соперников. Совсем недавно сама вероятность подобной близости конкурентов показалась бы оскорбительной. 

 __________________________________________________________________________________

НА ЛЁД С УТРА ПОРАНЬШЕ ПРИШЛОСЬ ВЫХОДИТЬ В ПИТЕРЕ ГРАНДАМ 

"Советский спорт" 1 марта 2003
Сергей Циммерман 

Финал "Гран-при" - соревнование необычное во всех отношениях. Во-первых, в них участвуют только по шесть сильнейших в каждом виде по итогам шести этапов "Гран-при". Во-вторых, они сверхскоротечны - в течение двух дней фигуристам надо откатать короткую и две (!) разные произвольные программы. Причем вторая ценится выше первой. Неудивительно, что вчера всем участникам финала пришлось выходить на лед дважды - утром с короткой, а вечером с первой произвольной программами. Зрители, естественно, были в восторге, еще бы, в один день перед тобой выступают все сильнейшие во всех номинациях, да еще и по два раза. Однако сами фигуристы от формулы проведения финалов, похоже, не в восторге. "Честно говоря, тяжеловато. У меня, например, с утра ноги были просто ватными. А что будет вечером, представить и вовсе трудно", - признался сразу после короткой программы Евгений Плющенко, что, впрочем, не помешало ему захватить лидерство. Впрочем, как и Илье Авербуху с Ириной Лобачевой после оригинального танца. Они, кстати, приехали в ледовый Дворец аж в 8 утра (между прочим, в это же время "Красная стрела" доставила на Московский вокзал Петербурга знаменитых Людмилу Белоусову и Олега Протопопова. 

 __________________________________________________________________________________

ОХРАННИКИ ЗАДЕРЖАЛИ ЧЕМПИОНОВ 

"Жизнь" 1 марта 2003 

Победители европейского первенства в парном катании Татьяна Тотьмянина и Максим Маринин едва прорвались на свою последнюю тренировку перед финалом Гран-при в Питере. Их не пускали охранники Ледового дворца. Причем они не узнали своих же питерских спортсменов. Потребовали показать документы и открыть спортивные сумки. Фейс-контроль продолжался очень долго. Из-за этого ребятам пришлось кататься самыми последними, второпях повторять элементы и умолять организаторов дать им еще несколько минут потренироваться. 
- Что творится - кошмар! - сказал лишь Максим. 

Другие: 
- Чемпион мира Евгений Плющенко отрабатывать тройные прыжки начал еще на ковре в коридоре. Так отдавался работе, что не обращал внимания на толпу зевак. 
Звезда женского одиночного катания Ирина Слуцкая всерьез намерена выиграть этот турнир. На льду она появилась первая и ушла с него последней. Несколько раз полностью прокатала свою произвольную программу "Тоска". 

 __________________________________________________________________________________

ПЛЮЩЕНКО ТРЕБУЕТ КЛЮШКУ 

"Газета.Ру" 28 февраля 2003
Константин Бяльский 

Мужчины, как водится, на усталость не жаловались. Российское трио, захватившее лидерство после первого дня состязаний, в полном составе высказало желание принять участие в футбольном матче против сборной остального мира.
Уверенно откатавший свою олимпийскую "Кармен" Евгений Плющенко пошел еще дальше.
Он сказал, что фигуристам в Ледовом дворце, где потерпела фиаско три года назад звездная российская дружина из НХЛ, сам бог велел сыграть в хоккей. Допустит ли такое многоопытный наставник Алексей Мишин, сказать сложно. Скорее всего, побережет своего воспитанника для чемпионата мира. По фигурному катанию, а не хоккею. Хотя в этом сезоне соперников у Евгения нет. 

 __________________________________________________________________________________

ПТЕНЦЫ, ВЫПАВШИЕ ИЗ ДВОРЯНСКОГО ГНЕЗДА 

"Советский спорт" 6 марта 2003 

Вопрос: Здравствуйте, это Лена из Саратова. Я так рада услышать вас, хотя по молодости ни разу не видела вашего катания вживую. Знаю, что вы были почетными гостями финала "Гран-при" по фигурному катанию. Понравилось ли вам выступление Евгения Плющенко? 

Олег Протопопов: Женя стал главной звездой этих соревнований. Он продемонстрировал самое современное катание и по праву получил пять "шестерок". Сегодня в мире есть фигуристы, которые, как и Плющенко, хорошо выполняют четверные прыжки. Но по выразительности выступления они с ним сравниться никак не могут. Соперники катаются с руками "аэропланчиком", а у Жени они живут. Недаром же руководитель ансамбля народного танца Игорь Моисеев говорил: "Ноги танцуют, а руки преподносят". 
__________________________________________________________________________________
 

ПРОТОПОПОВ-БЕЛОУСОВА: МЫ ВЕРНУЛИСЬ ИЗ САМОВОЛКИ

"СПОРТклуб", №42003
Зифа Архинчеева 

Вопрос: Кто вам нравится из фигуристов нынешнего поколения?
Людмила Белоусова: Женя Плющенко. Он не просто катается, а танцует. Бережная-Сихарулидзе создали на льду настоящую гармонию тел мужчины и женщины. Скоро, я думаю, можно ожидать бомбу со стороны китайцев. Они очень музыкальные, техничные и пластичные. 

__________________________________________________________________________________

ГАРМОНИЮ АЛГЕБРОЙ ПОМЕРИТЬ НЕЛЬЗЯ 


март 2003 
Татьяна Левун 

Евгений Плющенко, получив шесть высших оценок, с блеском выиграл финал Гран-При в Санкт-Петербурге. Так вдохновенно он давно не катался! Чемпион Мира, трехкратный чемпион Европы добавил к своей коллекции еще и третью победу в Финале Гран-при. 

- Как ты сам оцениваешь свое выступление здесь? 

- Короткую программу катать было очень тяжело. Первую произвольную полегче. Но все то, что я планировал, сделал. Считаю, что катался очень хорошо. Сделал каскад 4+3+3. Я пытался сделать его на Олимпийских играх, но, к сожалению, неудачно. Потом впервые без помарок прыгнул на этапе Гран-При в ноябре в Москве. И вот сейчас здесь. Я доволен. 

- Это лучшее твое выступление за последнее время? 

- Лучше я катался на тренировках. 

- После такой оглушительной победы отдых планируешь? 

- Конечно, отдохнуть надо. Но затягивать с этим тоже не стоит, ведь через три недели - главное соревнование сезона - Чемпионат Мира. 

- Насколько важно для тебя выступать в Питере накануне его трехсотлетия? 

- Я очень люблю выступать дома, как говорится, родные стены помогают. И для меня очень важно было выиграть в Петербурге. Свою победу я посвящаю, безусловно, родному городу. 

- Шесть оценок 6.0 за артистизм - это твой личный рекорд? 

- Да, наверное. Но это не предел. Нужно стремиться, чтобы и за технику 6.0. получать, и за артистичность. 

- Как здоровье? Травма спины не беспокоит? 

- Спина понемногу дает о себе знать всегда. Но и не только она: ахилы, колени, стопы… Старик!!! В 20 лет столько болячек! Но ничего, справляемся понемногу… 

- Алексей Ягудин не выступает в этом сезоне в любителях. И серьезной конкуренции ни на одном соревновании тебе никто составить не может. Может быть, тебе не хватает соперничества? 

- Я слышал, что Алексей ушел. Но остался я. Я буду бороться со всеми, и прежде всего с самим собой. Нет такого, чтобы я приехал на соревнование и сказал: "Ну, вот, теперь я первый!". Я всегда выкладываюсь на 100%. А отсутствие Алексея никак не сказывается на моем настрое. 

- А как ты думаешь, насколько быстро будет развиваться техника фигурного катания? Пятерной прыжок будет? 

- На этот вопрос, думаю, лучше ответит мой тренер. 

Алексей Николаевич Мишин: 

- Прыжок с шестом из бамбука на 6 метров - был невозможен. Поэтому появился новый инвентарь, уже из другого материала. И сделать пятерной прыжок теми инвентарем и методом, которые имеются сейчас невозможно. Но это вовсе не означает, что эти прыжки вообще не появятся. Их будут делать, но для этого нужны новые механизмы, методы и оборудование. 

- По накалу страстей этот сезон очень отличается от Олимпийского. Жене просто не с кем соревноваться. Можно даже не вручать серебряную медаль, настолько велик отрыв от основных конкурентов. Нет ли такой опасности остановиться на достигнутом, застыть, ведь до Олимпиады еще три года? 

- Я бы не хотел, чтобы журналисты, имеющие опыт в фигурном катании, так активно разделяли Женю и Лешу, и меня как тренера Плющенко и противника Ягудина. Их лучше не противопоставлять, ведь вражды в нашем обществе и так достаточно. Они оба - мои чемпионы Мира. Но если вспомнить этап Гран-При Скейт-Америка, последний турнир, на котором участвовал Алексей Ягудин, то там большого разрыва в катании я не видел. А высокие оценки - это скорее дань традиции. То, что Ягудин ушел, и Жене не с кем соревноваться, - иллюзия. Зреют новые волны. Свято место пусто не бывает! 

- Но ведь на данный момент ему, действительно, нет равных. Он прыгает потрясающий каскад 4+3+3. Если вспомнить чемпионат России, то ни один человек чисто не прыгнул четверной прыжок. 

- Безусловно, Женя очень техничный спортсмен. Но ведь, по сути говоря, я тренер, в наибольшей степени повлиявший на развитие техники прыжковых элементов. Понимаете, не разговоры тренера двигают воздух! А спортсмена совершенствуют упражнения. Так вот, я создал большой широкий комплекс упражнений, целую систему, благодаря которой мы и добиваемся таких результатов. 

- По оценкам получается, что наименее успешная программа (по крайней мере, на этом турнире) - короткая - "Адажио" Альбинони. Как вы это объясняете? 

- Есть программы, которые по замыслу наименее выигрышные. Мы уже делали такое количество программ под совершенно невообразимое число разных музыкальных произведений! Но такой философской программы у Жени еще не было. Ведь если спортсмен разучивает какой-то элемент не для программы, он никогда не научится его делать. Как только он делает его на соревнованиях - он совершенствуется технически. А благодаря подобным программам, Женя растет эстетически. Если вы обратили внимание, сейчас он катает "Бандитский Петербург" и "Кармен" совсем с другими эмоциями, нежели раньше. Он растет. 

- Как вы относитесь к тому, чтобы по новой системе судейства одни судьи оценивали технику, а другие - артистизм? 

- Вопрос судейства - это не одна фраза, не эссе, не рассказ и даже не повесть. Это многотомный роман… Методологически сама попытка объективизировать субъективное восприятие фигурного катания порочна. Можно понять то, что я сказал? Гармонию алгеброй нельзя померить. Ведь эстетический и технический компоненты - неразделимы. 

- Перед чемпионатом мира будете что-то менять в подготовке, чтобы постараться сохранить форму, в которой сейчас находится Женя? 

- Сохранять форму или подняться выше - нельзя. Форма - это пик. Ее можно только потерять. Поэтому лучше упасть самому, чтобы потом снова подняться...
Сейчас только первый послеолимпийский сезон. Поэтому не нужно куда-то бросаться, делать что-то сверхъестественное. Я работаю на победу спортсмена, а не на свой имидж. Я вижу много программ, которые рассчитаны на то, чтобы показать, какой хороший хореограф, или какой интересный тренер. Анализируя порядок следования элементов, или расстановку шагов, вращений, нужно смотреть на физиологические особенности спортсмена, а не на то, как бы сделать так, чтобы элемент смотрелся лучше. Что мы и стараемся делать! А в какой форме сейчас находится мой спортсмен, можно будет сказать только по прошествии сезона. 

- Никто не знает Женю лучше, чем вы. Его выступление на этом турнире, особенно во второй произвольной программе, которая получила столько лестных отзывов, - это хорошая работа или вдохновение? 

- Я вам прямо скажу, что вдохновение было и есть. Но выходить на лед в течение всей своей карьеры на одном вдохновении нельзя. Ведь когда плачет актриса, это тоже элемент техники. Да, это - техника выжимания слез. И если ко мне не будет больше вопросов, я бы хотел поблагодарить композитора Игоря Корнелюка, который написал музыку для нашей произвольной программы "Санкт-Петербург - 300". Его музыка народна. Народна она хотя бы потому, что один из представителей этого народа катается под нее; он ее чувствует, а она его ведет. 


__________________________________________________________________________________



ЕВГЕНИЙ ПЛЮЩЕНКО: ПОСВЯЩАЮ СВОЮ
ПОБЕДУ ПЕТЕРБУРГУ 




"РТР-Спорт" 2 марта 2003
Александр Подольский 

Ревущие от восторга переполненные трибуны питерского Дворца спорта, лед, весь усыпанный цветами и плюшевыми игрушками, рекордные шесть "шестерок" за представление произвольной программы. Наверняка, именно об этом мечтал Евгений Плющенко, готовясь после не очень-то удачного олимпийского сезона к новому, в котором ему предстояло выступить в финале "Гран-при" перед родной публикой в Санкт-Петербурге накануне его трехсотлетнего юбилея. 

Свершилось. Все было разыграно, как по нотам. По нотам Игоря Корнелюка. "Гениальная музыка именно этого не очень популярного композитора стала одной из главных составляющих сегодняшней победы", - в этом абсолютно уверен тренер Евгения Плющенко Алексей Мишин. Правда, как выяснилось, сам Мишин поначалу неоднократно предлагал Жене обратить внимание на классические произведения. Но 20-летнего Плющенко так увлекла музыкальная тема из телесериала "Бандитский Петербург", что он сумел убедить тренера, а потом и зрителей. "Он чувствует эту музыку, она ведет его по льду", - говорил Мишин. В этот раз "ода" любимому городу привела Евгения Плющенко к очередной золотой медали. 

- Евгений, по мнению многочисленных журналистов, судя по реакции публики в зале и оценкам арбитров, сегодня вы исполнили произвольную программу блестяще. Что вы сами скажете, это был лучший прокат за все время? 

- Нет, на тренировках я катаюсь лучше. Впрочем, идеального проката вообще не бывает. Сегодняшнее катание я назвал бы одним из лучших. 

- Шесть оценок 6,0 за артистичность - это ваш личный рекорд? 

- Да, наверное, это рекорд. Но надо стремиться к тому, чтобы получать "шестерки" не только за представление, но и за технику. 

- Вы отлично исполнили каскад 4-3-3? В который раз это вам удалось? 

- Я прыгал каскад из четверного и двух тройных на Олимпийских играх, но тогда у меня не получилось. Первый раз я чисто исполнил эту связку на этапе "Гран-при" в Москве. Сегодня был второй раз. 

- А на тренировках часто бывают ошибки, они вас не выводят из равновесия? 

- Тренировки для того и существуют, чтобы ошибаться и учиться на этом. 

- Вы выступали в своем родном городе накануне его 300-летия. Конечно, вы хотели выиграть. Как повлиял этот факт на ваше выступление? 

- Я люблю выступать в Питере. Здесь действительно родные стены помогают. Я хотел бы посвятить эту победу своему Санкт-Петербургу. 

- В этом сезоне вы выигрываете все, что только можно. Как вы считаете, вам не хватает соперничества с Алексеем Ягудиным? Расскажите. 

- Об Алексее? 

- Нет, о конкуренции. 

- А что я могу сказать? Алексей, как я слышал, ушел. Но остался я. Я буду бороться со всеми и, прежде всего, с самим собой. Настрой у меня, как и прежде, боевой. 

- И часто вы боритесь с собой? 

- Выходить на соревнования всегда тяжело и бороться с собой приходится постоянно. Нет такого, чтобы я пришел на соревнования и сказал: "Все. Я - первый". Нет, если ты катаешься, то надо сделать все от начала до конца в полную силу. 

- После таких громких побед, как нынешняя, какое у вас настроение? Чего сейчас хочется? 

- Безусловно, хочется отдохнуть. Но долго отдыхать нельзя. Впереди важный старт - чемпионат мира в Вашингтоне. Расслабляться сейчас некогда. 

 

_____________