Season 2002-2003 (Part 6)


 ЗОЛОТО СОБИРАЮ, ЖЕНСКИЕ СЕРДЦА ПОКОРЯЮ 



"Газета.Ru" 2 марта 2003
Константин Бяльский 

Легкость, с которой воспитанник Алексея Мишина Евгений Плющенко выигрывает все турниры нынешнего сезона, обманчива. 

Меньше трудиться на тренировках Евгений не стал, и его нисколько не смущает то обстоятельство, что нынче не участвует в любительских соревнованиях Алексей Ягудин. 

- Это раньше для меня было принципиально важно опередить Алексея, - сказал свежеиспеченный победитель финала Гран-при корреспонденту "Газеты.Ru". - Сейчас для меня важнее откатать свою программу без помарок, доказать, что я расту с каждым соревнованием. 

-В нынешнем сезоне вы стали больше работать над хореографией? 

- На этом настоял мой тренер. Да и уровень хореографов, с которыми мы сейчас сотрудничаем, настолько высок, что приходится серьезно заниматься не только на льду, но и у балетного станка. 

-Это тяжело? 

- Фигурное катание - вообще не самая простая работа. Даже музыку для произвольной программы нынешнего сезона и костюмы мы выбирали со всей тщательностью. Композитор Игорь Корнелюк сделал, наверное, больше двух десятков аранжировок своей песни из известного сериала, пока нашел нужную. И все это время мы работали вместе с ним. 

- Нужно ли обращать внимание на подобные мелочи, когда в нынешнем сезоне ваше преимущество очевидно? 

- Просто необходимо. Нельзя топтаться на месте. Ведь и француз Бриан Жубер, и наши ребята, и китайские спортсмены способны прибавить. 

- Как вы относитесь к тому, что в программу Жубера фактически без изменений вставлены элементы из олимпийских композиций Алексея Ягудина? 

- Любая копия хуже оригинала. А вообще-то, этот вопрос нужно адресовать самому Жуберу. 

- Как на вас влияет поддержка публики? 

- Самым положительным образом. Всегда приятно выступать в заполненных до отказа залах. Эмоциональный настрой болельщиков передается фигуристам. 

- Правда ли, что на нынешний финал Гран-при приехали ваши поклонницы из японского фан-клуба? 

- Они практически на все соревнования ездят. Причем это не девчонки лет 16-18-и, а вполне солидные дамы. Они дежурят в гостинице и у служебных выходов, чтобы в очередной раз сфотографироваться и получить автограф. Некоторые даже летом в Санкт-Петербург прилетают, мы с ними ужинаем. 

- А кто самая преданная ваша поклонница? 

- Естественно, мама. 

- Как вы относитесь к тому, что вас называют покорителем женских сердец? 

- Отношусь хорошо, сердца покоряю. 

__________________________________________________________________________________

АЛЕКСЕЙ МИШИН: ИМИДЖ ЛУЧШЕ ВСЕГО ОСВЕЩАЕТСЯ БЛЕСКОМ МЕДАЛЕЙ 



"Спорт-Экспресс" 3 марта 2003
Елена Вайцеховская 

Алексей Мишин оказался единственным тренером, который пришел в зал пресс-конференций вместе с учеником. И сразу же нарвался на почтительный вопрос на русском языке японского корреспондента: "Вы самый большой специалист в прыжках. Скажите, когда мужчины начнут исполнять пятикратное вращение в воздухе?" 

Тренер слегка опешил, но тут же нашелся: 

- Помните времена, когда легкоатлеты прыгали в высоту с бамбуковым шестом? О шести метрах тогда было даже рассуждать смешно. А сейчас такие результаты - нормальное явление. Для прыжка в пять оборотов нужны условия. Или совершенно иная техника вращения, или какая-то новая модификация ботинок, лезвий. 

Подождав, когда Мишин освободится от массового допроса, я решила продолжить техническую тему: 

- Те, кто побывал в дни финала "Гран-при" в "Юбилейном", где вы с Плющенко постоянно тренируетесь, заметили, что качество льда на тренировочном катке оставляет, мягко говоря, желать лучшего. Это трудности, которые закаляют характер, либо совершенно недопустимые условия для подготовки фигуриста высочайшего уровня? 

- Спасибо за вопрос. Даже не представляете, насколько он злободневен. Многие, правда, считают, что, пусти фигуриста на хороший лед после плохого, он непременно начнет кататься лучше. На самом деле тренироваться желательно в тех же условиях, в которых проходят выступления. Плохой лед создает немало проблем вплоть до риска получить совершенно непредсказуемую травму. Я искренне благодарен руководству "Юбилейного", которое предоставляет нам возможность работать столько, сколько мы считаем нужным, но проблемы со льдом гораздо серьезнее, чем можно себе представить. Кстати, могу попросить вас об одолжении? 

- Конечно. 

- Очень хотелось бы, чтобы вы отметили работу композитора Игоря Корнелюка, под музыку которого Женя катается в произвольной программе. Многие, знаю, говорили, что эта музыка - не бог весть какой шедевр. Слышать это довольно обидно. Я, кстати, сначала был против такого выбора. Но Женя настоял. Сказал, что музыка не просто ему нравится, а "ведет", он ее чувствует. Это очень сильный довод. Далеко не всегда у фигуриста возникает подобное ощущение. Не надо забывать, что наша первостепенная задача - кататься на победу. А не на собственный имидж. От всех, с кем я сотрудничаю, требую ставить во главу угла именно эту цель. Имидж лучше всего освещается блеском медалей. 

- Как профессионал, работающий на победу, вы просто обязаны держать в поле зрения соперников. Среди тех, кто сейчас выступает, видите фигуристов, которых вашему ученику стоит опасаться всерьез? 

- Если скажу: да, - вы сразу спросите: кто? А я не готов конкретизировать. 

- А если я не спрошу: кто? 

- Тогда я скажу: да.
__________________________________________________________________________________

6 "ШЕСТЕРОК" В ПИТЕРЕ! 



"Спорт-Экспресс" 3 марта 2003
Елена Вайцеховская 

Такого вдохновенного катания в исполнении Евгения Плющенко не видели давно. Фантастический по красоте каскад 4+3+3 в начале программы словно перечеркнул все проблемы последнего года, которые начались с того момента, когда он упал в четверном прыжке на олимпийском льду Солт-Лейк-Сити. В субботний вечер в Санкт-Петербурге, катаясь под непрерывный рев родных трибун, фигурист был неотразим. 

И дело не только в технической сложности. Хотя, безусловно, в ней тоже. Знаменитый каскад не покорялся Плющенко на столь представительных турнирах так давно, что породил некий скептицизм. Здесь же помимо каскада последовала целая россыпь прыжков, но, как ни странно, и они не казались самоцелью. Так, наверное, выглядит истинное вдохновение. И разве можно даже самыми высокими баллами оценить бесценный шедевр мастера? 

Легко предположить, как сильно на протяжении предыдущих стартов раздражали Плющенко бесконечные рассуждения о том, что, оставшись единоличным лидером после ухода Алексея Ягудина, он не в состоянии предложить зрителям прежнюю остроту зрелища. В субботу фигурист заставил публику позабыть все разговоры на эту тему. И традиционные плакаты самоотверженных поклонников Ягудина, кочевавшие с начала сезона по всем турнирам, пожалуй, впервые не выглядели уместными. 

В тот момент, когда зал взорвался восторгом вместе с финальным аккордом, вспомнила, как Плющенко сказал однажды: "Я не очень люблю общаться с журналистами. Гораздо лучше могу рассказать о себе, находясь на льду. Там я такой, как есть. И не нужно выбирать слова, чтобы убедить людей в своей искренности". 
__________________________________________________________________________________

БАНДИТСКИЙ ПЕТЕРБУРГ 



"Советский спорт" 3 марта 2003
Сергей Циммерман 

Новая произвольная композиция Евгения Плющенко на музыку из кинофильма "Бандитский Петербург", с которой фигурист занял первое место на чемпионате Европы в Мальме, а теперь и в финале "Гран-при", произвела настоящий фурор. Музыка, костюм, элементы ультра-си и, конечно, сам Женя предстали перед публикой одним целым. 

Корреспонденту "Советского спорта" удалось заглянуть в святая святых этой программы. Точнее, узнать, как и где она рождалась. 

"Эту программу, которую мы посвятили трехсотлетию любимого мной Петербурга, я чувствую буквально изнутри. Может быть, именно в этом ее секрет?" - говорил после выступления Евгений Плющенко. Впрочем, он и его тренер Алексей Мишин тут же признали, что без тех людей, которые помогали ее сделать, успех был бы невозможен. "Все они настоящие профессионалы. А еще - трудоголики", - улыбается Женя. От себя добавим - все они имеют непосредственное отношение к Северной столице, где собственно и рождалась композиция.  

КОРНЕЛЮК ПЕРЕДЕЛЫВАЛ МЕЛОДИЮ ПЯТЬ РАЗ 

До работы над "Бандитским Петербургом" ни Евгений Плющенко, ни его тренер Алексей Мишин с известным питерским певцом и композитором Игорем Корнелюком знакомы не были. Более того, впервые они появились у Корнелюка прошлой весной. "Причем мне тогда показалось, что Алексей Николаевич отнесся ко мне с некоторым недоверием. Ведь насколько я успел понять, делать новую программу на мою музыку хотел, не он, а Женя", - вспоминает композитор. 

"Я ему и Рахманинова предлагал, и Паганини, но Женя стоит на своем – ваша музыка и все тут", - не без скептицизма выложил композитору Мишин. "Впрочем, когда мы приступили к работе он довольно скоро "оттаял", - продолжает композитор. 

Однако, взявшись за дело, он и не предполагал, какая работенка ему предстоит. Чего только стоили просьбы Алексея Николаевича "удлинить" или "укоротить" тот или иной фрагмент, поскольку "тут Жене не хватает времени, чтобы дойти дорожку, там у него сбивается дыхание". "Честно говоря, как можно сделать мелодию на несколько секунд длиннее или короче я себе представлял довольно слабо, поскольку с таким отношением к музыке столкнулся впервые", - улыбается композитор. Однако когда процесс стопорился, Алексей Николаевич и Женя сами приходили Игорю на помощь. Причем довольно необычным способом – тренер просил своего ученика… станцевать перед композитором прямо у него в студии. "От Жени исходили такие импульсы, что все тут же становилось на свои места", - продолжает автор музыки. 

Но даже несмотря на подобные "лекарства", Игорю Корнелюку пришлось несладко. 

"Понимаете, я ненавижу переделывать старое – мне легче новое написать", - восклицает композитор. В данном же случае это приходилось делать регулярно. 

На пятый раз он не выдержал и уже дал себе честное слово, что больше ничего переделывать не будет, "хоть вы меня режьте", но тут снова появился Алексей Николаевич и сказал, что все просто идеально. Более того, Жене еще никогда не приходилось кататься под столь "удобную" музыку. 

"А КАК У ВАС ХОДЯТ?" 

Во время работы над новой программой Евгения Плющенко с миром фигурного катания впервые соприкоснулся не только Игорь Корнелюк, но и артист и хореограф Мариинского театра Кирилл Симонов, кстати, практически не общающиеся с прессой. Но для "Советского спорта" он сделал исключение. 

Предложение Мишина и Плющенко о сотрудничестве у Симонова вызвало вполне объяснимую настороженность - ведь до сих пор он работал только в балете. "Я даже не представлял себе, как они там на льду "ходят", а не то что танцуют", - рассказывает Кирилл. И хотя уже совсем скоро он начал понимать что к чему, но некоторые вещи его по-прежнему пугали. "Особенно когда я сделал один из вариантов программы, но тут оказалось, что в нее вкраплена куча прыжков. В итоге половина моей работы не пригодилась и мне с непривычки даже стало обидно, - вспоминает хореограф. - К тому же Алексей Мишин постоянно подвергал сомнению каждую часть программы и частенько заставлял ее переделывать. Злило это страшно. В какой-то момент я даже зарекся, что в фигурное катание больше ни ногой. И только потом понял, поправляя какие-то куски, Мишин смотрел в корень, то есть он сразу прикидывал, как они станут смотреться в программе, когда она будет готова целиком. Но тогда это надо было пережить. Благо и сам Женя постоянно что-то придумывал и не боялся экспериментировать", - признает Кирилл. 

Кстати, за выступлением Жени он следил как зритель. "Это потрясающий актер с потрясающей пластикой, которую не часто встретишь даже в балете. Но мне кажется, что он может выступать еще лучше", - считает хореограф. 

2166 КАМНЕЙ 

Что же касается костюма, то его для Жени сделали в одной из петербургских фирм, в продукции которой, к слову, выступала добрая половина участников. 

С Плющенко в этом смысле костюмерам повезло гораздо больше. Сотруднице фирмы Наташе, чей эскиз понравился фигуристу и его тренеру больше всего, представилась возможность лично наблюдать за тренировками Жени, что значительно облегчило задачу. 

Впрочем, как рассказали нам сотрудники фирмы, Алексей Мишин переживал не только за эстетику, но и за функциональность костюма. На нем, например, не должно быть складок, особенно сзади - иначе есть риск повредить спину во время выполнения сложных элементов из-за повышенной аэродинамики. 

Но самой сложной частью костюма Евгения Плющенко стали камни от "Сваровски", усеявшие весь наряд и придающие ему особый блеск. Всего их набралось ни много ни мало, а 2166 штук. И каждый надо было приклеить вручную! 

__________________________________________________________________________________

ПЛЮЩЕНКО НЕ ХОЧЕТ ПОКИДАТЬ ПИТЕР 



"Дни.Ру" 4 марта 2003 

Взять интервью у чемпиона мира и Европы по фигурному катанию Евгения Плющенко оказалось делом непростым. Во время соревнований не принято тревожить спортсменов, поэтому вся надежда на заключительный день турнира, когда все выходят на показательные выступления. Казалось бы - катаешься в свое удовольствие, значит, не надо выкладываться на тренировке. Но… 

С раннего утра Плющенко разминался в вестибюле Ледового Дворца в Санкт-Петербурге, где стал победителем финала "Гран-при". Причем, на лице его застыло такое серьезное выражение лица, как будто готовился он не к показательному номеру (а Женя исполнил знаменитый "Sex bomb" и вариацию на тему произвольной программы "Город, которого нет" Корнелюка), а как минимум к решающему старту сезона. 

Но вот Евгений присел на стул, и корреспондент "Дней.Ру" попытала счастья: "Женя, всего пара вопросов". 

"Извините, перед выходом на лед я не даю интервью", - последовал вежливый отказ. 

Впрочем, это не звездный каприз молодого фигуриста. Женя, еще будучи малоизвестным подростком, предпочитал отмалчиваться. Более того, "обет молчания" он давал недели за две до ответственного старта. 

"Жене нужно готовиться, - тут же подошел ко мне тренер фигуриста Алексей Николаевич Мишин. - Но я отвечу за него. Ты потом напишешь, что это Плющенко отвечал, - вновь сострил великий тренер. - Так какие вопросы?". 

- Алексей Николаевич, как возникла идея сделать программу на музыку Корнелюка? 

- Женя слушал музыку для себя. И она ему понравилась. Но мы начинали работать над другой музыкой, одного гениального композитора. Какого? Не скажу, потому что не исключаю, что это будет программа следующего года.
Так вот, та музыка не прижилась, а Игоря Корнелюка - прижилась. Женя сразу сказал, что чувствует ее. Это и не удивительно, ведь его музыка - народная. 

- Каким образом вы с ним работали? 

- Знаете, ведь кроме художественных моментов существуют и технические. Его мастерство оказалось столь высоким, что он совместил эти вещи. Совместил свой музыкальный гений с чисто технологическими нашими запросами. 

- Каким образом вы вообще на него вышли? 

- Через Эдвальда Смирнова, его знакомого и нашего хореографа. Мы пошли, поговорили, и Корнелюк взялся. Бескорыстно нам помог. 

- Игорь был знаком с Женей? Видел, как он катается? 

- Конечно, он знал Женю. Потому что в наше время только слепой его не знает. 

- Окончательный вариант рождался сложно? 

- Не с первого раза он выдал аранжировку не потому, что он плохой композитор. Просто задачи были нестандартные. 

- Женя комбинацию 4+3+3 в этом сезоне успешно исполнил дважды. И оба раза в России. Родные стены помогли? 

- Это трудная комбинация. И не стены, а его талант и трудолюбие ему помогают. И правильная техника. 

- Почему же помогает только здесь? 

- Так задумано. 

- Людмила Белоусова и Олег Протопопов признались, что Женя им нравится, и они его считают гениальным фигуристом… 

- Полностью с ними согласен. Мы вышли из одной раздевалки с Олегом и Людмилой, и они мне об этом сказали. Наверное, Женя аккумулирует все то лучшее, что накопилось в ленинградском, петербургском фигурном катании. Те традиции, которые шли от них и от более ранних фигуристов. 

- Лично с Женей они пообщались? 

- Женя лично с ними не знаком. Но он знаком с их искусством. Потому что это передавалось от Белоусовой - Протопопова к Мишину, от Мишина к Жене. 
Это все - Петербург, творения Монферана, Растрелли… Мы любим наш город и не хотим его покидать. 

- А есть предпосылки к тому, чтобы вы его покинули? 

- Мы не хотим его покидать. Хотя есть масса других городов, которые относятся более доброжелательно и конструктивно и к спортивным моментам, и к жизни Жени. Жизни непростой. 

__________________________________________________________________________________


ЕВГЕНИЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ
Плющенко в Питере убрал всех конкурентов 


"Московский комсомолец" 4 марта 2003
Ирина Степанцева 

Три потрясения за короткое время финала Гран-при по фигурному катанию в Петербурге. Первое - непосредственно к финалу отношения не имеющее: Людмила Белоусова и Олег Протопопов, представленные публике в качестве почетных гостей, все-таки вышли на лед "Юбилейного"! И скажу только одно - если мы с вами в семидесятилетнем возрасте будем так ходить, как они сегодня катаются, можно за светлую старость не волноваться. Потрясение второе и третье - Ирина Слуцкая и Евгений Плющенко! 

Ирина Слуцкая не выиграла финал, уступив первое место американской фигуристке Саше Коэн, которую тренирует Татьяна Тарасова. "Такие талантливые фигуристы, как Коэн, приходят очень редко, приблизительно раз в пятнадцать лет. Я работаю со спортсменами тридцать седьмой сезон, и за всю историю женского одиночного катания на меня, наверное, столь же сильное впечатление, как Саша, произвели только американка Джанет Линн и украинка Оксана Баюл. Теперь вот Саша", - это говорит Тарасова. Сама же Саша уже не в первый раз убеждает журналистов в том, что талант - это всего лишь какие-то проценты успеха. Причем по сравнению с вкладываемым в победу трудом - жалкие проценты, "наверное, даже меньше десяти..." В Питере Саша каталась красиво и энергично, хотя это было ее первое участие в финале Гран-при. Как всякая американка, Коэн отличается крепкой нервной системой. 

СЛУЦКАЯ: "Я НЕ ПРОИГРАЛА. А ПРОСТО ВРЕМЕННО УСТУПИЛА САШЕ СВОЁ МЕСТО..."

Ира Слуцкая проиграла Коэн два вида программы из трех (короткую и вторую произвольную). Это - если смотреть по результатам. А если по жизни... 

Во время финала у Ирины тяжело заболела мама, которая приехала в Питер посмотреть на соревнования. Она была в срочном порядке госпитализирована с очень серьезным диагнозом. Те несколько журналистов, кто знал об этом, просто преклонялись перед мужеством спортсменки, которая не только не снялась с соревнований, а, находясь в стрессовом состоянии, все же очень близка была к победе. 

На итоговой пресс-конференции Ирина не стала объяснять свой проигрыш тем, что случилось. Вот единственное, что она позволила себе сказать: "За эти дни я поняла, что фигурное катание не самая важная часть моей жизни". Более того, даже когда ее спросили: а что случилось-то? - она сказала, что хотела бы это оставить при себе. 

И в этом - характер Слуцкой. Как и в том, что на вопрос, как она расценивает свое поражение, Ира ответила: "А почему сразу поражение? Вчера у меня был перехлест эмоций, связанный с личными делами, а сегодня эти эмоции выходили. Вот и все. Я просто временно уступила Саше свое место". 

Лично я, никогда не забывая о том, что в спорте всегда важен результат, а не причины, которые помешали его добиться, все-таки уверена в том, что Ира действительно только временно уступила первое место. Потому что даже в такой тяжелой для себя жизненной ситуации она не только не сдалась, но могла и победить. 

ПЛЮЩЕНКО: "Я И ЗА ТЕХНИКУ ХОЧУ 6,0"

Победа Евгения Плющенко в Питере с шестью оценками 6,0 - просто триумф. И самая главная ценность этой победы в том, что одержана она была при, мягко говоря, отсутствии какой-либо конкуренции. А четче выражаясь: второе и третье места рядом с Плющенко - это как нормальные седьмое-восьмое. Судите сами - когда проще бороться? Когда соперники подстегивают и дышат в затылок или когда они еле дышат, борясь с собой? 

Сложнейший каскад, который блестяще исполнил Женя в начале программы - 4-3-3, - заставил аплодировать и в очередной раз недоумевать. Последнее чувство было связано с тем, что утром, перед феерическим выступлением Плющенко, пришлось увидеть лед "Юбилейного", на котором Женя тренируется. Несколько раз я не удержалась и во избежание ошибок переспросила местных коллег: "Он что, действительно катается вот на этом льду?" "Действительно", - с гордостью за Плющенко подтвердили коллеги. 

Если бы этот лед видели американские фигуристы... 

- Мы очень благодарны руководству "Юбилейного", - говорит тренер Алексей Мишин, - за то, что дают нам возможность тренироваться столько, сколько надо. Но проблемы качества льда намного серьезнее, чем могут кому-то показаться. Наверное, кто-то и сочтет, что, если после плохого льда фигуриста выпустить на отличный, он будет там просто летать. Это ошибка. Плохой лед помимо всего прочего - это и непредсказуемые травмы. Что для фигуристов такого уровня просто недопустимо. 

В Питере настоящий герой нашего времени Плющенко продемонстрировал какой-то запредельный уровень своего катания, при этом очень смешно прокомментировал "шестерочный" рекорд: "Во-первых, у меня на тренировках бывают прокаты и получше, а во-вторых, я и за технику хочу 6,0!" 

Кстати, программа Евгения на известную по фильму "Бандитский Петербург" музыку Игоря Корнелюка заставила Женю побороться даже с тренером. Мишин был против этой музыки и настаивал на других вариантах. Женя же уперся намертво: "Она меня просто ведет, я ее чувствую!" И в Петербурге тренер снял ушанку (в которой расхаживал по Ледовому дворцу) перед настойчивостью ученика и работой композитора, публично признав их общую правоту: "Женя настоял на своем и был прав, и очень обидно бывает слышать, что музыка Корнелюка не бог весть какой шедевр! Вы только что все видели сами..." 

Видели. Плющенко убрал всех с дороги к пьедесталу (причем к пьедесталу не только питерскому) "по-бандитски" - расчетливо, жестко и не оставляя следов, то есть даже мелких погрешностей. 

ЛОБАЧЁВА-АВЕРБУХ: ВПЕРЕДИ - АТАКА ВАШИНГТОНА!

Победа Ирины Лобачевой и Ильи Авербуха в танцах не вызывала сомнений ни у кого даже до начала турнира. Катаясь последний год, они делают это столь вдохновенно и с такой уверенностью лидеров, что публика (кстати, огромный дворец был заполнен зрителями почти полностью) просто ревела от восторга во время их забойного рок-н-ролла. Чемпионы мира явно готовы отстаивать свой титул в Вашингтоне, и, похоже, их не очень смущают разговоры о том, что атаковать Вашингтон планируют и неудачники Олимпиады - канадцы Шэ-Линн Бурн и Виктор Краатц. "С ними можно бороться", - кратко комментирует разговоры Илья. 

А вот победа Татьяны Тотьмяниной и Максима Маринина над чемпионами мира - китайским дуэтом Шень Сюе - Чжао Хунбо - из разряда дорогих побед. В последнее время китайцы катались очень стабильно. Когда они не допускают ошибок - выиграть у них практически невозможно: столь сильны они технически. Но в Питере они сорвали все три программы. Чем, несомненно, посеяли неуверенность в самих себе и показали соперникам, что не так уж и страшны. Правда, китайская машина умеет выруливать из самых сложных кризисов (даже из гриппа, настигшего пару в Петербурге). И возможно, такой проигрыш им был просто необходим для того, чтобы цепляться за победу с эмоциями раненого зверя. А раненый зверь, как известно, гораздо опаснее разнеженного и спокойного. 

Через три недели чемпионат мира в Вашингтоне. Если, конечно, он состоится и не вмешается война. После сентябрьских событий в Америке был отменен чемпионат мира по борьбе. Пока же президент Буш объявил о том, что он будет присутствовать на чемпионате лично. Хотя и тренерам, и спортсменам тревожно. Переносить чемпионат в другое место уже поздно. Переносить только по срокам не позволят многие факторы - и пик формы, на который спортсмены готовы выйти именно к чемпионату, и контракты с ледовыми шоу... К борьбе за "золото" Вашингтона готовы многие. Финал в Петербурге показал, что Россия готова очень хорошо. 

__________________________________________________________________________________

ЛЮБОВЬ НА ЛЬДУ 



"Аргументы и Факты" №10, 5 марта 2003
Мария Субботина 

В минувший уикенд фигурист Евгений Плющенко, получив 6 высших оценок, блестяще выиграл финал Гран-при в Санкт-Петербурге. Такого вдохновенного катания Плющенко публика не видела давно. Больше всего этому радовались многочисленные его поклонницы. А их у Жени больше, чем у кого-либо из фигуристов в мире. 

- Катаясь, вы действительно испытываете сильные эмоции? 

- (Смеется.) Ну все-таки с теми эмоциями, которые, как бы это помягче сказать, испытываешь, когда любишь, я бы их не сравнивал. 

- На льду вы стали гораздо романтичнее. Изменились с годами? 

- Может быть… А может быть, когда-нибудь вернусь к прежнему образу. Жизнь, если так можно выразиться, - колебательный процесс. 

- После соревнований и просто тренировок часто замечаешь вас в окружении толпы молодых поклонниц. Многие звезды спорта говорят, что такое повышенное внимание к ним только раздражает… 

- (Смеется.) Иногда, действительно, девчонки меня мучают. 

- Вы победили на чемпионате Европы в Мальме. Между тем ваше катание нельзя было назвать идеальным: достаточно вспомнить нелепое падение после каскада из четверного и тройного прыжков в короткой программе. 

- Вот именно - нелепое! Ну не должен был я там падать - после четверного приземлился абсолютно нормально. Видимо, конек попал в ямку на льду, которая осталась после выступления кого-то из тех, кто катался до меня. Тут организаторы виноваты… И еще. Не буду спорить с тем, что в Мальме я был не в идеальной форме. Но учтите, что за месяц до этого я сильно простудился, температура держалась под 39. В общем, нормально тренироваться долго не мог. 

- Сейчас вы уже отошли от неудач прошлого сезона, когда уступили основному и, похоже, единственному сопернику Алексею Ягудину на Олимпиаде? 

- Вы зря думаете, что каждое поражение для меня - вселенская трагедия. В спорте ты обязательно будешь и выигрывать, и проигрывать… Помните, и у Ягудина были тяжелые времена, когда он уступил очень многим - даже фигуристам вроде Майкла Вайсса. Гарантии, что обязательно победишь, нет ни у кого. 

- Признайтесь, из-за того, что не выиграли Олимпиаду, здорово расстроились? 

- Расстроился, конечно… Но у меня будут еще Олимпиады. Надеюсь, что даже не одна, а две - через восемь лет мне ведь будет только 28. 

__________________________________________________________________________________

ДНЕВНОЙ ЭКСПРЕСС 



Вышел в эфир 7 марта 2003 

П.Ч. Добрый день, уважаемые телезрители. В эфире "Дневной экспресс". В студии Полина Чехова. Во-первых, я хочу поздравить всех женщин с наступившим уже днем 8 марта. И специально для вас сегодня в нашей студии вас ожидает большой подарок. Творческая встреча, но не с актерами, а со спортсменами. Позвольте, я прямо сейчас представлю наших гостей. Евгений Плющенко, чемпион мира по фигурному катанию и его тренер Алексей Николаевич Мишин, заслуженный тренер Российской Федерации по фигурному катанию. Добрый день. Здравствуйте. Имеет смысл, наверное, начать со старшего, Алексей Николаевич, и все-таки поздравить в вашем лице или от вашего лица женщин. 

А.Н.М. Думаю, это будет правильно. И мы с Женей присоединяемся к этим поздравлениям. Желаем всего хорошего нашим женщинам, здоровья, счастья, любви, весны, всего того, что они хотят иметь. 

П.Ч. Женя, ну ладно, с вами мы тогда попозже разберемся по части поздравлений. Я хочу вспомнить 1 марта. Вы стали победителем финала. Получили финал Гран-При. Абсолютно все, кто прежде видел ваш номер на музыку Игоря Корнелюка, в общем-то, задавал себе вопрос: "Почему именно эта композиция?" Никто не спорит, что она яркая, удивительная, но такая знаковая, да, в определенном смысле. Почему была выбрана именно эта композиция? Или, может быть, Алексей Николаевич посоветовал? 

А.Н.М. Я бы начал ответ на этот вопрос. Дело в том, что, вообще, думали несколько, было несколько версий на старте сезона, было несколько версий музыкального сопровождения произвольной программы. Ну вот, и начали уже делать на другую музыку. Женя говорит: "Что-то я не чувствую". Вот включает музыку Корнелюка, чувствует! "Эта музыка меня ведет". И он ее нашел. Он ее просто слушал как-то так, для фона. А она присоединилась, создала плацдарм для хорошей мощной произвольной программы. 

Е.П. На самом деле, получилось так, почему мне понравилась музыка. Я смотрел несколько раз "Бандитский Петербург", сериал. И потом, так получилось, что после Чемпионата Мира меня пригласили в Америку на 4 месяца. Выступать в таком туре, в показательных выступлениях 4 месяца. И там я случайно зашел в магазин и купил музыку "Бандитский Петербург" Корнелюка. И в автобусах, когда мы ездили… а мы ездили очень часто, и летали, и ездили на автобусах, по 7 часов по всей Америке. Мы слушали с ребятами эту музыку. И вот такая была ностальгия по России, вот. Что я приехал, и мы встретились с Алексеем Николаевичем, и я сказал, что мне эта музыка очень нравится и нам надо сделать произвольную программу. 

П.Ч. Алексей Николаевич, вы как тренер и большой, в общем, спортсмен, скажите, пожалуйста, это очень важно эмоциональное состояние спортсмена, когда он работает номер? Все-таки, фигурное катание - это спорт, безусловно, но в нем есть не только элемент искусства, да? Мне кажется, искусства и спорта, здесь 50/50. И эмоциональный градус, с которым выходит спортсмен, он очень важен. Или, в принципе, техничность может взять верх, и здесь подвижность внутренняя не столько важна? Вот то о чем Женя говорил: нравится/не нравится. 

А.Н.М. Знаете, были чемпионы, и чемпионы мира, у которых тот градус, о котором вы говорите, был представлен очень слабо. Но эти чемпионы не вошли в историю фигурного катания. А были спортсмены, которые не стали чемпионами, но которые благодаря вот этому градусу, благодаря такому своеобразному художественному видению мира, они не стали чемпионами высокого ранга. Но они вошли в историю. Кренстон, Бобрин, Овчинников. Эти имена, наверное, являются теми символами, которые это художественное начало… у которых это художественное начало является краеугольным камнем их творчества. И Женя из тех спортсменов, один из немногих спортсменов, прошлого и настоящего, которые, для которых вот этот эмоциональный настрой, художественное видение мира является основой, не только для создания образов, но даже и для качественного выполнения других элементов. Потому что, высокий уровень эмоционального настроя, он друг и технического компонента. 

П.Ч. Но, все-таки, помогает? 

А.Н.М. Конечно. Основа. Для него это основа. Включаешь другую музыку, он говорит: "Не чувствую". Чувствую/не чувствую. А это важно. Чувствует - идет. Не чувствует - стопор. 

П.Ч. Женя, вот трибуны. Вообще, вы танцуете, как правило, под непрерывный вой и рев трибун. Если мы говорим о каких-то коллективных игровых видах спорта, как-то, футбол, хоккей, и так далее, то очень важно игрокам чувствовать мощную энергетическую поддержку своих болельщиков. Когда работаете вы и чувствуете, что практически через несколько метров от вас стена обожания, понимания, любви. Или наоборот, если мы говорим там о ваших конкурентах, которые танцуют с вами же на этом льду и выходят несколькими минутами позже или раньше. Для вас это важно или для вас это не имеет никакого значения? 

Е.П. Вы знаете, для меня это важно, потому что, когда ты выходишь… 

П.Ч. Поддержка? 

Е.П. Да, поддержка. Безусловно, поддержка это…очень важно именно для меня, не знаю как для других. Потому что я общался с другими ребятами, они говорят: "Ну вот, хлопают/не хлопают. А я вот сконцентрировался на себе, и все". Я все вижу, все слышу. И мне приятно, когда болельщики, зрители хлопают и помогают мне. Я вместе с ними тогда начинаю кататься, танцевать. 

П.Ч. У вас же есть хореограф? Хореограф отдельно от тренера существует в танцах? 

А.Н.М. Вы знаете, на уровне высоких достижений очень трудно разделить хореографа, тренера, спортсмена, потому что все трое являются соавторами. И я, пользуясь случаем, пользуясь вашим удачным вопросом, хочу вспомнить имена Валерия Михайловского, замечательного танцовщика и человека, который нам помог создать, на мой взгляд, очень сильный по эмоциональному накалу номер на "Адажио" Альбинони. Я хотел бы вспомнить Кирилла Симонова, недавнего постановщика "Щелкунчика" вместе с Шемякиным. Интересная работа. И здесь он, мне кажется, внес какую-то новую струю в Женино творчество. И, конечно, Эдварда Смирнова, который работает со мной уже давно, начиная с Леши Урманова. Он создавал Олимпийскую программу Алексея Урманова. Я хотел бы выразить большую признательность этим людям от себя и от имени Жени. Вспомнить Евгения Дмитриевича Сережникова, Давида Авдыша, всех тех людей, которые лепили художественное мастерство Жени Плющенко. 

П.Ч. Но вот, Алексей Николаевич, наверное, все-таки вопрос к вам, хотя, Женя, наверное, и к вам тоже. Когда наблюдаешь за его работой, соответственно, это какой-то чемпионат, потому что на тренировках мы его просто не видим, и в работе повсюду наблюдается даже некая драматургия. Да. То есть выстраивание образа. Об этом пишет критика, это замечают рядовые зрители, просто зрители, которые любят его катание. Вот насколько важно?… То есть можно выпестовать некий спектакль, образ. Если мы говорим о российском катании сегодняшнего дня, вот эта драматичность или склонность к драматургии образа, она свойственна только нашим спортсменам или есть еще лидеры, если мы говорим о Европе, Америке. Но американцы мало вероятно, все-таки, нет. Европейские традиции сильны, ну и соответственно российские. 

А.Н.М. Ну, в вашем вопросе звучит ответ. Я думаю, что все-таки российское фигурное катание, наше русское, беря дореволюционное, сейчас советское и российское фигурное катание. Я думаю, что одной из наиболее ярких его черт, это было именно его художественная направленность, художественное видение образа. То о чем вы говорите. Я думаю, что, наверное, начиная с Белоусовой-Протопопва, с Пахомовой-Горшкова, с Овчинникова, шел этот настрой, это правильное видение задач фигурного катания, задач исполнителя, фигуриста, как творца образа. Я думаю, здесь, в настоящее время, наверно, наше российское фигурное катание, вы правы, является лидером в этом разделе. Хотя прыгуны из Китая, Японии нам осложнят эту задачу. 

П.Ч. Но они всего ж навсего прыгуны. Мы же сейчас о другом аспекте. 

А.Н.М. Прыгуны. Но вы знаете, мы должны держать ухо востро. Не впадать в какой-то… 

Е.П. В спячку не впадать. 

А.Н.М. В спячку не впадать. Правильный термин. 

П.Ч. Женя, много остается времени или наоборот, мало ли времени на какую-то просто личную жизнь, элементарно, книжку, ну почитать, с друзьями встретиться? 

Е.П. Безусловно, мало. Но все равно, пытаешься успеть, пытаешься разнообразить свою жизнь. 

А.Н.М. Вы знаете, Джон Леннон сказал, что: "Мы вот строим свои планы, работаем и мимо нас проходит жизнь". Вот это он, несмотря на то, что это великий человек, он сказал неправильно. 

П.Ч. Неправильно? Вы не согласны с ним? 

А.Н.М. Неправильно он сказал. Вот жизнь Жени это…В чем заключается действительная, реальная жизнь Жени? Это его тренировки, его новые программы, создание новых образов, его удачи, неудачи, его слезы, его радость. Вот это его жизнь. А если он сходил куда-то на дискотеку, поиграл в бильярд или со мной в теннис выиграл/проиграл. Это такой маленький аспект, тоже аспект подготовки. Потому что вся жизнь спортсмена заключается в подготовке. А подготовка состоит из двух частей: из тренировки и из отдыха. Вот, отдых - это тоже элемент подготовки. Поэтому, если мы говорим о Жене, как о спортсмене, как о личности, это такой монолит, который, вообще-то, катается на коньках и где-то что-то еще рядом происходит. Если его семья, его мама, папа, это тоже "фигуристы", это тоже члены его катательной фамилии. Я, тренер, я тоже являюсь, значит, одним из элементов всей этой колесницы, его девушка, его друзья. Это все, вот это его жизнь. Нельзя разделять: вот катается - это чемпион катается, а потом он пошел на дискотеку - это не чемпион. Это все один и тот же человек, направленный… 

П.Ч. Конечно, о чем говорить. 

А.Н.М. …Его колесница движется правильным путем. Я думаю… 

П.Ч. Дай Бог. Но почему, если "звезда" пришла на дискотеку, она не перестала быть от этого "звездой". Не важно, это "звезда" спорта или кино, или театра. Не суть. Актер остается актером, ну и так далее по списку. Композитор - человеком, который пишет музыку. Алексей Николаевич, опять же, вопрос к вам. Кто-то из очень мудрых людей, мужчин, сказал, что все, что мужчина делает в своей жизни, он делает ради женщины. Я хотела бы, чтобы вы прокомментировали. 

А.Н.М. Наверное, это так. Может быть, только эти дела различаются. Иногда мужчина понимает, что он это делает для женщины, а иногда он не понимает, но все равно, видимо, делает для женщины. 

П.Ч. Женя, для чего вы делаете то, что вы делаете? 

Е.П. Для чего я делаю? Ну, прежде всего для зрителей. Второе, для моих родителей, завоевываю, наверно, медали, вот. Потому что родители помогли, когда я был таким (показывает рукой), 4 годика мне было. И они меня отдали и сказали, что я должен кататься. И, наверное, для моего тренера, который тоже воспитывает меня по сегодняшний день. 

П.Ч. Хороший ответ, на самом деле. Я делаю для мамы, для папы, для тренера. Но любой человек в профессии, если он хочет состояться, если он плодотворно трудиться, и в спорте, прежде всего, наверное, в спорте, он имеет какие-то амбиции. Вот каковы ваши амбиции? Поймите меня правильно. Я в более широком смысле задаю этот вопрос. Да. Не взять там очередную медаль или не выступить на очередных соревнованиях, чемпионате и т.д. Вот каковы ваши амбиции? 

А.Н.М. Вот он рассказывал, какие у него амбиции, мне рассказывал, какие у него амбиции. 

П.Ч. Может быть, Женя сам, Алексей Николаевич? Но я не возражаю, на самом деле. 

А.Н.М. Может быть, он подтвердит, может быть, не подтвердит, может быть дополнит. Его амбиция, главная его задача, не выиграть медаль, может быть, даже какое-то количество медалей, а остаться в истории фигурного катания именем ярким. Внести в фигурное катание что-то новое. Не просто завоевать медаль и так остаться, а тем, чтобы двинуть фигурное катание вперед и остаться в его истории. 

Е.П. Ну, например, даже далеко как бы не надо уходить. Сейчас прошли соревнования. Мы внесли новый вклад в фигурное катание, сделали новый каскад 4-3-3. В истории этого еще, как бы, не было, и вот. 

А.Н.М. Это вход в историю, потому что, победа на соревнованиях это очень важно, и каждый к этому стремится. Но если мерить жизнь человека высокими мерками, то, наверное, того же Джона Ленонна надо мерить тем, что оно Beatles. Но вот и, наверное, войти в историю, такую же историю фигурного катания, как Beatles вошли в историю музыкального искусства, наверное, в этом и заключается амбиция Жени. 

П.Ч. Ну это достойное кредо, да, по жизни. Алексей Николаевич, как вы относитесь к идее строительства в Петербурге академии фигурного катания, которая была заложена в ноябре? 

А.Н.М. На некоторые вопросы, адресованные Жене, отвечал я. Я думаю, сейчас будет разумно, если этот вопрос я переадресую Жене, потому что, все-таки, кататься, он катается. 

П.Ч. Ради Бога. 

Е.П. Безусловно… 

П.Ч. Насколько вообще важно наличие этой академии в нашем городе? 

Е.П. Знаете, я приведу сейчас пример. Мы катаемся во Дворце спорта "Юбилейный". Дворец спорта "Юбилейный" переполнен детьми. То есть не хватает льда, не хватает зала. Дети разминаются, тренируются где-то в фойе, где-то на полу, там холод. Безусловно, СКА не очень хороший каток. Это правда. Это знают все. Лед ужасный. И нам нужны, нам нужны дворцы, нам нужны такие академии, чтобы…Потому что люди хотят заниматься фигурным катанием. Если сейчас посмотреть, сколько людей приходит на массовые катания, взять, например, на Аптекарском лед. 

П.Ч. Да, очень много. 

Е.П. Очень много, ужасно много народу ходит. Играют в хоккей и катаются просто. Безусловно, нам нужны дворцы. 

А.Н.М. Этот дворец будет не просто дворец. Этот будет дворец, который будет концентрировать весь прошлый опыт, весь богатый опыт петербургского и ленинградского фигурного катания и опыт, наверное, и мирового фигурного катания, опыт российского фигурного катания. 

П.Ч. Не означает ли это, что благодаря этой Академии, если таковая возникнет и будет развиваться, в будущем будут привлечены высокие имена спортсменов блистательных, может быть, в прошлом, которые сейчас ушли на тренерскую работу, уже в качестве тренеров, которые бы здесь работали с молодыми спортсменами или, может быть, с маленькими детьми? 

А.Н.М. Вы знаете, у нас где-то около года назад произошло знаменательное событие. У нас, наконец, появилась федерация фигурного катания на коньках. И Олег Анатольевич Нилов, президент нашей региональной федерации фигурного катания Северо-запада России, он депутат ЗАКСа, действительно оказывает нам реальную помощь для того, чтобы дети перестали заниматься на бетонном полу. У нас лучше условия стали, лучше раздевалки, тренажерный зал строится. Я думаю, что вот это его детище, а Академия это его детище, думаю, что это будет место, куда придут петербуржцы. И даже я сейчас не говорю о том, чтобы больше медалей завоевать, или как у нас в эпоху социализма: каждая медаль должна олицетворять, я не знаю, преимущество советской системы физического воспитания или советской системы, вообще, жизни или устройства общества. Я думаю, что просто, как говорит Женя, что бы больше людей не на массовое катание на холодный каток. Чтоб пришли люди семьей, покатались, пообедали, мама сходила в парикмахерскую, пока девочка катается, кто-то сходил в бассейн поплавал. Я думаю, что ведь то, когда мы говорим о достижениях, о медалях, это апофеоз какого-то большого другого, массового, целой волны, вершиной которой является медаль. А на самом деле, вовлечение в спорт семей наших россиян это замечательная задача. Поэтому, в этом отношении, вот что такое Академия. 

П.Ч. Алексей Николаевич, а вот фигурное катание, если мы говорим о детском спорте, о развитии детского фигурного катания, это дорогое удовольствие? Кто же не знает, что теннисом накладно заниматься, например. Гольф - это вообще только элита может позволить себе. Финансово, я подчеркну. А вот фигурное катание всегда было общедоступным, я имею в виду времена Советского Союза, футбол, хоккей, и т.д. А как сейчас обстоят дела с этим? 

А.Н.М. Вы знаете, вопрос, который должен был, наверное, прозвучать. Наверное, никакое явление социальной жизни не бывает в отрыве от каких-то финансовых аспектов. И в этом отношении фигурное катание, конечно, достаточно сложный вид спорта. Но я вам хочу сказать, что на моей памяти еще не было ни одного чемпиона высокого класса, который бы вышел из такой преуспевающей семьи, у которых все есть и т.д. Я думаю, что как раз семьи, которые испытывают на каком-то начальном этапе финансовые трудности, вот эти семьи выплескивают наибольшее количество талантливых, целеустремленных, таких граждански зрелых детей. Даже граждански зрелых детей, которые… Я знаю одного ученика, который говорил: "Для чего ты хочешь хорошо кататься?" - "Я хочу хорошо кататься, чтоб моя семья жила в отдельной квартире"... 

П.Ч. Ну вот, как Женя говорил: "Для мамы, для папы"… 

А.Н.М. …А он жил в коммуналке. Для мамы, для папы. Я думаю, что такой аспект не должен осуждаться. Когда человек, юноша или даже ребенок имеет такое высокое устремление, я думаю, такой ребенок будет хорошим ребенком. И сейчас фигурное катание все-таки становится более доступным. Материальное состояние населения растет, и мы видим приток, все большее количество фигуристов-детей. И мы приглашаем их к нам на каток. Приходите, записывайтесь. Это не дорого стоит. А если вы будете чемпионом или просто хорошо кататься, то эти деньги возвратятся, вы их заработаете. Поэтому, приходите, пожалуйста, к нам на каток. 

П.Ч. Жень, вы разделяете точку зрения некоторых специалистов, касающуюся того, что русский спорт, не весь, в частности фигурное катание переживает явный подъем? Если говорить о мировом уровне. 

Е.П. Безусловно, подъем до…хочу сказать про Россию. Не знаю, как в Америке идут дела. Но в России подъем идет. Например, взять опять же, пройденные соревнования сейчас. Полный стадион был в Ледовом. Сколько там, тысяч 15, наверное, зрителей? 

П.Ч. Там немало. 

Е.П. Там немало. И был заполнен дворец. И многие люди говорят: "Почему у нас мало соревнований именно в Санкт-Петербурге, в России? Мы хотим смотреть, хотим наслаждаться". 

П.Ч. Кстати, как вы думаете, почему мало соревнований в России? И в Санкт-Петербурге, в частности. 

А.Н.М. (обращаясь к Е.П.) Расскажем о своей идее? Вот мы лелеем давно осуществить показательные выступления, в которых Женя Плющенко был бы главным героем. И мы уверены, что большое количество петербуржцев пришли бы на такие показательные выступления. Женя собирается пригласить своих друзей, других выдающихся фигуристов. 

П.Ч. Замечательная идея. 

А.Н.М. Но как-то организационно здесь пока нам не удается в полной мере решить вопрос. 

П.Ч. Существуют ведь сольные концерты эстрадных исполнителей и не только. Существуют бенефисы драматических актеров и не только. Почему нельзя сделать бенефис спортивной "звезды"? Что нужно Жене, чтобы организовать такой вечер, назовем это так, творческий вечер с приглашением друзей и коллег? 

А.Н.М. Нужен энтузиазм деятелей фигурного катания, умноженный на какую-то относительно небольшую сумму денег, которая при систематическом повторении выступлений, может просто вернуться. Нужно небольшое количество денег. 

П.Ч. Не так много, как может показаться. 

А.Н.М. Не так много, как может показаться. 

Е.П. Вообще-то, на самом деле, есть такие тоже идеи выступать не только в Санкт-Петербурге, но выступать в Москве, выступать в Кирове, в Перми, вот. Выступать по России, ездить и сделать такой свой российский тур. 

П.Ч. Тоже не плохо. 

А.Н.М. Мы обращаемся от имени вашей передачи к тем людям, которые могут, организациям, банкам, крупным промышленным предприятиям, которые могут спонсировать такое мероприятие. Мы бы с удовольствием, например, Евгений Плющенко на льду "Газпрома". 

П.Ч. (смеясь) Какая прелесть. 

А.Н.М. Или так, Звезды российского фигурного катания на… 

П.Ч. …льду "Лукойла". 

А.Н.М. …льду "Лукойла". 

П.Ч. Ну и так далее. Женя, вообще сложно, на самом деле, не задать этот вопрос. Вы получали какие-нибудь предложения от конкурирующих сторон? В данном случае я имею в виду ту самую заграницу, импортных тренеров. Может быть, вас пытались каким-то образом сманить на свою сторону, пообещать горы злата? 

Е.П. Безусловно, это было. И когда только начинал, наверное, первый мой чемпионат мира, когда я приехал в США. И мне предлагали, и агенты предлагали: "Ты будешь зарабатывать миллионы, только катайся здесь. Подпиши такой-то контракт, такой-то". Я им отвечаю, что у меня есть Алексей Николаевич Мишин, я живу в России и мне больше ничего не надо. 

А.Н.М. Надо сказать, что не только Женю приглашают. Приглашают и меня, и нас вдвоем… 

Е.П. (перебивая) Да, сейчас, извините Алексей Николаевич, сейчас очень много предложений, на самом деле. И предлагают ехать за границу, и предлагают нам землю, дома, квартиры. То есть не в огромном количестве, естественно, но нормально. 

А.Н.М. На довольно высоком уровне. 

Е.П. Да, и предлагают лед. Только тренируйтесь и тренируйте, вот. 

П.Ч. Алексей Николаевич, значит, действительно, только патриотические чувства не позволяют вам сделать тот самый выбор. 

А.Н.М. Недавно Женю спрашивали: "Что такое патриотизм? Как ты понимаешь патриотизм?" Он отвечает: "Патриотизм - это не разговор с трибун. Патриотизм - это мой вклад, мои выступления, мои программы, мое имя, связанное с именем русского человека". И если говорить о патриотизме в нашем с ним понимании… патриотизм - это… Знаете, Санкт-Петербург - это культурная столица России. Я думаю, что… вот мы идем мимо решетки Летнего сада. Идем любуемся. А там творения Монферрана и Растрелли. Это та сила, которая нас подпитывает. 

П.Ч. Я вам очень благодарна обоим, что вы пришли к нам в этот торжественный для всех женщин день, так как других у нас пока не, но я уверена, будут. Дорогие друзья, спасибо, что были с нами. Евгений Плющенко был у нас сегодня в гостях и его тренер Алексей Николаевич Мишин. Всего доброго, до свидания. Будьте счастливы. 

__________________________________________________________________________________


ЕВГЕНИЙ ПЛЮЩЕНКО: МОЯ ЖИЗНЬ - ЭТО СПОРТ И ЛЁД 




"АиФ.Твой курс" №3, 11 марта 2003
Дмитрий Марков 

Кто-то подметил, что Евгений Плющенко выходит на лед, как на прогулку по Невскому проспекту, так же легко и свободно. Непринужденно - для зрителей, уверенно - для судей. В жизни, вне льда, это обычный двадцатилетний парень, улыбчивый и очень спокойный. Ничто не выдает в нем чемпиона мира. Мы сидим в раздевалке Евгения, рядом - его мама, Татьяна Плющенко. Ей я и задаю свой первый вопрос. 

- С чего все началось? Почему именно фигурное катание? 

Татьяна Плющенко: Началось все с подарка. Мы гуляли как-то с Женей и встретили мою подругу, которая вела домой дочку после тренировок по фигурному катанию. Девочка плакала, потому что не хотела кататься. Подруга увидела маленького Женю и спросила: "Хочешь коньки?" Женя сказал: "Хочу!" "Ну тогда, - говорит она, - забирай!" - и отдала ему коньки своей дочери. Словом, все это случайно вышло. Никаких спортивных традиций в семье не было, никто из нас спортом не занимался. Все по воле случая. А через три месяца он уже выступал на соревнованиях. 

- А вы ожидали чего-то другого? 

Т. П.: Ничего мы не ожидали! Только бы ребенок не болел. Нас сначала радовало, что он нашел, как сбрасывать свою энергию. Очень уж он был шустрый мальчик - никогда не сидел на одном месте, вечно влезал куда не надо. А когда начал тренироваться, стал уставать. Иной раз возвращался домой, ложился и отдыхал. Нас это радовало: хоть немножечко ребенок поспокойнее стал. 

- Женя, сейчас ты многого достиг… Как считаешь, это работа, удача или какие-то внутренние качества? 

Евгений: Удача - безусловно! Значит, так Бог дал. Если я чего-то и достиг, то только благодаря родителям и тренеру. Все, что у меня сейчас есть, - это не моя заслуга, а наша общая. Ну и, конечно, работа. Надо преодолевать себя, стремиться к тому, чтобы каждая тренировка мастерством и техникой возвышалась над предыдущей. Пусть даже и ненамного. Это большой труд, и без спортивной злости тут не обойтись. 

МНОГИЕ ВИДЯТ ТОЛЬКО ЧЕМПИОНА 

- Чем, по-твоему, ты отличаешься от ровесников? 

Е.: Многие мои ровесники выросли на улице, а я все детство провел во Дворце спорта. Они тусовались, ходили на дискотеки и в клубы, а я начал посещать эти заведения только пару лет назад. Потому что моя юность прошла в режиме усиленных тренировок: выучил тройной прыжок, пытаюсь сделать три с половиной оборота. Научился делать три с половиной, учу четыре. 

- Спорт увязывается с личной жизнью? 

Е.: Личная жизнь - это часть моей спортивной жизни. А мои родители, друзья и девушка - верные спутники на этом пути. 

- А как обстоят дела с друзьями? 

Е.: У меня много друзей как в спорте, так и вне его. Правда, таких, с которыми я бы виделся каждый день, нет. 

- А вот Леннон сказал, что, пока мы строим планы и работаем, мимо проходит вся жизнь. 

Е.: Я с этим не согласен. Работа и планы Джона - это и было его жизнью, то, что он оставил людям. Моя же жизнь - это спорт и лед. 

- И как ты развлекаешься и отдыхаешь? 

Е.: Если говорить об отдыхе, то по большей части просто сплю, причем сплю конкретно. Я настоящий соня: если меня не будить, могу часов до трех, до четырех дня проспать. Играю в бильярд и теннис. За городом по лесу с собакой люблю ходить. Ну и, конечно, обожаю баню. По натуре я не тусовщик и не переношу, когда вокруг меня много народу. Представь, я вижу по двадцать тысяч зрителей на стадионах. После этого мне больше всего хочется побыть одному, телевизор спокойно посмотреть или поиграть в компьютер. Отдых - это обязательная часть тренировки. 

- Считается, что спортсмены, выбирая путь физического самосовершенствования, проигрывают в эрудиции… 

Е.: А кто так считает? Физическая культура - это часть общечеловеческой культуры. И ее задачи, такие как совершенствование тела, не менее сложны, чем уравнения по математике. 

- Бывает, что тренировки снятся? 

Е.: Раньше, конечно, было такое. Помню, в пятнадцать лет в первый раз поехал на чемпионат мира в Америку, причем выступать не собирался: Алексей Николаевич, тренер, взял меня просто так, на всякий случай. Но судьба сложилась так, что Илья Кулик, фигурист, который должен был выступать, не приехал, и вместо него поставили меня. Так вот, на тренировках я всех "обкатываю". Судьи мне говорят: ты откатайся, и мы тебя поставим. После короткой программы я занимаю второе место и реально понимаю, что, откатав завтра произвольную программу, выиграю. 
Пришел вечером в гостиницу. Не мог ни расслабиться, ни успокоиться. Закрываю глаза, а мне снятся эти элементы. Вижу завтрашний день: я выхожу на лед, делаю два четверных, тройной… Естественно, заснул только под утро и проснулся в ужасном состоянии. Прихожу на тренировку - у меня "минус", ничего не получается. Выхожу на старт… и становлюсь третьим. Было и такое. 

- Сейчас уже, вероятно, ты научился справляться с волнением? 

Е.: Волнение есть всегда, и от него никуда не деться. Чрезмерное волнение - плохо, а полное его отсутствие - еще хуже. Тут нужна золотая середина. 

- А в голове во время выступления что происходит? 

Е.: Все уверены, что я о чем-то думаю. Да ни о чем я не думаю. Перед выступлением раскладываю все по полочкам, анализирую, просчитываю, затем выхожу и делаю. 

- Музыка как действует? 

Е.: Я ее чувствую, все движения идут изнутри. Иногда я сам подбираю музыку, а бывает - тренер. Стараемся действовать согласованно: необходимо, чтобы музыка нравилась спортсмену и была по душе наставнику. А в повседневной жизни люблю послушать шансон. 

- Какие у тебя ощущения после того, как ты хорошо откатался? 

Е.: Когда я первый раз выиграл чемпионат мира, это было незабываемо! Шел к этому четыре года - каждый раз победа была близка, но занять первое место никак не удавалось. И вот, откатавшись, я увидел, что весь стадион встал! Уже тогда, до судейских оценок, понял: я победил. Ощущения такие, будто сделал что-то нереальное. Невероятный подъем! Это ни с чем не сравнить - полное и абсолютное счастье. 

- От высокого - к меркантильному: известность помогает в повседневной жизни? Гаишники узнают? 

Е.: Узнают, конечно, но закон у нас один для всех. Скидок ГИБДД не делает. 

- А знакомства заводить чемпиону проще? 

Е.: Я вообще стараюсь не знакомиться. У меня есть определенный круг близких людей и семья. Если незнакомые люди подходят просто пообщаться - пожалуйста, я могу поговорить, но вводить в семейный или дружеский круг не стану. Такие ошибки уже случались. Многие видят во мне только чемпиона. А были такие, которые просто хотели оказаться со мной рядом лишь для того, чтобы покрасоваться - вот я с Евгением Плющенко. 

ТЕМА ПРОКЛАДОК МНЕ НЕ БЛИЗКА 

- Как, на твой взгляд, относятся к спорту наши российские чиновники? 

Е.: Относятся-то они хорошо, но помощь от них получить достаточно сложно. Я считаю, можно было делать больше не только для футбола и хоккея, но и для всего спорта в целом. 

- Поэтому-то многие спортсмены и уезжают за границу… 

Е.: Конечно! Но я и мой тренер уезжать не собираемся. Нас неоднократно приглашали за границу, но мы отказывались. Мы любим Питер и чувствуем, что только он способен дать нам силы. 

- Это выражение твоего патриотизма? 

Е.: Патриотизм - это не болтовня с трибун. Это добрые дела, которые люди делают для своей страны. Я же стараюсь завоевывать для своей Родины медали. 

- Как относишься к тем, кто "торгует лицом"? В рекламе снялся бы? 

Е.: Почему бы и нет? Можно много чего делать, например в кино сниматься. Мне сделали недавно такое предложение, и я согласился. Зрители увидят этот ролик уже 27 марта. Я не буду пока говорить, о чем он. 

- А рекламировать прокладки или йогурты? 

Е.(смеясь…): Тема прокладок мне не очень близка, но против йогуртов я ничего не имею. Лично я каждое утро начинаю с йогуртов. 

- Ну и напоследок скажи, каково в 20 лет стать символом, образцом для подражания? 

Е.: Это накладывает ответственность. Когда я рос, то равнялся на Виктора Петренко. Стремился достичь такого же мастерства. Сейчас мы с ним друзья, но он до сих пор остается для меня кумиром и человеком номер один в фигурном катании. А если говорят, что Евгений Плющенко для кого-то становится символом, то я стараюсь быть прежде всего человеком.