Season 2003-2004

 ЕВГЕНИЙ ПЛЮЩЕНКО - У ОДНОГО ИЗ САМЫХ ЗАВИДНЫХ ЖЕНИХОВ СКОРО СВАДЬБА?
Знаменитый фигурист не оставил поклонницам никаких шансов. Своё будущее он видит только вместе с Ульяной. 
"Отдохни!" №36, 4 сентября 2003
Нина Жаркова 
Женя заметил Ульяну совершенно случайно: в этот день он ехал на машине по Невскому проспекту и, остановившись на перекрёстке, заинтересовался симпатичной девушкой, весело болтавшей с подругами. Чутьё ему подсказало: если не подойдёт к ней сейчас, то потом будет об этом жалеть. 
- Ульяна знала, что вы знаменитый фигурист? 
- Представьте себе, нет… Мы с Ульяной вместе уже два года и стараемся не расставаться. Я лично отвожу её на лекции, она же непременно встречает меня после тренировок. Недавно мы ездили с Ульяной на показательные выступления в Швейцарию и на сборы в Испанию. На днях вернулись из Турции, где наслаждались местными банями. Теперь я начинаю активно тренироваться и 30 октября собираюсь в Канаду, 14 ноября - во Францию. Надеюсь, Ульяна поедет со мной. Во время Олимпиады, к сожалению, её не было рядом. Зато мы звонили друг другу каждый день. 
- Как ваша мама, Татьяна Васильевна, отнеслась к тому, что не она встречает сына после тренировок, а любимая девушка? 
- К счастью, мама часто бывает на моих тренировках. Да и мы с Ульяной почти всё время живём с родителями и только изредка уединяемся в моей квартире. Конечно, мама тяжело пережила моё решение жениться. Она считает, что ещё рано заводить семью. Но у мамы хватает забот и без того. В этом году племянница идёт в первый класс. Пока сестра получает второе высшее юридическое образование в Волгограде, все заботы о внучке легли на мамины плечи. 
- Говорят, ваш основной соперник в фигурном катании Алексей Ягудин покидает большой спорт. Вам станет легче завоёвывать награды? 
- Нет, разумеется. В спорте всё очень быстро меняется. И мне ещё не приходилось встречать спортсмена, которому было бы легко выиграть поединок. 
- Рассказывают, что однажды тренер Алексей Мишин, заказывая для вас костюм, сказал художнику-модельеру: "Мне нужен костюм для высокого блондина с большим носом". Скрашивает ли монотонность каждодневных тренировок искромётное чувство юмора Алексея Николаевича? 
- Конечно. Он часто веселит своих подопечных, рассказывая анекдоты, смешные истории из своей богатой событиями жизни. 
- У вас замечательный произвольный танец на музыку Игоря Корнелюка. Готовится ли новая программа? 
- Мне очень понравилась музыка Игоря из сериала "Бандитский Петербург", я даже купил диск с песней "Город, которого нет". Изо дня в день я слушал её в машине и представлял себе будущий танец. И сегодня мы с тренером думаем, чем бы ещё поразить зрителей. 
- Если бы вы встретили волшебника, который предложил исполнить три любых желания, о чём бы попросили? 
- Первое - стать олимпийским чемпионом, второе - здоровья для тренера и всех родных и близких, а третье - научиться прыгать четверные обороты. 
- Посещает ли вас чувство разочарования, когда хочется всё бросить? 
- Бывает, особенно если встаю рано утром и, несмотря на усталость, нужно идти на тренировку. Но стоит пересилить себя - и всё проходит. 
- Женя, зрители привыкли видеть вас победителем, всегда улыбающимся, уверенным в себе. Когда в жизни случаются неудачи, что делаете? 
- В этот момент я злюсь только на самого себя и стараюсь сделать всё, чтобы уныние поскорее ушло. 
- Вы верите в приметы? У вас есть амулет? 
- Верю. Есть амулет, но не скажу какой! 
__________________________________________________________________________________

АЛЕКСЕЙ МИШИН: НОВАЯ СИСТЕМА СУДЕЙСТВА
НА РУКУ ПЛЮЩЕНКО 

"Время новостей" 12 сентября 2003
Ольга Ермолина 
Во вторник и в среду состоялись первые в этом сезоне "прокаты" коротких и произвольных программ, которые представили российские фигуристы. За исключением Ирины Слуцкой и Алексея Ягудина, который пока не определился, выйдет ли в этом сезоне на любительский лед, практически все остальные российские мастера фигурного катания вышли на лед Дворца спорта подмосковного города Одинцово. 
Специально из Америки, чтобы продемонстрировать плоды летнего труда, в Москву прилетели ученики Олега Васильева Татьяна Тотьмянина и Максим Маринин, несколько изменившие прически, что пошло им в плюс. Выступили также: новая танцевальная пара Татьяны Тарасовой Светлана Куликова - Виталий Новиков, воспитанники Александра Жулина танцевальный дуэт Татьяна Навка - Роман Костомаров и одиночник Александр Абт. Чтобы было понятно, прокаты программ не являются соревнованиями, за них не выставляют оценок. Спортсмены и тренеры представляют судьям и чиновникам спортивной федерации некие наброски будущих программ, которые в течение сезона будут совершенствоваться и видоизменяться. 
Порой первоначальный прокатный вариант может на 90 процентов отличаться от итогового. Пока многие лидеры сборной не захотели раскрывать всех карт, и половина спортсменов катали старые программы. Не стал исключением и Евгений Плющенко, который по каким-то причинам во вторник не вышел на лед, а в среду продемонстрировал судьям и публике прошлогоднюю короткую программу "Адажио" Альбинони. За разъяснением корреспондент газеты "Время новостей" обратилась к тренеру фигуриста Алексею Мишину. 
- Алексей Николаевич, что с Плющенко, почему во вторник он не вышел на лед? 
- Дело в том, что несколько дней назад Женя травмировался. 
- Это произошло на тренировке? 
- Нет, во время выступления. Женя выполнял дорожку шагов и зацепился одной ногой за другую. Врачи, осмотрев травму, сказали, что опасаются за его мениск, и потому мы решили не форсировать события. 
- Означает ли это, что в будущем сезоне Плющенко не сможет выступать в полную силу? 
- Нет, наша задача - побеждать. А какие еще цели могут быть у фигуриста, который в прошлом сезоне установил своеобразный рекорд. Женя не проиграл ни одного старта. Мало того, он выиграл все соревнования, включая финал Гран-при, чемпионаты Европы, мира. 
- Что представляют собой новые программы Плющенко? 
- Заранее не буду говорить. Скажу только, что короткая программа укладывается в понятие "классика", а произвольная - нечто совершенно новое и необычное. 
- В конце октября начинаются этапы Гран-при по фигурному катанию. В каких вы планируете участвовать? 
- Скейт Канада, Скейт Америка и в российском этапе. 
- Три важных турнира плюс другие соревнования, сумеет ли Плющенко при такой травме восстановиться? 
- Врачи обещают, но и мы будем делать перерывы в выступлениях. 
- Что делал ваш подопечный в межсезонье? 
- Сначала лечился в санатории, потом отводил душу в Турции, а затем прилетел ко мне в Испанию на сбор. 
- Что вы можете сказать о новой системе судейства, когда оцениваться будет каждый элемент? 
- Пока еще трудно что-либо комментировать, но я думаю, что для Жени эта система подходит. Взять хотя бы несколько позиций. Артистизм - этого у Плющенко не занимать. Техника скольжения - тоже нет вопросов. Кроме того, оцениваться будут и оригинальные элементы, а, как известно, Женя выполняет несколько коронных элементов. Например, вращение Бильман с высокой поднятой практически вертикальной ногой, которое, кроме него, никто больше из мужчин-фигуристов не делает. Так что я думаю, что новая система судейства будет на руку Плющенко. В любом случае ждать осталось недолго. 

________________________________________________________________________________

ИГОРЬ КОРНЕЛЮК: КОГДА Я СТАНУ СТАРЫМ,
БУДУ ПИСАТЬ КНИГИ 

(статья приведена не целиком)
"Фонтанка.Ру" 16 сентября 2003
Ольга Белова 
Больше всего во время беседы с Игорем Корнелюком, я жалела, что на "Фонтанке" нельзя воспроизвести интервью целиком: не только слова, но и все жесты, пение и мимику. Какая бы получилась картина! Для иллюстрации своих слов музыкант постоянно что-то напевал, отбивал ритм руками и ногами, жалел, что нет под рукой фортепиано. И, между делом, отвечал на вопросы читателей "Фонтанки". 
- Много вопросов поступило "Фонтанке" по поводу вашей совместной работы с нашим известным фигуристом Женей Плющенко и его тренером. "Говорят, вы так хорошо сработались с Евгением Плющенко и его тренером Алексеем Мишиным, что собираетесь писать музыку и к другим его программам? Правда ли это? Расскажите поподробнее?" (Марина Е.) 
- Сейчас Женя должен делать новую произвольную программу, и мы с Алексеем Николаевичем говорили о том, что неплохо было бы сделать вместе что-то этакое… Но Жене, наверное, это очень срочно нужно, а я не знаю, смогу ли просто физически успеть сделать для него музыку. Ведь, несмотря на то, что музыка произвольной программы длится всего 4 минуты и, кажется 40 секунд, она состоит из пяти частей. И сделать одну короткую композицию - это то же самое, что написать пять отдельных музыкальных произведений. 
- Сложно ли вам давалась работа над музыкой композиции Евгения Плющенко? Говорят, переписывали несколько раз? (Маша) 
- Да, когда я делал эту программу, мне ее пришлось переделывать пять раз. И не потому, что я что-то сделал не так - я все делал правильно. Но потом ко мне приходили Алексей Николаевич с Женей. Алексей Николаевич говорил: "Игорь, вот в этом фрагменте Женя задыхается, а вот тут ему нужно передохнуть - он делает двойной тулуп!" Он начинает сыпать этими фигуристскими терминами, в которых я не понимаю ни черта. Мишин видит мой непонимающий взгляд и говорит: "Женя, ну покажи ты ему!" И Женя прямо у меня в студии начинает все это показывать и прыгать! 
Или, например, Мишин ставит мне такую задачу: "Игорь, вот этот фрагмент надо удлинить ровно на 2 секунды. Но при этом нельзя менять ничего - ни темп, ни тембры. Все оставить как есть - но длиннее на две секунды". Я говорю: "Алексей Николаевич, вот скажите мне - что нужно сделать с музыкой, чтобы, не меняя ничего, удлинить ее на две секунды? Расскажите мне, композитору!" Он: "Я понимаю. Но вы попробуйте…" 
В общем, сначала они ставили что-то на мою музыку, а потом я уже свою музыку подгонял под его танец, чтобы Жене было удобно. И когда на чемпионате мира комментаторы говорили: "Насколько же Женя артистичен в этой программе! Как он тонко чувствует музыку!" - я чувствовал в этом и свою заслугу. 
- Долго работали над этой композицией? 
- Композицию в целом я делал двое суток. Пять раз переделывал. Получается пять раз по двое суток - примерно десять суток, через какие-то промежутки я возвращался к этой работе. И когда я переделывал в пятый раз, то, уходя на студию, сказал супруге: "Марина, я иду это делать в последний раз! Если их еще раз что-то не устроит - пусть делают сами!" И этот пятый раз оказался последним. Потом Алексей Николаевич сказал: "Спасибо, у Жени никогда не было такой удобной музыки!" 
- А обратились они к вам сами? 
- Да. Жене очень понравился фильм "Бандитский Петербург", понравилась музыка. Сначала они пришли ко мне вдвоем с Мишиным, был разговор насчет работы над произвольной программой. А потому они оба исчезли месяца на два. Я подумал, что разговор "накрылся". А через какое-то время Мишин пришел и сказал: "Игорь, я не знаю, что делать! Я предлагал Жене Рахманинова, Вивальди, музыку других композиторов. Он ничего не хочет, говорит - хочу только Корнелюка!" На что я сказал: "Я очень рад, что у Жени Плющенко хороший вкус!" (смеется) 
- А не зареклись вы после такой масштабной кропотливой работы вообще связываться с фигурным катанием? 
- Да нет. Это было очень приятно на самом деле. Во-первых, мне было приятно это делать для Жени. Я не очень люблю фигурное катание, но сам Женя мне очень симпатичен. Все-таки он, я считаю, лучший фигурист современности на сегодняшний день. И мне хотелось сделать ему программу так, чтобы он доказал всем, что он лучше Ягудина. Очень обидно, что Ягудин не участвовал в этом чемпионате Мира из-за травмы. Я даже слышал такое мнение: вот, дескать, Плющенко стал первым только потому, что Ягудин травмирован. Это не так! Мне до боли обидно, что Ягудина не было. Потому что я считаю, что с этой программой Женя все равно стал бы первым. 
- Смотрела трансляцию шоу Плющенко, которое прошло в июне в Ледовом. Вместе с комментатором в рубке был Алексей Мишин, который, кажется, сказал, что они с Женей хотят в одной из программ и вас вывести на лед. Он пошутил или это правда? (Маша) 
- Это была моя идея. Когда закончилось это шоу, где я пел песню "Город, которого нет", а Женя под нее танцевал, импровизировал, мы зашли за кулисы, и я сказал: "Женя, у меня родилась классная идея! Давай мы следующий номер сделаем - ты будешь петь, а я на коньках кататься!" 
- И Женя согласился? 
- Он сказал - с радостью! Ведь каждый стремится к тому, чего ему не хватает, - мне хочется покататься на коньках, а ему, наверное, интересно спеть. 
- А вы умеете кататься на коньках? 
- Да. Более того, в детстве я очень хорошо катался, поэтому, когда учился, скажем, классе в 4 - 5, меня восьмиклассники брали играть в хоккей - и всегда нападающим. Потому что я быстрее всех ездил на коньках и юрче всех был. 

_______________________________________________________________________________


В РАЗДЕВАЛКЕ С ПЛЮЩЕНКО
Невзирая на запреты московских организаторов ледового шоу, корреспонденту "Новой Сибири" удалось взять эксклюзивное интервью у чемпиона мира 
"Новая Сибирь" 19 сентября 2003
Юлия Щеткова 
Кучки девчонок спешили к ледовому дворцу "Сибирь", судорожно расстегивая на бегу куртки и обмениваясь репликами типа "какого хрена, дура, лезешь вперед меня". В дверях они доставали блокноты и начинали старательно улыбаться охранникам: "Да мы не фанатки, набрасываться не будем, пропустите только взять автографы!" Не получив ответа, выскакивали на улицу и бросались к каждому мужчине в форме: умоляли, канючили, даже рыдали и снова штурмовали вход. 
Но широкоплечая стена "привозной" московской охраны не пропускала "за кордон" даже новосибирскую прессу: никаких съемок, интервью, репортажей. Как будто в Новосибирск привезли не ледовое шоу - главных звезд российского, а значит, и мирового фигурного катания, - а какую-то группу шпионов. 
Ледовый бал в дождливом сентябре, что ни говорите, событие из ряда вон выходящее. Если же добавить, что выступить II-12 сентября на льду ЛДС "Сибирь" сборная России по фигурному катанию приехала в самом звездном составе: Евгений Плющенко, Александр Абт, Ирина Лобачева и Илья Авербух, Мария Петрова и Алексей Тихонов и другие, - станет понятно, почему новосибирские фанатки изящного спорта так неистово атаковали ЛДС "Сибирь" - еще за два часа до начала программы. 
Когда страсти пропускной системы улеглись, а свет на стадионе погас - на ледяную сцену под надрывные аккорды немецкой классики выплыло множество мерцающих огоньков. В разноцветных лучах прожекторов "проявились" силуэты обладателей звездных коньков, чертовски красиво выделывающие фигурные па. Трибуны, естественно, взревели от восторга. Пожалуй, за всю историю Новосибирска на одной ледовой площадке столько титулованных фигуристов не собиралось. 
Командовали парадом Ирина Лобачева и Илья Авербух. Объявляя номера и разогревая публику, звездная парочка поделилась радостью: дуэт ждет прибавления в своем спортивном семействе. Впрочем, гвоздем программы стало не экзотическое трио вдвоем, а номера остальных участников ледового шоу. 
Открыл программу Илья Климкин, приведя в восторг трибуны стильным номером под сопровождение до боли знакомой мелодии из Notre Dame de Paris. Такого скользящего и артистичного Квазимодо, пожалуй, не видел даже Париж. Недаром же публика отбивала ладоши и надрывала голосовые связки, несколько раз вызывая Илью на бис. 
За удачным стартом последовало и удачное продолжение: шкодливый ледовый рок-н-ролл перерастал в сексуальное фламенко, а лиричное танго плавно перетекало в залихватские половецкие пляски. Чего только стоил небольшой стриптиз "секс-символа, разбивающего женские сердца" Александра Абта (именно так его представил Илья Авербух), зажигательно сбросившего рукава костюма и эффектно приподнявшего жабо! 
Пара падений за три часа ледового шоу не повлияли на красоту зрелища: заменить ощущение чего-то необыкновенного, когда перед глазами проплывает вращающийся силуэт в такт развевающихся волн мелодии, не сможет даже трансляция выступлений суперпрофессионалов на Олимпийских играх. Поэтому если в небо чепчики горячие сибирские фанатки и не бросали, то на бис своих любимцев вызывали и вызывали, при этом умудряясь без остановки забрасывать ледяное поле букетами и мягкими игрушками. Так что в раздевалку отработавшие фигуристы пробирались, нагруженные подарками. 
Одаривая на льду публику голливудскими улыбками, за кулисами сами фигуристы переживали, волновались и болели за каждого. Кричали от восторга, скандировали и замирали в ожидании сложного пируэта.Наблюдая за всем действом из закулисья, можно сказать, что фигуристы откатали программу, вложив душу, а не формально "отбыв номер" перед провинциальной публикой. Да и поставить автограф девчонкам, чудом просунувшим блокноты через цепь охранников, не отказывались. 
Несмотря на то, что московские организаторы ледового шоу включили для прессы "красный свет", корреспонденту "Новой Сибири" - благодаря любезному содействию дирекции ледового дворца - удалось пообщаться с одним из самых звездных фигуристов последних сезонов - Евгением Плющенко, который, кстати, был вовсе не против интервью. 
- Евгений, у вас большая нагрузка, много выступлении, как удалось выкроить время для Сибири? 
- Выступлений много, но может быть и больше: от многих отказываешься. Скоро начало сезона - буквально через две недели у меня первые соревнования в Америке. Встретятся шесть сильнейших фигуристов мира, которые будут бороться за титул лучшего. 
- То есть ваш приезд в Новосибирск - очередной этап тренировок? 
- Конечно. Идет подготовительный процесс, очень большая нагрузка. Открою секрет, сейчас я выступаю с травмой: у меня правый внутренний мениск. Ездил на показательные выступления в Японию и попал в плохой след. В результате колено ушло очень далеко, как бы упало на лед. Было больно спускаться и подниматься по лестнице, приседать, вытягивать ногу. Знаете, такая ноющая боль... 
- Не опасаетесь, что эти два дня выступлений повредят? Как тренер отнесся к поездке в Сибирь? 
- На самом деле мы заранее согласились выступать в Новосибирске, но после травмы собирались было уже отказаться. Но Илья Авербух сказал, что выступить надо, плюс я стал чувствовать себя чуть-чуть лучше. Поэтому решили все-таки поехать. Буду катать здесь короткую произвольную программу - "Адажио" Альбинони и "Город, которого нет" Игоря Корнелюка. А после выступлений лягу в ЦИТО в Москве. На неделю - точно. 
- То есть ваш знаменитый номер Sex bomb в костюме культуриста новосибирцы не увидят? 
- "Культурист" уже в прошлом. Сейчас мы думаем о новом номере. Думаю, что сделаем смешной, юморной номер. Было бы побольше времени, можно было бы все это взять широкими мазками. Но, к сожалению, времени не хватает. О новом номере я пока ничего говорить не буду, хотя идея уже есть. Скажу только, что это будет пародия на известную американскую певицу. 
- Кого вы на данный момент расцениваете как своего основного соперника в мужском одиночном катании? 
- Это в первую очередь я сам и все остальные. Все, кто выступает со мной, борются против меня, значит, все соперники. Но соперники на льду - в жизни мы друзья. Это спорт, и нельзя давать слабинку. 
- Для вас фигурное катание - спорт или все-таки искусство? 
- Все вместе - и спорт, и искусство, и жизнь, и мучение, и травмы. И все это на первом месте - это моя жизнь. 
- Существует мнение, что в последнее время российских спортсменов засуживают в фигурном катании. Это действительно так или только ощущение? 
- Раньше со мной такое было, сейчас - пока нет. Вводится и какая-то новая система судейства, о которой пока я ничего не знаю. Что-то новое, как в гимнастике. 
- Когда фигурист выходит на лед, зрители замирают. А что же испытываете вы сами? 
- Кроме нагрузки, конечно, удовольствие от катания, от общения со зрителем. Пытаешься порадовать, вдохновить народ, чтобы он "катался" именно со мной. Не просто так, как иногда бывает в Америке: приходят люди, едят поп-корн, пьют кока-колу... В России абсолютно противоположная ситуация. Люди замирают, смотрят, следят за тобой взглядом... И это здорово. 
- А что вас вдохновляет, когда выходите на лед? 
- Когда выходишь, а люди ликуют, кричат, чувствуешь, что они с тобой. Даже сегодня, когда я вышел, народ готов был выброситься с трибун. Это вдохновляет... И потом, когда катаешься, ты же смотришь не только вниз или вверх - ты смотришь в глаза людям. И видишь их взгляд, как они тебя оценивают. 
- Чтобы подготовить программу, нужно не только тщательно отработать хореографическую часть, но и подобрать максимально точное музыкальное сопровождение. Кто выбирает для ваших номеров музыкальную часть? 
- По-разному. Бывает, я с тренером, с хореографом, бывает, друзья советуют, много музыки присылают фанаты. 
- Каковы ваши музыкальные пристрастия? 
- Если в душе музыка нравится, то знаешь - это мое. Хотя нет такого, что мне нравится, например, только Чайковский. Обычно, утром проснусь - слушаю рэп, вечером - что-нибудь лирическое. 
- Какие из ваших номеров вам ближе? 
- "Адажио" Альбинони и, конечно, "Город, которого нет" Игоря Корнелюка. Просто они мне нравятся, поэтому катаюсь с душой. 
- Бывает без души? 
- Без души ты не сможешь ничего сделать. Можно кататься, прыгать, вращаться, но если ты не дашь зрителю "посыл", те самые жесты - они просто не поймут. Понимаете, можно провести рукой и просто так, а можно и... с головой. 
- Как вам новосибирский прием? 
- Хорошо. Вы же сами видели реакцию публики! Ну и в остальном хороший прием, обслуживание, прекрасные гостиницы. Пока все на уровне, главное - не сглазить. 
- Запланировали уже вечер? 
- Пока нет, но вообще я бы сходил в баню, попарился и лег спать. Я люблю русскую баню: с веником, с медом, как говорится, со всеми делами. 
- Тур в Сибирь вам выгоден в финансовом плане или все-таки это лишь тренировка? А фигурное катание в целом - выгодно? 
- Тур - выгоден, и вообще - я не жалуюсь, но цифры называть не буду. 
Ответив на вопросы "Новой Сибири", Евгений Плющенко отправился покорять сердца новосибирских трибун, а пока зрители наблюдали один из самых звездных номеров ледового бала, за кулисами Евгения ожидала любимая девушка, не покидающая фигуриста даже на гастролях. 
Новосибирский зритель, безусловно, остался доволен ледовой феерией, а потому не отпускал фигуристов, коллективно вышедших на прощальный поклон, еще полчаса. Огромная толпа нехотя покидала ЛДС, делясь восторгами, демонстрируя друг другу автографы и обрывая телефоны, чтобы похвастаться, как "в пяти метрах от моего носа проехал сам Илья Авербух и та-ак улыбнулся". 
-_________________________________________________________________________________


АЛЕКСЕЙ МИШИН: В ПРОШЛОМ СЕЗОНЕ ПЛЮЩЕНКО УСТАНОВИЛ АБСОЛЮТНЫЙ РЕКОРД МИРА 
"Спорт-Экспресс" 20 сентября 2003
Елена Вайцеховская 
Нет большей беды для тренера, чем травма ученика, да еще когда она совершенно некстати. С этим в самом начале сезона столкнулся Алексей Мишин. В первый день контрольного проката в Одинцове двукратный чемпион мира Евгений Плющенко не появился на льду. "Женя выступать не будет. Болит колено", - объяснил Мишин. 
На следующий день Плющенко все-таки рискнул показать свою прошлогоднюю короткую программу. Как выяснилось, из уважения к зрителям, встретившим фигуриста благодарной овацией. 
К просьбе об интервью Мишин отнесся весьма настороженно. И сразу пошел в наступление: 
- В конце минувшего сезона вы написали, что Женя - одинокий король. И не увидели главного. Что он установил своего рода мировой рекорд, который вряд ли будет хотя бы повторен: выиграл все соревнования сезона, став на каждом из них лучшим во всех программах. И он вовсе не одинокий король. Посмотрите, как его встречают - даже сейчас, когда он катается, по сути, на одной ноге. Сколько у него поклонников! Он - король большого королевства. 
- А зачем он катался, если болит нога? 
- Такова была просьба президента федерации, мое желание и желание Жени. 
- Вы будете показывать эту короткую программу в новом сезоне? 
- Вряд ли. 
- Следовательно, новые программы уже готовы? 
- Да. Первый старт на этапах "Гран-при" у нас будет в Канаде. Если, конечно, нога позволит. 
- Что случилось, если не секрет? 
- Эта травма получена не так давно, во время показательных выступлений. В дорожке шагов Женя делает одно вполне безобидное движение: как бы подбивает себя ногой и потом на пятке поворачивается. Вот на этом движении он и повредил правое колено. 
- Что говорят врачи? 
- Возможно, травмирован мениск. 
- Как Плющенко провел лето? 
- Сезон закончился гастролями в Type Коллинза. Женя выступил в нем 20 с небольшим раз. После этого лечился в санатории в Сочи, отдыхал в Турции, а потом приехал ко мне на тренировочный сбор в Испанию. 
- Какие задачи вы ставите перед Евгением в этом сезоне? 
- Когда у него выздоровеет нога, тогда я отвечу на этот вопрос. Первоначально планировалось, что Плющенко будет выступать на этапах "Гран-при" в Канаде, Франции и России. 
- А как нога может выздороветь при постоянной нагрузке? 
- Дело в том, что у Плющенко были паузы в тренировках. Именно доктор порекомендовал дать ему маленькую нагрузку, чтобы посмотреть, как будут развиваться события. С учетом его состояния мы и будем работать дальше. 
- Многие отмечают, что в этом сезоне работать над программами с учетом новых судейских правил пришлось иначе. Вам тоже? 
- Я хорошо понимаю суть новой системы, и мы, естественно, сделаем соответствующие коррекции в программах. Единственное, что меня беспокоит, - система очень новая. 
- Так ведь она будет использоваться не на главных соревнованиях сезона. 
- У таких спортсменов, как Плющенко, все соревнования главные. 
- Но вы же не станете сопоставлять по значимости этапы "Гран-при" и... 
- ...Что вы хотите сказать? Вы хотите ответить на вопрос или задать его? 
- Хорошо, будем считать, что вопроса не было. Как вы оцениваете новую систему судейства в целом? 
- В ней есть и положительные стороны, и отрицательные. Чего больше, покажет жизнь. 
- С вашей точки зрения, эта система лучше, чем старая? 
- Она может привести к значительной коррекции в составлении программ, в методике подготовки спортсменов, в отборе. Несмотря на то что у меня есть определенные критические замечания, мне кажется, что для Плющенко эта система неплоха. Большое значение придается пяти компонентам. Мастерство владения коньком у Плющенко на самом высоком уровне. Всевозможные соединения элементов тоже. Как и исполнение программы. С хореографией также нет никаких проблем, у Жени она всегда была интересной. Интерпретация образа - то же самое. Полагаю, только у двух фигуристов в мире - Ягудина и Плющенко - эти составляющие соответствуют самым высоким требованиям. И отделяют их от остальных. Некоторым удается делать неплохие комбинации шагов, но до Ягудина и Плющенко им далеко. Поэтому я расцениваю все изменения в судействе как позитивные. К тому же у Жени в программе много элементов, за которые он сразу получит у арбитров "экстрасы" - дополнительные баллы. Это вращение в Бильманне, вращение в кольце, которые раньше было принято считать ничего не значащими элементами. А ведь Бильманн, кроме Плющенко, не исполняет ни один фигурист в мире. 
- Откройте секрет: какими будут новые программы вашего ученика? 
- Короткая - из так называемого пенала классики, а вот произвольная станет неожиданной для всех. Начиная с самой идеи программы. 
________________________________________________________________________________

ЕВГЕНИЙ ПЛЮЩЕНКО: Я БЫ УШЁЛ В ХОККЕЙ 
"Дни.Ру" 22 сентября 2003
Ирина Васильева 
Для Евгения Плющенко контрольные прокаты в подмосковном Одинцове прошли не совсем удачно. В первый день, когда фигуристы представляли короткую программу, Женя не вышел на лед. А на следующий выступил с прошлогодней программой. Как потом выяснилось, во время одного из многочисленных шоу в межсезонье Женя повредил колено, предположительно мениск. 
После консилиума врачей было решено дать ему нагрузку, но не большую. Так что на время Евгению придется забыть о грандиозном спортивном плане, о котором он говорил в интервью корреспонденту "Дней.Ру". 
Впрочем, поначалу речь у нас зашла о прошедшем сезоне, который для Жени сложился весьма удачно, если не считать чемпионата России, который пришлось пропустить. 
"Я заболел. У меня была температура, но не высокая. Два дня текла кровь из носа, не останавливалась вообще. Болели ноги, крутило мышцы. Потом все внезапно прошло, я восстановился. 
Естественно, поначалу было тяжело кататься, не чувствовал ничего. Но в целом сезон получился идеальным. Выиграл чемпионат Европы, в третий раз, по-моему. Чемпионат мира, все этапы "Гран-при", финал "Гран–при". Сделал полный каскад 4-3-3, комбинацию с тройным флипом. То есть, исполнил много элементов, которые до меня никто не делал." 
- Не исключен вариант того, что музыку к короткой программе вам напишет Корнелюк? 
- Конечно! И не только к короткой, но, может, еще и к произвольной программе. Игорь замечательный человек, замечательный композитор. Мы хотим работать с ним. 
- Когда Корнелюк рассказывал о работе над музыкой к прошлогодней произвольной программе, то признался, что не любит переделывать свои произведения. Тем не менее, по просьбе Алексея Николаевича, он сделал пять вариантов! 
- Это он вам сказал, что было пять вариантов. А на самом деле было больше. То одно не подходило, то другое. То на прыжок неудобно было разбегаться, то надо было акцент сделать на выезде. Очень много было подводных камней. 
- Игорь говорил, что у него есть мечта: вы поете песню, которую он напишет, а он в это время на льду на коньках. У вас уже есть вокальный опыт - в рекламе "Чупа-Чупс"... 
- Вообще-то у меня нет голоса. Это ужасно! Медведь на ухо наступил. И когда мне сказали, что надо будет еще и петь в рекламе... Ну, я там спел, все получилось нормально. Но когда приехал из Штатов и увидел рекламный ролик, то долго не мог понять: почему, когда должен петь я, из динамиков раздается голос Миши Южного! 
- Может, рискнете спеть на будущий год, если будете собирать шоу? 
- Игорь, я думаю, сможет кататься. А вот я петь не смогу. 
- Знаю, что вы увлекаетесь пейнтболом. Давно? 
- Наверное, уже три года. У меня свои пистолеты полупрофессиональные. И мне это очень нравится. Я вообще мечтаю для себя разработать обширную спортивную программу. Допустим, день посвящать теннису, день гольфу, день пейнтболу, день футболу, хоккею, плаванию… Фигурное катание, разумеется, при этом на первом месте. 
- Про увлечение хоккеем я раньше не слышала! 
- Я прошедшей зимой очень много играл в хоккей. Играл нападающего. Не обязательно центрального. Когда летом были в Америке, то на лед выходили в полной амуниции. Было здорово! 
- Может, подумаете о продолжении карьеры в хоккее? 
- Знаете, я думал об этом. Но управлять клюшкой профессионально у меня не получится. И потом, мне нужно выиграть Олимпийские игры. Они состоятся, когда мне будет 24 года. В 24 года уходить в хоккей… 
- То есть, после Турина уйдете? 
- Нет. Пока ничего определенного сказать не могу. Но в моих планах - выступать до следующей Олимпиады. 

________________________________________________________________________________


ГОРЯЧИЙ ЛЁД ЕВГЕНИЯ ПЛЮЩЕНКО 
"Космополитен" (приложение "Космо - Петербург") октябрь 2003
Вероника Романченко 
Свою первую значительную победу Евгений Плющенко одержал в 14 лет, став самым молодым в истории фигурного катания чемпионом мира среди юниоров. А спустя год он стал и самым молодым призером чемпионата мира среди взрослых. Сегодня в арсенале Евгения есть все возможные награды, не покорилось пока только олимпийское золото. Интерес к Плющенко во всем мире огромный, поклонниц - миллионы, но отнюдь не стремится "раздеваться" на публику, описывая подробности своих побед и поражений. За что заработал недобрую славу человека холодного и даже высокомерного. Скажу лишь одно: в обычной жизни кумир российских девчонок гораздо проще - дерзкий, романтичный и очень обаятельный. 
- Ты гордишься своими успехами? 
- Я доволен своими успехами и благодарен судьбе за то, что все так удачно сложилось. А что такое гордыня, я не знаю и не хочу знать - не хочу, чтобы люди подумали обо мне плохо. 
- Что значит быть фигуристом номер один в мире? 
- Я стремился к этому всю свою жизнь и на самом деле хочу быть номер один. В фигурном катании я с четырех лет, то есть, фактически, вся моя жизнь - в спорте. Конечно, как и любому спортсмену высокого уровня, мне приходится от чего-то отказываться, приходится себя ломать, преодолевать физические и моральные барьеры. Все время нужно идти вперед, вперед, вперед! 
- Первые шаги в спорте давались тяжело? 
- Очень тяжело, но, по словам мамы, с большим упорством. В детстве я часто и серьезно болел, у меня была тяжелая форма двустороннего воспаления легких, спорт меня закалил. 
- Случались моменты, когда хотелось все бросить? 
- Было несколько случаев. Когда мне было 11 лет, в Волгограде, где мы жили в то время, закрыли каток. Мы с семьей решили, что я больше не буду кататься, но, если захочу, пойду в каратэ или в футбол. Я решил, что буду заниматься каратэ. А потом в один прекрасный момент позвонил мой бывший тренер Михаил Хрисантьевич Маковеев и предложил мне продолжать тренироваться в Москве или Санкт-Петербурге. Санкт-Петербург понравился больше. К тому же у Михаила Хрисантьевича здесь был близкий друг, тренер по фигурному катанию Алексей Николаевич Мишин. Мы приехали в Петербург, и постепенно я стал заниматься у Мишина. Первое время было очень тяжело, мне уделялось мало времени, потому что на тот момент катался еще Урманов, катались Ягудин, Татауров, Новосельцев. Я был самый маленький в группе, и руки до меня доходили, как говорится, в последнюю очередь. Однажды мы с мамой даже купили билеты на поезд и решили вернуться домой, в Волгоград. В день отъезда мы пришли к моему тренеру и сообщили, что уезжаем. Алексей Николаевич сказал, что мы совершаем большую ошибку, потому что я могу кататься хорошо, просто нужно время. Тогда мы решили остаться и попробовать еще раз. Я убедился, что высокие достижения в спорте невозможны без сильных потрясений и кризисов. Как говорит мой тренер, плавание в теплом, сладком молоке не может сделать из человека героя. 
- В одном из интервью ты упомянул, что хотел бы открыть в Волгограде ледовый центр и обучать детей фигурному катанию… 
- Конечно, было бы здорово открыть в Волгограде ледовый дворец. Я был там год назад, заходил посмотреть на старый Дворец спорта, где я раньше занимался. Сейчас там что-то непонятное, какие-то склады. Это неправильно. У людей нет возможности заниматься фигурным катанием и хоккеем - а ведь эти виды спорта очень популярны в России. Я вижу это на примере того же Дворца спорта "Юбилейный". Сколько детей сюда приходит каждый день! А заниматься негде. Занятия расписаны с 7 утра до 12 ночи, и все равно льда не хватает. 
- А еще я слышала, что ты хочешь открыть ресторан или дискотеку. 
- Когда-то я думал об этом… Но нужны баснословные деньги, которых у меня нет, - это первое, второе - нужно время. Если ты начнешь заниматься чем-то помимо спорта, значит, будешь тратить на это дело свои силы, нервы, эмоции. А я пока хочу побольше побыть наедине со спортом. 
- Говорят, ты всерьез подумываешь о написании своей биографии? 
- Да, это правда. 
- Тебе всего 20 лет! Не рано ли садиться за биографию? 
- Нет, не рано. Футболист Кержаков написал же свою биографию. Думаю, и я смогу рассказать о себе что-то интересное. За свою спортивную карьеру каждый серьезный атлет проживает как бы одну полную жизнь: молодость, расцвет и, к сожалению, закат. Это точная модель настоящей жизни. Так что даже относительно молодой человек может иметь зрелые воззрения на жизнь. 
- За кулисами фигурного катания тебя называют "великим экспериментатором" Твои программы очень разные - есть классические "Болеро" Равеля, "Умирающий Лебедь" Сен-Санса, и в то же время есть комический русский танец, еврейский танец и пародийный Sex Bomb. С чем связана такая резкая смена образов? 
- Это спорт, это искусство, и, конечно, нужно быть разным. Если постоянно кататься в одном стиле, люди будут смотреть и думать: "А что, по-другому он не может?" Да и самому всегда хочется попробовать что-то новое, посмотреть, что ты умеешь. 
- Тебя еще называют Шекспиром на льду… 
- Да, первый раз меня так назвал мой тренер в одном из интервью. Это сравнение соответствует нашей творческой концепции, ведь Шекспир смог отразить все многообразие человеческих чувств: любовь, коварство, предательство. Я тоже хочу в своих ледовых программах создать как можно больше разных, диаметрально противоположных образов. Сейчас, например, я готовлю программу в стиле рэп. 
- А какой из образов нравится больше всего? 
- Вообще мне нравятся все мои программы. Но самые любимые на сегодняшний день две: первая - на музыку Альбинони, вторая - на музыку Игоря Корнелюка из кинофильма "Бандитский Петербург" 
- Кто-то работает над твоим имиджем? 
- Нет. Я, конечно, пользуюсь разумными советами, но все-таки стараюсь прежде всего быть самим собой. 
- Чаще всего ты живешь разумом или чувствами? 
- И тем, и другим, но больше всего, наверное, чувствами. Я сентиментальный, но при этом четко отличаю преданность от лести и настоящую искренность от позы. 
- Ты романтичный человек? 
- Думаю, да. 
- А мечта у тебя есть? 
- Я помню, прошлым летом, когда мы были в Америке во время Champions on Ice, у меня был очень приятный вечер с одной девушкой. Мы катались на яхте, слушали музыку, смотрели на звезды, общались… У меня осталось очень приятное впечатление от той прогулки, и мне бы хотелось ее повторить, но теперь уже с любимой девушкой. Наверное, это и есть самая романтическая мечта. 
- А какой должна быть эта девушка? 
- Честной, умной, красивой, высокой, стройной, романтичной, с чувством юмора… 
- Ты помнишь свою первую любовь? 
- Да, помню, была такая девочка Наташа Кузнецова. Мы встречались на катке, мне тогда было лет пять или шесть. Наташа мне нравилась, и я за ней ухаживал, даже пытался ее поцеловать. Она мне, к сожалению, отказывала, говорила, что ей мама не разрешает целоваться, а я ей отвечал: "А мне мама разрешает!" И разрешает до сих пор… 
- Ты часто разочаровываешься в людях? 
- Бывает. Но я никогда не разочаровывался в людях и в жизни на сто процентов. Я не знаю, что может меня так сильно разочаровать, и надеюсь, что не узнаю. 
- Считается, что спортсмены, занимающиеся одиночным катанием, в жизни тоже очень одиноки. 
- Я думаю, что у каждого своя судьба, своя жизнь. Я не знаю, что и как складывается или не складывается у других людей. У меня в жизни очень много хороших друзей, товарищей, близких мне людей. На самом деле я никогда не бываю один. Своими переживаниями я делюсь с родителями, именно они, прежде всего, помогают мне в трудные моменты. 
- Я слышала, ты увлекаешься историей? 
- Увлекался, когда учился в школе. К сожалению, тогда было мало времени, все внимание было сосредоточено на спорте, но история мне нравилась. Ведь прошлое - это будущее наоборот. Я помню, в то время мне очень нравились индейцы и рыцари. Может быть, в прошлой жизни я был рыцарем? И сейчас хочу им быть. 
- Говорят, ты коллекционируешь оружие? 
- Не все оружие - только мечи. Они были куплены в разное время в разных магазинах, в том числе за границей, но никакой исторической или антикварной ценности они не представляют. В детстве у меня были шпаги, в основном, детские игрушки. А позднее я решил: почему бы не купить настоящие? 
- О тебе пишут, что ты любишь машины, девушек и дискотеки… 
- Машины - да, девушки - да, дискотеки - да. Но я также люблю живопись, хорошую музыку, классиков прошлого. Время от времени мои привязанности, конечно, меняются. 
- Можешь вспомнить самые приятные моменты в жизни? 
- Приятных воспоминаний на самом деле очень много - например, когда впервые выиграл Чемпионат Европы, затем чемпионат мира. Многие приятные моменты, конечно, связаны с моей семьей. Я люблю проводить время с родителями, ездить за город, на рыбалку, очень люблю свою собаку. Я давно хотел завести собаку. И только два года назад, после того как я приобрел квартиру, такая возможность появилась. Я решил купить американского бульдога. Защитника. Когда мы приехали покупать щенка, я выбрал самого резвого. Он и сейчас все такой же: бегает, носится. Но умный, слушается. Я назвал его Голден - Золотой… 
ПЛЮЩЕНКО ХОЧЕТ ВЫСТУПАТЬ С АЛСУ 
"РТР-Спорт" 9 октября 2003 
Двукратный олимпийский чемпион Артур Дмитриев, олимпийские чемпионы Алексей Урманов и Виктор Петренко, двукратный чемпион мира Евгений Плющенко... Звезды мирового фигурного катания собрались в эти дни в Санкт-Петербурге. 10 октября в Северной столице состоится очередное шоу Артура Дмитриева - "Ледовый Олимп". Трансляцию этого представления вы сможете увидеть на телеканале "Спорт" в ближайшее воскресенье, 12 октября, в 21.05. 
Как сообщает из Санкт-Петербурга корреспондент программы "Вести-спорт" Алексей Васильев, "гвоздем" ледового шоу на этот раз станет номер Евгения Плющенко. Ученик Алексея Мишина будет выступать вместе с известным скрипачом Эдвином Мартоном. Такого еще не было: в Петербурге Плющенко будет катать свою новую произвольную программу под живую скрипку! 
Алексей Мишин, заслуженный тренер России: 
- Всякий новаторский взгляд на вещи проходит, как правило, в два этапа. Первый: "Ну, как же это можно!", второй: "Ну, как же без этого можно было обойтись?!". Я думаю, что сочетание живого катания и живой музыки - это будущее фигурного катания. 
Ну, чем же еще зрителя можно удивить? Плющенко с Мишиным постоянно находятся в творческом поиске. Весь прошлый сезон Евгений доказывал (и в итоге доказал, выиграв чемпионат мира), что лучший композитор для классического фигурного катания - это Игорь Корнелюк. Высшей точкой сотрудничества фигуриста и композитора стала совместное выступление в Петербурге в праздничной программе, посвященной юбилею города. Теперь же Плющенко собирается кататься под живую скрипку, кстати, работы Антонио Страдивари. И конечно на будущее планы самые амбициозные. 
Евгений Плющенко, двукратный чемпион мира: 
- В моих планах на ближайшее будущее - сделать показательные выступления совместно с эстрадными исполнителями, может даже с какими-то группами. Есть идеи, в общем. 
- С кем из эстрадных артистов ты лично хотел бы встать в пару? 
- Это секрет (смеется). 
Но, как оказалось, не такой уж большой секрет. 
Алексей Мишин: 
- Мы уже продумали некоторые моменты. У нас есть версия пригласить, например, Алсу. 
- В качестве кого? 
- Ну, вы меня смущаете. Как кого? Певицы, конечно. 
ПЛЮЩЕНКО ОТДАЛ ДАНЬ НИЖИНСКОМУ
Новые программы фигурист представит сегодня 
"Смена" 10 октября 2003
Даниил Орловский 
Сегодня в Ледовом дворце в рамках шоу Артура Дмитриева выступят истинные звезды фигурного катания. Среди них - двукратная олимпийская чемпионка Екатерина Гордеева, знаменитый француз Филипп Канделоро, создавший свой ледовый театр Игорь Бобрин и другие кумиры разных поколений, включая кумира Евгения Плющенко украинца Виктора Петренко. 
До самого последнего момента его участие в шоу было под вопросом, но в итоге Петренко все-таки приехал, в чем корреспондент "Смены" смог убедиться лично, встретив исключительно желанного в Питере гостя в фойе "Юбилейного". А в это время на катке шла очередная тренировка сегодняшней звезды номер один мужского одиночного катания, каковым, вне всяких сомнений, является Плющенко. Его наставник Алексей Мишин ни на минуту не оставлял процесс без своего внимания. 
ШОУ 
- Только-только вернулись из Америки, где Женя уверенно выиграл Skating Classic, - начал разговор Алексей Николаевич. - Выиграл, как говорится, без шансов для конкурентов. На очереди - выступление в нашем, питерском, шоу. 
- Специально к нему как-нибудь готовились? 
- Скорее, наоборот, шоу - это один из этапов подготовки к сезону. Жене всегда приятно выходить на лед в Петербурге. А в официальных соревнованиях такое возможно лишь раз в году. Плюс шоу, которые у нас стали проводиться чаще. Нынешнее - уже второе в этом году. Надеюсь, июньское "Шоу Евгения Плющенко" пришлось зрителям по душе. 
ПРОГРАММЫ 
- Новые программы к сезону уже готовы? 
- Готовы, и раскрою секрет: Плющенко их исполнит в эту пятницу в Ледовом. 
- Тогда уж раскройте и секрет самих программ... 
- Только для вас! Новая короткая программа поставлена на музыку фламенко, национального испанского танца. Она уникальна тем, что включает в себя самые сложные в истории фигурного катания дорожки шагов. Произвольная программа посвящена легендарному русскому танцовщику Вацлаву Нижинскому. Ею Женя продолжит петербургскую тему в своем творчестве. Большая часть карьеры Нижинского прошла в Мариинском театре. Хотел бы выразить благодарность коллективу театрального музея и театральной библиотеки. Они нам подготовили материалы по жизни танцора. Женя перечитал почти все книги, что нам дали в Мариинке. 
- Музыка выбрана из творчества Нижинского? 
- Первоначально у нас были именно такие планы. Пробовали Шехерезаду, Вебера, Петрушку. Но потом остановили свой выбор на музыке, которая отображает дух этих произведений и написана выдающимся скрипачом современности Мартеном. 
ТРАВМА 
- Травма колена Плющенко по-прежнему беспокоит? 
- Получил он ее месяц назад на показательных выступлениях в Японии. Причем на совершенно безобидном движении. Хлоп, и колено выскочило. Врачи диагностировали трещину в мениске. Слава богу, мениск не выпал. Поначалу нога у него жутко болела. Сейчас дела получше, но после серьезных нагрузок без болей не обходится. 
- Тем не менее пропускать сезон Женя не будет... 
- Женя - боец и будет выступать. По крайней мере, постарается. Если же потребуется операция, то отложим ее до окончания сезона. 
ПЛАНЫ 
- Почему в этом году Плющенко выступит именно на этапах "Гран-при" в Канаде и Франции, хотя прежде всегда приезжал в Германию и чаще всего в Японию? 
- В этом сезоне изменились правила. Прежде первые шесть, согласно рейтингу, фигуристов могли выбирать этапы. Теперь все решает жеребьевка. Но есть еще третий, не зачетный этап. Так что возможность выступать в родных стенах остается. 
- Новая система судейства уже опробована. Вам она по душе? 
- В целом в ней больше позитивного, чем негативного. Она учитывает и владение коньком, и хореографию, и воплощение образа на льду. Думаю, для Жени новая система достаточно хороша. Он исполняет многие элементы, другим просто недоступные. 


__________________________________________________________________________________


УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК ПРИДУМАЛИ ШЕДЕВР 
"Советский спорт" 11 октября 2003
Сергей Циммерман 
ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ 
Томительная пора ожидания нового сезона для поклонников фигурного катания наконец-то позади. А впереди этапы "Гран-при", чемпионат России, Европы, мира. Но уже сейчас можно сказать, что объектом внимания №1 в мужском одиночном катании вновь окажется воспитанник Алексея Мишина Евгений Плющенко. И, судя по количеству звонков, что беспрестанно раздавались во время горячей линии "Советского спорта", болеть за них будет вся Россия. 
Кстати, именно у нас фигурист и тренер впервые рассказали о своих новых программах. 
вопросы читателей
КОРОТКАЯ ПРОГРАММА 
ПРИЕЗЖАЙТЕ В ПИТЕР! 
- Евгений? Это город Озерск вас беспокоит. Скажите, в каком возрасте вы встали на коньки и, по-вашему, когда стоит начинать заниматься фигурным катанием. 
- Лично мне было в этот момент 4 года. Думаю, это идеальный возраст для начала занятий. 
- Сейчас вы известный человек, к которому уже в юном возрасте пришла слава. Как чувствуете себя в этом состоянии и как с этим справляетесь? 
- Справляюсь (улыбается). Благо близкие, родные и друзья помогают! 
- Алексей Николаевич, теперь вопрос вам. В последнее время выпускается очень мало книг по фигурному катанию. Вы не в курсе, что-нибудь новенькое в ближайшее к выпуску время не готовится? 
- Почему же, готовится. Например, книга, которая… находится в моей голове. Как только у меня будет чуть больше свободного времени – сразу ее напишу. Причем речь идет не о мемуарах, оде собственным успехам или победам над соратниками по профессии. Я хочу, чтобы в этом труде органично сочеталось прошлое и будущее фигурного катания, а также некоторые мысли относительно развития нашего вида спорта. Надеюсь, эта книга принесет пользу будущим поколениям. 
- А какие будущие звезды тренируются сейчас в команде Мишина? 
- Видите ли, звезды, которые еще не взошли, в какой-то момент могут превратиться в метеориты и сгореть раньше времени. А чтобы избежать этого, говорить о них пока не хотелось бы. 
- Добрый день, я хотела бы задать вопрос Евгению Викторовичу! 
- Можно просто Женя. Внимательно вас слушаю. 
- Меня зовут Екатерина, я из Таганрога. Насколько мне известно, вам очень нравится музыка из кинофильма "Бандитский Петербург", которая даже легла в основу вашей прошлогодней произвольной программы. А в одном из интервью вы сказали, что любите музыку в стиле "русский шансон". Но многие исполнители, работающие в этом жанре, не стесняются употреблять ненормативную лексику. Особенно в песнях, навеянных тюремно-лагерной романтикой. Чем можно объяснить ваше увлечение именно этой темой? 
- Вы знаете, мне просто нравится определенная музыка и душевные песни. Их немало и в том направлении, о котором вы говорите. Что же касается ненормативной лексики, думаю, что любой человек иногда ее использует. Но я стараюсь этого не делать (смеется). 
- Скажите, а насколько реально русскому человеку встретиться и пообщаться с русской звездой фигурного катания. Ведь на Западе они открыты для всех, а у нас… 
- Я с удовольствием встретился бы и пообщался с вами и многими другими любителями фигурного катания. Но лучше сделать так, чтобы собралась целая компания – тогда бы мы все вместе посидели, выпили по чашечке кофе, пообщались. 
ПРОИЗВОЛЬНАЯ ПРОГРАММА 
КОПИРОВАТЬ ЯГУДИНА МОЖЕТ КАЖДЫЙ 
- Могу я поговорить с Женей? Это Ласточка из Москвы. Скажи, пожалуйста, а не планируешь ли ты устроить свое шоу в Москве, подобное тому, что летом проходило в Петербурге? 
- Такая задумка есть. Причем мы хотим сделать тур по всей России, в том числе и в Москве. А если вы поможете найти спонсоров, то осуществить идею получится гораздо быстрее. 
- Да без проблем найдем! 
- Женя, привет, это Оля из Москвы. А сколько часов в день ты тренируешься и что в себя включает занятие? 
- Летом – часа четыре в день или чуть больше, а зимой – два часа на льду плюс зал, хореография… 
- Вика из Серпухова хотела бы поговорить с Женей. В этом сезоне ты будешь катать новые программы или оставишь старые? 
- Конечно, новые. Они уже готовы, осталось их обкатать и показать вам. Скорее всего, это произойдет на "Гран-при Канады" в конце октября. 
- Добрый день, это Илья Павлоцкий из Москвы. Женя, скажите, пожалуйста, что стало главной причиной вашего проигрыша на Олимпиаде Алексею Ягудину? 
- Главная причина, наверное, заключается в том, что для меня это были первые Олимпийские игры и небольшой мандраж, хочешь не хочешь, присутствовал. 
- Алексей Николаевич, вопрос вам. После того как в свое время от вас к Татьяне Тарасовой ушел Ягудин, какие у вас с ними отношения? 
- Я бы хотел уточнить. Ягудин от меня не уходил – мы с ним расстались. Ну а когда люди расстаются, одному из них надо найти какое-то другое место. Вот Алексей его и нашел. 
- А как вы оцениваете перспективы развития фигурного катания? Пойдет ли оно по пути сложности и фигуристы будут пытаться выполнить прыжки в пять оборотов, или лиризма. 
- Этот вопрос гораздо интереснее. Скажем, в прыжках с шестом сначала использовали бамбуковый шест, затем пластмассовый и, наконец, фибергласовый. Соответственно менялись и результаты. Так вот, для того чтобы в фигурном катании перейти к прыжкам в пять оборотов, по-видимому, надо прийти к коренному изменению в технике. А каким оно будет, пока не знаю. Что же касается развития нашего вида спорта в целом, то себя я отношу к той группе тренеров, которая движет фигурное катание в правильном направлении - мои ученики демонстрируют разумное сочетание высокой сложности и достойного артистизма. 
- А кого вы считаете самым выдающимся фигуристом современности? 
- Неожиданный вопрос. Если судить по количеству медалей и заслуг, то, наверное, это Ирина Роднина и Соня Хэйни. Если же говорить о вкладе в развитие фигурного катания, то это будет когорта Крэнстона и Белоусовой с Протопоповым. 
- Здравствуйте, это Марианна, из Петербурга. Бытует мнение, что в последнее время многие фигуристы стали подражать Алексею Ягудину. Тот же Брайан Жубер, Илья Климкин. В связи с этим бытует мнение, что Ягудин и его тренер просто нашли определенную "фишку", исполнить которую в плане техники несложно. Вот у других и появляется возможность ее копировать. Женю же копируют очень редко, потому что его техника самая сложная. Вы согласны с этим? 
- Ягудинские шаги действительно стали повторять многие. Это находка Николая Морозова, который ставил Алексею эту программу. Но на сегодняшний день он больше ничего так и не придумал, - ответил на этот вопрос Евгений Плющенко. 
- Как тренер скажу, что ты очень тонко разбираешься в фигурном катании. Побольше бы таких читателей! 
ПЬЕДЕСТАЛ ЗАМЕШАН НА КРОВИ 
- Привет, это Артем из Казани. Женя, чем вы занимаетесь в свободное время? 
- Играю в теннис, бильярд, боулинг и просто отдыхаю. Кстати, в последнее время стал замечать, что по части тенниса стал делать определенные успехи и даже обыгрывать тех, кто начал заниматься раньше меня. 
- Алексей Николаевич, а в чем секрет столь удачного выступления ваших учеников? И еще один вопрос: водите ли вы Евгения в театр? 
- О сочетании артистизма и техники мы уже говорили. Но ведь многое еще зависит и от того, насколько человек одарен, для того чтобы быть артистом на льду. Ведь выучиться можно на кого угодно – инженера, паркетчика, сантехника. А вот на артиста – трудно. Им надо родиться. Плюс мы целенаправленно работаем в этом направлении. В том числе ходим в театры, музеи, общаемся с музыкантами, хореографами… 
- Здравствуйте. А Женю можно? Привет! Это Кристина из Кургана. Слушай, Жень, а твоей главной целью в жизни является золотая олимпийская медаль или есть что-нибудь поважнее этого? 
- Золото Олимпиады – цель, безусловно, очень важная. И, наверное, главная, если говорить о спорте. Но никакая медаль не сравнится с общением с моими родителями и друзьями. 
- Теперь хотела бы задать вопрос Алексею Николаевичу. Сейчас вы стоите у бортика и переживаете за своих учеников. А если бы можно было повернуть время вспять, вы бы вновь стали кататься с Тамарой Николаевной Москвиной или предпочли бы стать одиночником? 
- Дело в том, что большую часть своей спортивной жизни я был как раз одиночником. А гораздо меньшую, но более успешную – представителем парного катания. Однако, если честно, поворачивать свою жизнь вспять мне не хотелось бы. Я очень доволен своим нынешним состоянием, поскольку нахожусь в том моменте жизни, когда уже опытен, но еще не стар (улыбается). 
- Ксения из Москвы беспокоит. Многие спортсмены, достигшие определенных высот в спорте, пробуют свои силы в театре, кино, шоу-бизнесе. У вас, Женя, такого желания не появилось? 
- Я бы хотел сняться в фильме. В каком, правда, пока не знаю, но такое желание есть. Но для этого надо иметь чуть больше свободного времени. А его пока нет. Но, может быть, у вас есть встречное предложение? Нет? Жаль… 
- Здравствуйте. Это Оксана. Алексей Николавевич, как себя чувствует больное колено Жени и какие у вас планы на сезон? 
- Колено вылечим. А ближайший старт - Скейт Кэнада. Затем другие этапы "Гран-при", финал, если пробьемся, чемпионат Европы, России, мира, если отберемся на России. 
- Женя, скажи, пять минут на пьедестале стоят того, чтобы так долго мучиться на тренировках, переносить боль, нагрузки? 
- Безусловно. Травмы, кровь и пот – все это не зря. Ведь ощущения, когда ты становишься на пьедестал и видишь, как поднимается российский флаг, словами не описать. 
ПОКАЗАТЕЛЬНЫЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ
вопросы журналистов 
С ОПЕРАЦИЕЙ ПОДОЖДЕМ ДО ЛЕТА 
- Что же все-таки произошло с коленом Жени и насколько серьезной оказалась травма? 
– Это произошло в Токио на показательных выступлениях. Мало того, что за 4 дня нам пришлось 16 раз выходить на лед, так еще и сам лед оказался очень плохим. В итоге во время исполнении дорожки по кругу, конек попал в трещину, колено ушло внутрь и я сразу почувствовал дикую боль. Правда, программу докатал. Местные доктора начали предлагать полечится иглоукалываниями, всякими мазями, но я просто приехал в Питер, взял трехдневную паузу, и боль вроде бы ушла. Тогда я начал играть в теннис и даже кататься, но потом вновь почувствовал неприятные ощущения, а при исполнении сложных прыжков даже судороги появились. Пришлось идти к врачам. 
- И что они вам сказали? 
- Разное. Одни – что надо ложиться на операцию, другие посоветовали прикалывать сустав, третьи рекомендовали просто сделать паузу. В общем, мы с Алексеем Николаевичем решили, что попытаемся докататься этот сезон, а летом после всех выступлений сделаем операцию. 
- Вам не страшно, что не залеченная травма может угрожать вашей карьере в целом? 
- Такие опасения есть. Но мы будем стараться давать меньше нагрузок на колено и побольше отдыхать. 
- А чем собираетесь удивить в этом сезоне публику? Ведь вы уже обмолвились, что приготовили новые программы? (Тут Женя и Алексей Николаевич устроили мини-совещание, после чего было принято решение раскрыть карты). 
- Наверное, уже действительно пора, - взял слово тренер. – Так вот, новая короткая программа создалась на удивление легко. Она сделана в ритмах "Фламенко" и будет самой сложной в Жениной карьере. А вот с произвольной мы помучились. Толчком для ее рождения стала книжка о знаменитом танцовщике Вацлаве Нежинском. Прочитав ее, мы настолько увлеклись этой личностью и ее творческими достижениями, что решили сделать программу, посвященную этому легендарному человеку. К сожалению, кинозаписей с фрагментами его выступлений не оказалось. Пришлось идти в музей, ворошить архив. И по отдельным позам – начальной и конечной - домысливать "середину". В связи с этим хочу отметить хореографа Юрия Смекалова, солиста театра балета Эйфмана, – он здорово нам помог. 
- А как вы поступили с музыкой. 
- Здесь было несколько версий. Сначала мы хотели взять за основу музыку, под которую танцевал Нежинский, – фрагменты из Вебера "Приглашение к танцу", Дебюсси "Послеполуденный отдых Фавна" и т д. Но потом пришли к выводу, что "склеить" эти разнородные фрагменты будет очень сложно. В итоге заказали музыку венгерскому скрипачу Эдвину Мартину, и он специально для нас создал композицию, которая отражает внутренний образ Нежинского в современной форме. Может, это был рискованный шаг, но очень интересный. 
АЛЕКСЕЙ МИШИН 
ЛЮБИМОЕ БЛЮДО утка с гречкой
НАПИТОК граппа (виноградная водка)
КНИГА та, что планирую написать
ФИЛЬМ "Римские каникулы"
АКТЕР Грегори Пек
АКТРИСА Одри Хепберн 
ЕВГЕНИЙ ПЛЮЩЕНКО 
ЛЮБИМОЕ БЛЮДО мамины пельмени
НАПИТОК морковный сок
КНИГА "Нежинский: история жизни"
ФИЛЬМ "Брюс Всемогущий"
АКТЕР Стивен Сигал, Джекки Чан
ПЕВЕЦ Цуккеро 
КСТАТИ 
На горячую линию "Советского спорта" Евгений Плющенко и Алексей Мишин пришли чуть ли не с трапа самолета. Дело в том, что накануне Женя участвовал в благотворительных выступлениях в городе Денбер (штат Коннектикут, США). Все собранные средства пойдут в пользу детей, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС.