Season 2003-2004 (Part 2)

  ШОУ "ЛЕДОВЫЙ ОЛИМП - 2003" (10.10.2003). ВЫДЕРЖКИ ИЗ РАЗНЫХ ИСТОЧНИКОВ. 
ПЛЮЩЕНКО НЕ ПРОЧЬ ОСТАТЬСЯ МАЧО 

"Симбирский курьер" 18 октября 2003 
В наше время "звезды" так называемых художественных видов спорта часто пробуют себя в творчестве за пределами арены. Вот и двукратный чемпион мира Евгений Плющенко обмолвился недавно, что хотел бы сняться в фильме, правда, пока не знает в каком. Однако для этого ему не хватает свободного времени. А сейчас голова вообще занята другим: Плющенко доводит до ума новые программы на сезон. Широкой публике он их впервые представил недавно в Санкт-Петербурге на шоу "Ледовый Олимп". Первое официальное выступление состоится, вероятно, на "Скейт Канада" в конце октября - начале ноября. 
В короткой программе Женя вновь обратился к испанским мотивам. Раньше у него уже был образ Хосе из "Кармен" в произволке. Этакий белокурый мачо на льду. Теперь короткая программа выдержана в ритмах фламенко - южноиспанского стиля. По мнению тренера Плющенко Алексея Мишина, этот номер - особенно уникальные дорожки шагов - станет самым сложным в карьере его ученика. Произвольная программа посвящена русскому балетному танцовщику Вацлаву Нижинскому, чья яркая звезда на сцене "сгорела" метеором в начале ХХ века. От выступлений Нижинского остались только фотографии, поэтому при постановке номера тренеру, хореографу и фигуристу пришлось домысливать остальное. С музыкой тоже нашли оригинальный выход. Пробовали мелодии, под которые танцевал Нижинский (особенно хорош, по воспоминаниям современников, он был в балете "Петрушка"), но в итоге заказали композицию на те мотивы венгерскому скрипачу Эдвину Мартину - победителю международного конкурса "Золотая скрипка". Кстати, на шоу в Питере Мартин вживую аккомпанировал катанию Плющенко на инструменте работы Страдивари. В 70-е годы прошлого века параллели с творчеством Нижинского специалисты находили у знаменитых одиночников - олимпийских чемпионов Джона Карри, Робина Казинса. Интересно посмотреть, что получилось у Плющенко. Между прочим, российский телеканал "Спорт" якобы собирается завтра повторить шоу "Ледовый Олимп". Но в ульяновском эфире "Спорт" по-прежнему отсутствует. 
К сожалению, нынешний сезон Плющенко начинает с травмой колена. Получил он ее месяц назад на показательных выступлениях в Японии. Конек попал в трещину на льду, колено "ушло" внутрь. После этого Женя какое-то время не катался, и боли утихли. Но потом при исполнении сложных прыжков стали появляться судороги. Врачи подозревают повреждение мениска, предлагают лечь на операцию. Но Плющенко и Мишин решили вернуться к вопросу после окончания сезона. А пока сильнейший российский фигурист будет сражаться, защищая главные титулы от атак конкурентов - в первую очередь из США, Японии и Китая. Делать это чемпиону мира придется в одиночку, ведь олимпийский чемпион Алексей Ягудин в любители уже вряд ли вернется. 
__________________________________________________________________________________
 
НА "ЛЕДОВЫЙ ОЛИМП" ВЗОШЛИ ЧЕМПИОНЫ РАЗНЫХ ЛЕТ 
"Фонтанка.Ру" 13 октября 2003
Ольга Белова 
Вокруг фигуры Евгения Плющенко уже, кажется, возникает что-то вроде культа. Во всяком случае, так, как встречали его, в Ледовом не встречали, пожалуй, никого. И Женя поклонников не разочаровал: он представил на суд зрителей свои новые программы - короткую и произвольную. Для короткой программы этого сезона была выбрана музыка фламенко. Черный бархат, серебряное шитье, испанские мотивы - еще в программе "Кармен" Плющенко доказал, что с блеском справляется со страстными испанскими композициями. В конце второго отделения Плющенко вышел на лед в костюме если не с короткой программы прошлого сезона ("Адажио" Альбинони), то, во всяком случае, очень его напоминающем. Уникальность номера состояла в том, что Женя катался практически под "живую" музыку: ему аккомпанировал венгерский скрипач Эдвин Мартен. Собственно, Евгению уже не привыкать выступать под "живое" исполнение: он уже катался под песни в исполнении Корнелюка и Гейнор. И в этот раз произвольная программа удалась Жене отлично. Естественно, его вызывали на "бис" и, несмотря на травму, Плющенко на радость поклонникам повторил свою новую программу - причем почти целиком! Вот только в перерывах он немного морщился от боли - или мне показалось? 
 _________________________________________________________________________________

ПЛЮЩЕНКО ПРЕДСТАВИЛ НОВЫЕ ПРОГРАММЫ СЕЗОНА 
"Спорт-Экспресс" 13 октября 2003 
Двукратный чемпион мира Евгений Плющенко показал в пятницу в Санкт-Петербурге, где проходило шоу "Ледовый Олимп", две новые программы, которые фигурист будет демонстрировать на главных соревнованиях сезона. Короткая программа поставлена в ритмах фламенко, что же касается произвольной, посвященной памяти выдающегося балетного танцовщика Вацлава Нижинского, то ее уже называют истинным шедевром. Музыку для этой программы (по мотивам "Шехерезады") специально написал известный венгерский скрипач, двукратный победитель международных конкурсов "Золотая скрипка" Эдвин Мартин, который и сам приехал в Санкт-Петербург. Так что питерские зрители получили уникальную возможность наблюдать катание выдающегося спортсмена под выдающийся "живой" скрипичный аккомпанемент на уникальном инструменте - скрипке работы Антонио Страдивари. 
Кстати, по мнению приглашенных фигуристов и гостей, шоу, организованное при активном участии двукратного олимпийского чемпиона в парном катании Артура Дмитриева, по уровню организации и подбору исполнителей соответствовало самым высоким мировым стандартам. 
_________________________________________________________________________________

БУДУ КАТАТЬСЯ НА РАДОСТЬ ВАМ! 
"Советский спорт" 15 октября 2003 
ЕВГЕНИЙ ПЛЮЩЕНКО - ЧИТАТЕЛЬНИЦАМ "СОВЕТСКОГО СПОРТА" 
Дорогие девчонки! 
Я очень благодарен вам за ту поддержку, что вы мне оказываете. Честное слово, она мне нужна и помогает в трудные минуты. Я чувствую ее всегда - на соревнованиях, на тренировках и особенно когда случаются травмы. Я читаю все ваши послания - и в Интернете, и в газетах, и, честное слово, хочется ответить каждой, но тогда просто не останется времени на тренировки... 
Очень хочется, чтобы каждая из вас встретила свое настоящее счастье. А я по-прежнему буду кататься на радость всем вам. 
_________________________________________________________________________________

АЛЕКСЕЙ МИШИН: ЕСЛИ ТЫ ЛИШЬ ТЕХНАРЬ, 
ПОБЕДИТЬ НЕВОЗМОЖНО 

"Спорт-Экспресс" 21 октября 2003
Елена Вайцеховская 
22 октября этапом "Гран-при" Skate America в американском Ридинге открывается сезон большого фигурного катания. 
Вполне вероятно, что этот этап станет наиболее непредсказуемым из всех предыдущих - впервые розыгрыш наград на крупных соревнованиях пройдет по новым правилам. Однако уже сейчас можно предположить, что одним из их главных действующих лиц будет двукратный чемпион мира Евгений Плющенко. По мнению его тренера Алексея Мишина, новая система судейства обещает стать для его ученика вполне благоприятной. Накануне показательных выступлений в Санкт-Петербурге, где в начале октября Плющенко представил на суд публики две новые программы, его тренер дал интервью корреспонденту "СЭ". 
"Не возражаете, если к нашей компании присоединится еще один человек? Разговору он не помешает, а вам, думаю, может быть интересен". Не увидев возражения на моем лице, Алексей Мишин стремительно набрал какой-то номер на своем мобильном телефоне: "Эдвин? Я в холле гостиницы. Жду". 
День для интервью с тренером - канун шоу "Ледовый Олимп" в Санкт-Петербурге - был выбран не совсем удачно. "Я должен буду между тренировками заехать в несколько мест, поэтому не исключено, что посажу вас в машину и будем разговаривать на ходу", - предупредил Мишин, когда я позвонила ему из Москвы. Однако уже в Питере узнала, что утренняя тренировка у Плющенко отменена ("У него сегодня ну о-очень важное личное дело"), и у тренера появилась возможность для беседы в более спокойной обстановке. 
Пока мы устраивались за столиком в ожидании все еще таинственного для меня Эдвина, Мишин объяснил, что приглашенный к нашей беседе гость - тот самый венгерский скрипач Эдвин Мартон, под аккомпанемент которого Плющенко уже катался однажды на показательных выступлениях в Швейцарии и который специально для фигуриста написал музыку для новой произвольной программы. 
- Понимаете, нужна была идея, - рассказывал тренер. - Что-то совершенно неожиданное, способное увлечь Женю так, как никогда раньше. Личность Вацлава Нижинского, выдающегося русского балетного танцовщика, показалась мне привлекательной. Мы перелопатили кучу литературы, по крохам собирали информацию в библиотеках, музеях и, кажется, нашли то, что хотели. Проблема в том, что история не сохранила ни одной кинопленки. Приходилось додумывать на основе фотоснимков: каким был этот артист, как двигался, танцевал... 
- Зачем такие мучения? 
- Дело в том, что с каждым годом в результате как моего творчества, так и творчества моих коллег сфера незатронутого, неохваченного все сужается и сужается. Не думать о художественной стороне программы нельзя. Особенно сейчас, после введения новых правил. 
- А я-то мучилась в догадках: что же такое должно было произойти, чтобы человек, всю жизнь ратовавший прежде всего за сложность и технику, вдруг поставил художественный образ на первый план. Оказывается, все дело в новых правилах? 
- Видимо, я был понят не совсем правильно. Быть только техником - довольно убого. Ты никогда не победишь, если ты всего лишь техник. Думаю, вы согласитесь, что в лучших программах моих учеников - "Лебединое озеро" или "Мистер Икс" того же Алексея Урманова - образы очень яркие. Эмоциональная сторона катания, его выразительность - точно такое же оружие для завоевания победы, как и прыжки. 
- Так и хочется повторить: "Особенно с учетом новых правил". Я ни в коем случае не иронизирую. Более того, вспоминаю ваши же слова четырехлетней давности. Помните, вы сказали: "Во-первых, моя программа должна быть безупречной технически, чтобы спортсмен мог с ней победить. Во-вторых, она должна быть предельно удобной для фигуриста и он мог ее выполнить так, чтобы победить. В-третьих, программа должна понравиться судьям, чтобы они оценили ее максимально высоко и ты опять же мог бы победить". В эту концепцию отлично ложится ваше стремление найти для своего спортсмена уникальную музыку, уникального хореографа, то есть сделать все возможное для уникальности программы в целом. Так что снимаю шляпу! 
- Вообще-то мне всегда хотелось вносить в программы своих учеников что-то необычное, хотя и говорят, что благими намерениями вымощена дорога сами знаете куда. Когда я задумал для Урманова "Риголетто", первым делом повел его в малый оперный театр. Попасть на "Риголетто" в то время было не так просто, но я сумел взять в театр всю свою группу, и мы прослушали оперу, сидя в царской ложе. Всем понравилось. Это же, по сути, детектив высокого класса. 
Когда 25 лет назад мы с Юрием Овчинниковым делали программу Баха, то ходили в тот же самый музей, что сейчас с Женей. Нам рассказывали о Бахе, об эпохе в целом, мы изучали костюмы. Так я поступал на протяжении всей тренерской карьеры. Только очень наивный человек полагает, что можно выиграть, наскоро сляпав программу в два притопа - три прихлопа. 
Могу вспомнить и прошлогоднюю произвольную композицию Плющенко. Игорь Корнелюк не случайно дописывал для нас музыку. Под его "Бандитский Петербург", если помните, катались многие. Кому-то хватило изначального музыкального материала, нам - нет. Вот, кстати, и Эдвин. Знакомьтесь. 
Диктофон пришлось на время выключить. Минут на 15 Мишин и Мартон углубились в прослушивание принесенного скрипачом диска с вариантами музыки для новых, уже не для этого сезона программ. Затем разговор был продолжен. 
- Вы разделяете точку зрения, что современные нагрузки в фигурном катании, прежде всего возрастающее количество четверных прыжков, заведомо ведут к очень тяжелым травмам суставов ног? 
- Напротив, считаю, что сейчас нагрузки маленькие и будут возрастать многократно. У меня свой подход ко многим вещам. В том числе и к тренировкам. Вообще должен сказать, что существуют различные тренерские концепции. С моими сыновьями, например, работает знаменитый теннисный специалист Боб Бретт, тренировавший Бориса Беккера, Горана Иванишевича, Тима Майотта. Так вот, Бретт считает, что если спортсмен ушел с тренировки не полуживой, то, значит, эту тренировку он провел плохо. Большинство американских фигуристов работают на льду три часа утром и два вечером. Или наоборот. Это не то чтобы много, но, на мой взгляд, довольно бестолково. Мы с Женей тоже работаем два раза в день, однако катаемся по 40 - 45 минут. Важно ведь не то, какую работу спортсмен выполнил с точки зрения физических затрат, а что именно он делал. Если что-то не получается, я не стремлюсь тупо повторять неудавшийся прыжок еще и еще, а вычленяю слабое звено, ставшее причиной ошибки. Даю на него определенное упражнение. И таким образом мы избавляемся от ошибок в принципе. 
Если разобраться, каждый тренер вносит свой вклад в развитие фигурного катания. Кто-то - большой, кто-то - не очень. Так вот, мой вклад заключается не в том, что ученики Мишина выиграли все мыслимые и немыслимые титулы, а в системе упражнений, которую удалось разработать за эти годы. 
Все мои спортсмены были воспитаны на семинарах. На одном из них, который проходил много лет назад во Франции, Плющенко пять часов показывал одни и те же упражнения. И, смею утверждать, достиг в них абсолютного совершенства. Другой мой ученик - не хочу называть имя - делал то же самое. Я хотел таким образом добиться, чтобы все движения спортсменов на льду были предельно естественны и отработаны до автоматизма. Ось, равновесие, способ создания вращения... Когда ты на этом фундаменте начинаешь учить фигуриста более сложным элементам, то ситуация, в которой может возникнуть ошибка, изначально сведена к минимуму. А что касается нагрузок, то я давно говорю, что рано или поздно фигурное катание пойдет по теннисному пути и спортсмены будут выступать в соревнованиях непрерывно. 
- Это все же немного другая нагрузка. А я имею в виду ваши не столь давние слова о том, что в скором времени фигуристы придут к исполнению всех четверных прыжков. Не окажется ли это выше предела возможностей человеческого организма? 
- Могу вспомнить две весьма показательные истории. Когда-то был такой фигурист Володя Фомин - мы вместе катались у Нины Васильевны Леплинской, ученицы Николая Панина. Однажды (мы в то время полтора оборота прыгали) он предложил тренеру попробовать два с половиной оборота. Она аж руками замахала: "Нет-нет, ни в коем случае!" Другой пример - Кэрол Хейсс и Тимоти Гейбл. Когда тренер впервые услышала, что Гейбл хочет попробовать четверной, реакция была аналогичной: "Ни в коем случае, убьешься!" 
При правильном техническом исполнении не вижу ничего невозможного даже для тренеров нашего поколения в том, чтобы делать все четверные прыжки. Кроме четверного акселя. 
- Почему? 
- Отвечу легкоатлетической аналогией: гаревая дорожка и тартан, копье простое и копье планирующее, перекидной прыжок и фосбюри-флоп. Мысль ясна? Чтобы перейти к исполнению акселя в 4,5 оборота, нужны принципиально новые технические приемы. Какие именно, пока не знаю. Я только кажусь таким умным. Хотя один ученик у меня пробовал делать этот прыжок. 
- 10 лет назад вы разработали для себя и своих спортсменов технический арсенал, который многие годы позволял быть впереди планеты всей. Сейчас к вам подбираются со всех сторон. Не пора ли опять придумать нечто, что позволит оторваться от преследователей как можно дальше? 
- Когда-то у меня действительно была группа, с которой я мог соревноваться против всего остального мира и выиграл бы. Но, во-первых, обостренное чувство новаторства свойственно человеку до определенного возраста. Во-вторых, когда ты первым пробил куда-то окошко, все мгновенно устремляются следом с гораздо меньшими потерями. И становится трудней и трудней сохранять отрыв - догоняют. 
Думаю, система судейства, которая сейчас будет принята, остановит этот бег вперед. Причем у всех. До недавнего времени фигурное катание представляло собой пирамиду, в основании которой было множество вещей, но на вершине - только прыжки. Сейчас пирамиды нет. Есть некая геометрическая фигура с плоской верхней гранью. Где важно все. А сооружение со шпилем всегда гораздо проще возвести, чем дом такой же высоты, но с плоской крышей. 
- Вы уже проанализировали, какие элементы более выгодны в программе с точки зрения новых правил? 
- Выгоднее делать то, в чем ты абсолютно уверен. Например, каскад 4-2-2, а тройные прыжки исполнить отдельно. Прыгать 4+3+3 гораздо менее выгодно - это доказывает простой математический подсчет. 
- Другими словами, риск отодвигается на второй план? 
- В какой-то степени да. 
- Не считаете, что такой подход может ощутимо тормозить технический прогресс вида спорта в целом? 
- Прогресс не всегда идет предсказуемым путем. Многие процессы развиваются не по пути рационализма, а под влиянием различных привходящих факторов, конкретных личностей. Как именно будет развиваться наш вид спорта, какие аспекты окажутся приоритетны, покажет время. Пока я предвижу, что фигурное катание станет более многоборным, даст больше шансов спортсменам без ярких сильных сторон, но и без крупных минусов. 
- Ваша партнерша по выступлениям на льду, а ныне коллега Тамара Москвина любит говорить, что считает краеугольным камнем своей методики постоянную и по возможности равную конкуренцию в группе. А, на ваш взгляд, что лучше: когда спортсменов, дерущихся за одну медаль, несколько или когда ученик - один-единственный, как сейчас Плющенко? 
- Конкуренция всегда сильно осложняет работу, приходится с кем-то расставаться. Когда тот или иной спортсмен уходит, это именно расставание, причиной которого часто является не сиюминутное решение, а атмосфера в группе. Как только ученик понимает, что он не является лидером, что тренер ставит на другого, он начинает чувствовать себя некомфортно. Поэтому переходы от одного тренера к другому были, есть и будут. Мне до сих пор кажется, кстати, что Леша Урманов должен в глубине души быть на меня обижен. Когда он в моей группе был, безусловно, сильнейшим, я никогда никоим образом не выделял его из числа остальных. Тогда мне это удавалось. 
- Вы считаете, это было правильно? 
- Не знаю... 
 
РОССИЙСКИЕ ФИГУРИСТЫ НА ЭТАПАХ "ГРАН-ПРИ" 
22 - 26 октября. Skate America. Ридинг (США) 
Пары. Мария Петрова/Алексей Тихонов. 
Мужчины. Станислав Тимченко.
Женщины. Виктория Волчкова 
30 октября - 2 ноября. Skate Canada. Миссисуга (Канада) 
Пары. Татьяна Тотьмянина/Максим Маринин, Юлия Обертас/Сергей Славнов. 
Мужчины. Евгений Плющенко, Тимченко.
Женщины. Елена Соколова, Татьяна Басова.
Танцы. Татьяна Навка/Роман Костомаров, Оксана Домнина/Максим Шабалин 
5 - 9 ноября. Cup of China. Пекин (Китай) 
Пары. Петрова/Тихонов. Мужчины. Илья Климкин. 
Женщины. Волчкова, Басова.
Танцы. Навка/Костомаров 
14 - 16 ноября. Trophee Lalique. Париж (Франция) 
Пары. Тотьмянина/Маринин, Виктория Борзенкова/Андрей Чувиляев. 
Мужчины. Плющенко, Александр Шубин.
Женщины. Волчкова.
Танцы. Светлана Куликова/Виталий Новиков 
19 - 23 ноября. Cup of Russia. Москва (Россия) 
Пары. Тотьмянина/Маринин, Обертас/Славнов, Борзенкова/Чувиляев. 
Мужчины. Плющенко, Александр Абт, Шубин.
Женщины. Соколова, Людмила Нелидина, Ирина Слуцкая.
Танцы. Навка/Костомаров, Домнина/Шабалин, Куликова/Новиков 
26 - 30 ноября. МНК Trophee. Асахикава (Япония) 
Пары. Петрова/Тихонов, Анастасия Кузьмина/Станислав Евдокимов. 
Мужчины. Абт.
Женщины. Соколова, Слуцкая.
Танцы. Яна Хохлова/Сергей Новицкий 
12 - 14 декабря. Финал "Гран-при". Колорадо Спрингс (США) 
______________________________________________________________________________

ЕВГЕНИЙ ПЛЮЩЕНКО "ЗВЕЗДНОЙ БОЛЕЗНЬЮ" НЕ СТРАДАЕТ 
"Пять углов" №41, 23 октября 2003
Юлия Соловьева 
Двукратный чемпион мира, трехкратный чемпион Европы, четырехкратный чемпион России, серебряный призер Олимпийских игр - эти и многие другие победы по праву принадлежат блистательному фигуристу Евгению Плющенко. Он заставляет радоваться, восхищаться, замирать от волнения и захлебываться от восторга. Тот, кто смотрел хотя бы одно выступление Евгения Плющенко, без труда поймет меня и согласится. 
- Евгений, вы очень рано начали самостоятельно жить. Как вы считаете, хорошо это или плохо? 
- Я думаю, что родители должны воспитывать своих детей как можно дольше и жить вместе с родителями нужно как можно дольше. 
- Вам кажется, что вас чего-то лишили? 
- Нет, меня ничего не лишали, просто судьба такая. 
- Почему вы предпочли фигурное катание танцам? 
- Все просто. В детстве я очень много болел простудными заболеваниями, был хилым ребенком, вот мама и отдала меня в спорт, чтобы как-то закалить. У меня все получалось, и ни о каких танцах речь уже не велась. 
- Евгений, не делали ли вам фигуристки предложений кататься в паре? Не хотели бы попробовать? 
- И на первый и на второй вопросы ответы - НЕТ. Я люблю свободу, мне нравится кататься одному. 
- Самая главная ценность в жизни для вас? 
- Родители и друзья. 
- В одном из интервью вы сказали, что хотели бы сняться в кино. В качестве какого героя? 
- Пока не знаю. Возможно, сыграл бы какого-нибудь "супергероя". Просто хочу попробовать себя в новом качестве. 
- Насколько мне известно, такая попытка будет. Ведь про вас, Евгений, фильм собираются снимать. 
- Да, документальный, а мне бы хотелось сыграть в художественном. 
- Как вы думаете, есть предел совершенству? 
- Нет, конечно. Пределов вообще не бывает. 
- Чем вы, помимо спорта, увлекаетесь, может, коллекционируете что-нибудь? 
- Одно время собирал машины. В моей коллекции их было 5 штук, потом все продал. Сейчас я увлекаюсь теннисом, бильярдом, по возможности, в пейнтбол играю. 
- Любите ли вы ночные клубы? 
- Раньше да, сейчас практически не посещаю эти заведения. Люблю спокойное времяпрепровождения, например, посидеть с друзьями где-нибудь. Я так много общаюсь с людьми, так много путешествую, то часто хочется побыть одному или в своей узкой компании. 
- Если у вас любимые места в Петербурге? 
- Конкретных мест нет, но очень люблю парки. 
- Бытует такое мнение, что ребенок редко становится тем, кем мечтал стать в детстве. 
- Слава Богу, со мной это не так. Я всегда хотел стать фигуристом. Пока все идет ровно. 
- К сожалению, профессиональный век спортсмена недолог. Задумывались ли вы о том, что будете делать лет эдак через 10-15? 
- Нет, пока не задумывался. 
- Евгений, вы испытали на себе "звездную болезнь"? 
- Наверное, это происходит с каждым, кто достиг определенных высот. Честно признаюсь, что со мной такое было, но рядом со мной находились родители, тренер, которые это видели и вовремя возвращали меня "с небес на землю". 
- Расскажите что-нибудь о новой программе. 
- Могу сказать одно: программа обещает быть интересной, мы над ней сейчас работаем. Зрители смогут оценить ее довольно скоро. 
- На ваш взгляд, когда еще не поздно вставать на коньки? 
- Вы знаете, в Америке, например, люди катаются и в 50, и в 60 лет. Начинать никогда не поздно, другое дело, с какой целью и зачем. Если хочешь достичь вершин в спорте, то чем раньше начинать, тем лучше, а если для собственного удовольствия, то когда угодно. При этом нужно понимать, что если ты хочешь всерьез заняться фигурным катанием, следует отдавать себя спорту до конца. Если родители хотят отдать своего ребенка в этот вид спорта, то они должны понимать, что их чадо ждут всевозможные растяжения, травмы, ушибы, падения. Это очень серьезно и тяжело. 
- Евгений, как вы думаете, фигурное катание - спорт для избранных? 
- Кататься может любой, другой вопрос, какие цели преследует человек, надевая коньки и вставая на лед. Физические данные играют не последнюю роль. 
- Что вы могли бы пожелать читателям "Пяти углов"? 
- Прежде всего, хороших родителей, здоровья богатырского и активно заниматься спортом, будь то фигурное катание или бег трусцой. 

_______________________________________________________________________________


ПЛЮЩЕНКО ПРЯТАЛСЯ ОТ ТАМОЖЕННИКОВ В ТУАЛЕТЕ 

"Экспресс газета" 12 ноября 2003
Константин Гаврильчик 
Недавно Евгений Плющенко был в Волгограде. Проезжал мимо Дворца спорта, где делал первые шаги на льду, и был ошарашен. Дворец нынче закрыт, а внутри - склад винно-водочной продукции. 
- Женя, неужели такое возможно? 
- К сожалению. Местные власти, видимо, пытаются таким образом подзаработать. Сейчас я вряд ли смогу что-то сделать, а вот когда завершу карьеру и появится свободное время - попытаюсь. Этот дворец надо вернуть спортсменам. 
НЕТ МОНЕТЫ - ЗВОНИ ИЗ ТУАЛЕТА 
- Последнее время нашим фигуристам всякие козни строят в США и Канаде. Вот и вас, говорят, весной пытались не пустить на чемпионат мира в Вашингтоне? 
- Было дело. Таможенники задержали в аэропорту. Мы собирались жить под Вашингтоном, у нашего близкого знакомого фигуриста Рашида Кадыркаева. Но его адреса я не знал и в графе "проживание" указал адрес катка, где проходили соревнования. Таможенник говорит: "Что это за адрес, меня он не устраивает!" Понимаю, что нужно звонить Рашиду, узнавать адрес, но как? По мобильнику в нейтральной зоне нельзя, об этом еще в самолете предупредили. Мол, если полиция увидит человека с телефоном в руках, трубку отберут, да еще и штраф платить придется. Можно позвонить по телефону-автомату, но нужна монетка, а где ее взять? Говорю таможеннику: "У меня нет 25 центов!", а он в ответ: "Это не моя проблема!". В результате я спрятался от полиции в туалете, и оттуда, сидя верхом на унитазе, по мобильнику выяснил адрес. После этого проблемы были решены. 
- Вы родились на БАМе. Что запомнилось из детства? 
- О жизни на БАМе, где в то время работали мои родители, я практически ничего не помню, маленький совсем был. Точно знаю, что мы все время ели красную икру. В тех краях полно лососевых рыб, а папа у меня - заядлый рыбак, вот и ловил рыбу без остановки. У мамы воспоминания о БАМе менее радостные. Я там постоянно болел и в конце концов подхватил двусторонне воспаление легких. Когда же меня выписали из больницы, родителям пришлось уехать обратно в родной Волгоград. Правда, и там продолжал часто болеть, кровь из носа у меня текла постоянно, в троллейбусе не мог проехать больше трех остановок, тошнить начинало. 
- Вас, наверное, и в фигурное катание отдали лишь для того, чтобы хоть немного закалить? 
- Родители очень этого хотели, и, когда мне было четыре года, мама повела нас с моей старшей сестрой Леной на каток. Я долго смотрел через хоккейную сетку на скользящих по льду ребятишек и вдруг сказал: "Мама, я тоже хочу заниматься!" В результате, приняли в секцию только меня, сестра почему-то не подошла. А буквально через три месяца я поехал на первые в жизни соревнования, где стал седьмым из 16 участников. Это был очень хороший результат. 
Вообще-то я часто плакал, когда что-то не получалось, а мой первый тренер - Татьяна Николаевна Скала, утешала меня. Брала на руки, кружилась со мной по катку и приговаривала: "Женечка - ты самый лучший. Терпи, катайся, и все у тебя получится!" К счастью, она оказалась права. Но самое главное - занявшись фигурным катанием, я сразу же перестал болеть. 
В МЕТРО КАТАЛСЯ БЕСПЛАТНО 
- До 11 лет вы занимались фигурным катанием в родном Волгограде, а потом вдруг перебрались в Питер. Почему? 
- Когда в Волгограде закрыли школу фигурного катания, остро встал вопрос: что делать? Без тренировок я уже не мог, если не катался два-три дня, у меня начинали болеть мышцы. И тут мой тренер Михаил Маковеев предложил перебраться в Петербург. Тогда же впервые прозвучала фамилия Мишина. Конечно, я уже тогда знал, кто такой Мишин. Попасть к Алексею Николаевичу, известному на всю страну тренеру, - в это трудно было поверить! Но именно так все и получилось в итоге. Я уехал в Петербург. Один, без папы и мамы. 
После Волгограда Петербург казался огромным, давил. Я был маленьким, боялся потеряться, очень скучал по родителям. Покупать продукты, готовить нужно было самому. Помню, я проходил в подземку бесплатно, раздвигая руками створки турникета. Потом где-то через год приехала мама, отец же остался дома зарабатывать деньги. На них мы снимали комнату в коммуналке. Как вспомню про те времена, дрожь пробирает… 
- Помните, что купили на первые свои призовые? 
- Конечно. В 13 лет я стал шестым на юниорском чемпионате мира в Австралии. Получил за это 1500 долларов. Купил телевизор и костюм для мамы. 
- Кажется, живете вы теперь не в коммуналке? 
- Да, у нас отличная 4-комнатная квартира в хорошем районе. А буквально несколько дней назад купил дом за городом. Давно мечтал об этом. То цена не устраивала, то место не подходило. А тут случайно подвернулся симпатичный домик, в коттеджном городке с охраной. Вот мы его и купили. 
- Новый сезон у фигуристов уже начался. Чем собираетесь порадовать поклонников? 
- Хочу восстановить еще один четверной прыжок. Правда, в ближайшее время сделать это смогу едва ли, травмы совсем замучили. Кроме того, в прошлом году я установил рекорд в фигурном катании - выиграл все соревнования в обоих видах программы (в короткой и произвольной). Хотя мое достижение почему-то осталось незамеченным. В этом сезоне хочется его повторить. 
- Газеты активно обсуждают вашу скорую свадьбу с девушкой Ульяной. Вы действительно решили жениться? 
- В ближайшее время никакой свадьбы не будет. Я вовсе не против семьи, и дети у меня будут обязательно. Минимум, двое: мальчик и девочка, а если повезет, то и трое. Но пока же не хочу даже думать об этом. Это отвлечет от фигурного катания. А мне так хочется завоевать золотую олимпийскую медаль. Это единственная награда, которой у меня нет. Так что раньше 2006 года из любительского спорта я точно не уйду! 
СПРАВКА 
* Евгений Плющенко родился 3 ноября 1982 года в поселке Солнечный Хабаровского края.
* Четырехкратный чемпион России, трехкратный чемпион Европы, двукратный чемпион мира, трехкратный победитель финалов "Гран-при".
* Вице-чемпион Олимпийских игр в Солт-Лейк-Сити (2002). 
__________________________________________________________________________________

ЕВГЕНИЙ ПЛЮЩЕНКО: СВОИ СЕКРЕТЫ Я БЕРЕГУ
ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ

"Россия" 20 ноября 2003
Анатолий Шелухин 
С 21 по 23 ноября во Дворце спорта в Лужниках пройдет мировой этап Гран-при "Кубок России" по фигурному катанию на коньках. Нашу сборную возглавляют знаменитые мастера, в том числе чемпион мира и Европы Евгений Плющенко из Санкт-Петербурга. И неповторимый виртуоз льда рассказывает о некоторых секретах своих побед. 
Для петербургского фигуриста Евгения Плющенко сезон 2003 года стал самым удачным в его карьере: он завоевал золотые медали чемпиона мира и чемпиона Европы в одиночном катании. И плюс ко всему с блеском выиграл турнир в мировой серии Гран-при. 
Многие обозреватели часто акцентируют внимание на том, что Плющенко владеет уникальными каскадами прыжков, в том числе и в 4 оборота. Но при этом упускают из виду все-таки главное достоинство 22-летнего фигуриста: Плющенко демонстрирует наиболее гармоничный и стабильный современный стиль катания. 
Евгений подчеркивает: 
- Для меня, пожалуй, самым ценным показателем мастерства служат высшие судейские оценки - 6 баллов. А два года назад, когда я впервые выиграл чемпионат мира, я заработал "шестерок" за свои программы больше всех соперников, вместе взятых. По моим подсчетам, их уже более сорока. 
- А для вас играет какую-либо роль качество выступлений основных конкурентов? 
- В том-то и дело, что мой тренер Алексей Николаевич Мишин дает мне, как и всем ученикам, особую установку: главное - не конкурировать с кем-либо, а прежде всего думать о максимально удачном прокате своей программы. Это в корне меняет характер борьбы, настраивает на прокат в другом ключе... 
- Сколько четверных прыжков включено в новые программы? 
- В принципе планируется исполнение двух прыжков в четыре оборота. Но количество таких элементов все-таки определяется тактикой турнирной борьбы, конкретного соревнования, моим состоянием. 
Мы с тренером очень тщательно работаем над художественными аспектами. Фигурное катание - не прыжковое состязание. Зритель приходит наблюдать за спектаклем на льду. Русскую школу всегда особенно отличал художественный аспект. Спортсмен - артист и должен владеть широким спектром движений. Отрабатываем движения рук, пластику в целом, мимику. Они должны соответствовать образу, определенному музыкальному сопровождению. Здесь я и мой тренер сотрудничаем с хореографами Давидом Авдышем и Эдвальдом Смирновым, профессионалами своего дела. 
- Наверняка приходится решать и житейские проблемы: как, например, обстоят дела с жильем в Петербурге? 
- Сейчас живу в хороших условиях в новой квартире вместе с родителями. 
- А тренировочная база устраивает? 
- В этом плане условия на катке "Юбилейный" хорошие. 
- Но тренироваться на Западе более комфортно? 
- А лично мне очень приятно и жить, и тренироваться в России. 
- Какие выступления на льду вам доставили особое творческое удовлетворение? 
- Пожалуй, старты на чемпионате мира в Ванкувере в 2001 году и на финале Гран-при в Токио. Моему амплуа соответствует короткая программа на музыку "Болеро" Равеля. Я как бы такт за тактом врастал в мелодию, и тогда появлялось чувство полета. 
Вспоминаю, как на другом финальном турнире во Франции трибуны буквально стонали от восторга, ведь французы - тонкие ценители музыки. Потом нам журналисты говорили, что мать экс-чемпиона мира канадца Элвиса Стойко, находившаяся в зале, всех спрашивала: "Где русские тренеры находят таких "золотых" мальчиков? Сначала всех потряс Урманов, теперь - Плющенко..." 
- Сезон 2004 года обещает острую борьбу с американцами в предстоящем сезоне? А вы предприняли какие-то контрмеры в борьбе с соперниками? 
- Да, мы решили бороться с американцами своим "оружием". И я исполняю программу в особой классической манере. Первая проба была в Канаде удачной - я выиграл. Есть в запасе и другие секреты... 
- Но говорят, теперь еще одна "звездочка" загорелась в вашей питерской школе? Кто же ваш наследник? 
- Об этом лучше всего может рассказать мой тренер Алексей Николаевич, который нашел нового ученика - десятилетнего мальчика с известной фамилией Хиль... 
- Алексей Николаевич, этот парнишка - не родственник популярного певца Эдуарда Хиля? 
- Нет. Просто однофамилец. К счастью, я не тренировал ребят, попадающих в школу с помощью могущественного протеже. Практически все "звезды" нашей петербургской школы взлетали, как говорится, из небытия. А новых русских я предпочитаю видеть в телесериалах. 
Суть нашей же истории довольно проста. Артур Хиль, мальчик из скромной московской семьи, приехал в Питер с родителями по одной причине - получить от меня предварительную оценку его ледовых качеств, скольжения, музыкальности. В Москве тренеры его почему-то "забраковали", что меня весьма удивило. Мы два дня просматривали тренировки Артура, затем я пригласил Хиля остаться в моей школе. 
- Приглашение 10-летнего парнишки, вероятно, уже не первый случай в вашей практике? 
- Да, нечто подобное произошло 10 лет назад, когда из Волгограда ко мне на просмотр приехал Женя Плющенко. Я взял Женю к себе домой и готовил его потихоньку без всякого шума. А новый ученик из Москвы, разумеется, никогда не видел, как выступали когда-то Юрий Овчинников, Алексей Урманов. Зато теперь он получил возможность посмотреть, как работает действующая "звезда" - Женя Плющенко. Никто не удивляется, что для Артура наш Женя стал кумиром. Кстати, они и внешне чем-то похожи. Может быть, это впечатление создается из-за того, что они оба - белокурые. 
- А хорошо ли, что Плющенко в чем-то помогает юным фигуристам? 
- Я убежден, что зрелый художник (Плющенко именно зрелый мастер) просто обязан принимать участие в работе своего тренера. Вслед за Урмановым, Ягудиным, Плющенко новый путь начинает и маленький Хиль. И он тоже служит примером - живым учебником для других ребят моей группы. 
Этой осенью в Питере прошло ледовое шоу, организованное известным американским промоутером Майклом Коллинзом. Впервые в жизни Артур Хиль выступил перед аудиторией - 12 тысяч зрителей. И он не стушевался, "заработал" громовые аплодисменты. Может быть, это только начало его карьеры? 
_________________________________________________________________________________

ЕВГЕНИЙ ПЛЮЩЕНКО: Я ЦЕЛЫЙ МЕСЯЦ
ХОДИЛ НА КОСТЫЛЯХ

Лучшему фигуристу мира сейчас нельзя рисковать 
"Смена" 23 ноября 2003
Борис Ходоровский 
После завершения соревнований у мужчин на "Кубке России - Галлина Бланка" Евгений Плющенко не выглядел счастливым человеком. Не так привык он побеждать. О своих нынешних проблемах питерский фигурист рассказал корреспонденту "Смены" Борису Ходоровскому. 
- Можно ли ожидать в нынешнем сезоне безошибочного проката ваших сложнейших программ? 
- Буду стараться. Сложность заключается в том, что приходится быть очень осторожным при выполнении любого прыжка. Здесь я, как говорят фигуристы, попал в след, и в результате каскад был сорван. Но нельзя же требовать, чтобы для Плющенко создавались особые условия и перед моим выступлением заливали лед! 
- Может быть, все-таки стоило пропустить этапы "Гран-при" и сосредоточиться на чемпионатах мира и Европы? 
- После контрольных прокатов в Одинцове мы с Алексеем Николаевичем Мишиным отправились на консультацию в ЦИТО. В институте, известном многим спортсменам, нас "обнадежили": восстановление после операции займет около полутора месяцев. Поразмыслив, мы решили обойтись пока без хирургического вмешательства. Вроде бы массаж, травы и интенсивная терапия помогли. Но все равно сказывается отсутствие полноценной летней работы по ОФП. 
- У фигуристов она такая же интенсивная, как у футболистов на предсезонных сборах? 
- Честно признаюсь, не беседовал на эту тему с ребятами из "Зенита". Я обычно летом каждый день бегаю по 40-50 минут, много играю в теннис, занимаюсь на тренажерах. В этом году пришлось отказаться от всего этого. 
- Нынешняя травма самая тяжелая в вашей карьере? 
- Был у меня очень неприятный момент лет в 14 или в 15. Я тогда месяц на костылях ходил, а потом где-то полгода боялся попасть в след при прыжках. Но травмы - это постоянный спутник спортсменов. Летом, если дотяну, прооперирую злополучный мениск. 
- Как вы отнеслись к уходу Алексея Ягудина? 
- Считаю, что наше соперничество с Алексеем дало мощный толчок развитию мужского фигурного катания. Он осваивал какой-то сложный прыжок - мне приходилось делать то же самое. После моего каскада "4+3+2" аналогичный элемент включил в свою программу будущий олимпийский чемпион. Алексей выиграл все, о чем можно мечтать. Могу только пожелать ему здоровья и успехов на новом этапе карьеры. 
- Кого вы считаете сейчас своим основным соперником? 
- Все привыкли, что я отвечаю: "Себя". Проявлю оригинальность: скажу, что всех остальных. Сейчас очень трудно кого-то выделить. 
- Упростили ли вы свои программы, подготовленные к нынешнему сезону? 
- Мы планировали освоить новый прыжок в четыре оборота, но пока от этих планов приходится отказываться. Не удалось подготовить и новый показательный номер. Так что московским зрителям пришлось снова показывать "Бандитский Петербург". 
- Вы ощущаете себя его жителем? 
- Питерцем - безусловно, с криминалом, слава богу, сталкиваться не пришлось. 
- В последние годы вы обратились к классической хорео-графии... 
- Считаю, что возможности прогресса в этом направлении неисчерпаемы. На базе классики можно ставить самые сложные и оригинальные композиции. Нужно только в совершенстве ею овладеть. 
- По-прежнему во всех ваших композициях присутствует бильман... 
- Я бы и рад отказаться, публика не дает. 
_________________________________________________________________________________

CUP OF RUSSIA (21-23.11.2003). ВЫДЕРЖКИ ИЗ РАЗНЫХ ИСТОЧНИКОВ. 
НЕ НЫТЬЕМ, ТАК КАТАНИЕМ! 

"Мегаполис-Экспресс" 1 декабря 2003
Матвей Володин 
Москва блеснула ледовым лучиком - неделю назад здесь состоялась феерия фигуристов под названием пятый этап Гран-при-2003/2004, Нынешняя серия битвы за Кубок мира имеет особенность - спортсменов судят по новой системе, начисляя баллы за каждый элемент. 
Не превратятся ли спектакли фигуристов в состязания роботов? Вот вопрос, который нынче волнует всех. Многие спортсмены уже ноют от новой системы, которую не мытьем, так катаньем протащил Международный союз конькобежцев. Как бы то ни было, на московском турнире мы воочию смогли убедиться - главным для фигуристов nо-прежнему остается творчество, Впрочем, оно не помешало россиянам и на сей раз занять три первых места из четырех возможных. 
Евгений Плющенко выиграл Гран-при, катаясь на одной ноге чуть ли не в прямом смысле слова. Недавно у Жени были проблемы с мениском, и последствия травмы фигурист ощущает до сих пор. "Давно я так плохо не выступал! - досадливо поморщился он, уходя со льда. - Еще не набрал форму". 
Впрочем, он так вдохновенно прокатал программу "Памяти Нижинского", что, несмотря на несколько падений, у судей не возникло сомнений по поводу того, кто победил в соревнованиях мужчин-одиночников. 
__________________________________________________________________________________
 
ТЕРПИ, ЖЕНЯ, - ЧЕМПИОНОМ БУДЕШЬ! 
"Труд" 25 ноября 2003 
Наверное, это одна из самых трудных побед, которые когда-либо одерживал Евгений Плющенко за свои восемь лет в большом спорте. И дело не в соперниках. Будем откровенны: после ухода Алексея Ягудина в профессионалы Жене приходится бороться в основном с самим собой, а еще - с тяжелой травмой. Об этом с тревогой рассказывал нам еще пару недель назад тренер Плющенко Алексей Николаевич Мишин. Перед наставником и учеником возникла дилемма. Еще где-то в конце лета врачи предлагали прооперировать беспокоящий Женю мениск. Но это означало бы, что сезон будет чуть ли не перечеркнут. И тогда фигурист и тренер приняли решение тренироваться и выступать, стараясь не перегружать травмированную ногу. Пока это в принципе удается. К тому же Жене помогает опытный специалист, она умело снимает возникающую иногда боль. Правда, пришлось Плющенко и Алексею Николаевичу не слишком усложнять программу. И короткая, на музыку "Фламенко", и произвольная - дань памяти великому русскому танцовщику Нижинскому - выглядят тем не менее впечатляюще, хотя и требуют определенной шлифовки. 
В то же время висит над чемпионом мира некий дамоклов меч. Что, если неудачное приземление после прыжка? Или вдруг падение? В Москве на "Кубке России" все обошлось. Но в фигурном катании важна любая мелочь. Так, после одного из прыжков Женя случайно попал след в след ледовому узору, оставленному другим участником. И это дало о себе знать, почувствовал себя как-то неуютно. Конечно, первое место Плющенко и при новой, и при старой системе не оставляет никаких сомнений. Но что дальше? Не дай Бог, рецидив травмы. Так что, сказал Евгений, хирургического вмешательства, по всей видимости, не избежать. Дотерпеть бы, допрыгать до весны, а там... 
Судя по всему, в мужском одиночном катании Плющенко - пока наша единственная твердая надежда. Александр Абт только недавно залечил травму и в призеры на "Кубке России" не попал. Молоденький чемпион мира среди юниоров Александр Шубин, очень неплохо выступивший на четвертом этапе Гран-при в Париже, в Москве за несколько часов до старта снялся с соревнований. Так что Жене Плющенко остается только терпеть... 

__________________________________________________________________________________
 
ЧЕЛОВЕК ОТ "СТАНКА" 
"Газета" 24 ноября 2003 
Евгений Плющенко выиграл российский этап фигурного Гран-при. Сумма его "золотых" баллов не стала лучшей в сезоне: точнее и ярче все элементы своей неземной композиции Плющенко исполнил неделей раньше в Париже на Trophee Lalique. Этому есть простое объяснение: среди всех этапов мировой серии каждый фигурист обязан особенно собраться на два своих зачетных. 
Парижский таким и был, поэтому Женя во Франции был особенно мотивирован. Хотя уже имел в активе "золото" на необязательном Skate Canada, где победил, упростив программу. В Париже его катание было близко к идеальному: получились все отработанные на тренировках каскады, и фигурист остался в высшей степени доволен собой. Парижской инерции хватило Плющенко до Москвы, а здесь его к тому же ждал привычный горячий прием родной публики, не жалеющей для любимца цветов и плюшевых игрушек. 
Два выигранных зачетных старта позволили Плющенко набрать максимальный (24) проходной балл в финальный турнир Гран-при, который начнется 12 декабря в американском Колорадо-Спрингс. Там Евгений будет фаворитом безоговорочным: хотя бы потому уже, что с каждым днем катается все лучше. Год назад в Москве он с прибаутками рассказывал журналистам, как ежедневно трудится у балетного станка: "Да уж, плие, батманчики..." Сегодня Плющенко - первый и единственный танцовщик льда, Солист Номер Один. Он смело следует самобытности своего дара, и это делает его лучшим как раз потому (а может, и вопреки), что весь прочий фигурный мир, перешедший на судейство с точным подсчетом элементов, чересчур увлекается простой арифметикой прыжков. 
 ____________________________________________________________________________

ФИГУРНОЕ ПАДАНИЕ 
"Новые известия" 24 ноября 2003
Оксана Тонкачеева 
Если говорить об остальных наших лидерах, то их выступление пока еще слишком далеко от совершенства, чтобы делать какие-либо прогнозы. Даже Евгений Плющенко свое появление на московской публике охарактеризовал с изрядной долей самоиронии: "Давно я так не катался, правда?" Имея в виду прежде всего не очень удачное исполнение обязательного прыжка в короткой программе и падение (не считая других ошибок) в произвольной. И тут же, словно извиняясь, добавил: "Не чувствую еще уверенности после травмы...". 
Травмированное колено (врачи подозревают мениск) беспокоит фигуриста с начала сезона и не дает покоя ни ему, ни его тренеру. "Нам предложили сделать операцию сейчас же, но мы пока решили потерпеть и дотянуть до конца сезона, - объяснил Алексей Мишин. - Однако нога у Жени побаливает, и я не исключаю, что все еще может измениться". 
Несмотря на все эти проблемы, Плющенко выиграл с солидным отрывом абсолютно справедливо. И не только потому, что на фоне всеобщего "падежа" фигуристов (безошибочно откатался лишь француз Фредерик Дамбье) его ошибки хоть и резали глаз, тем не менее не стали роковыми. Но и потому, что все остальные составляющие фигурного катания - хореография, скольжение, дорожки шагов и вращения - были выполнены, как всегда, практически безукоризненно. 
 
"Комсомольская правда" 24 ноября 2003
Надежда Шульга 
Плющенко пришел на итоговую пресс-конференцию в настроении. 
- Вы тщательно подбираете музыку к своим программам. А что слушаете в обычной жизни? 
- Верку Сердючку! - не задумываясь, выпалил чемпион, а потом добавил: - Да все слушаю понемногу. 
- Для показательных выступлений у вас есть особенный новый номер? 
- Нового ничего. Из-за мениска не было возможности готовить что-то свеженькое. Катаю прежние программы. 
- Не появился страх перед приземлениями? 
- Нет. Когда мне было 14 лет, я на тренировке коньком наступил себе на палец ноги, сильно его травмировал. А когда вышел на лед, появился страх перед прыжками. Сейчас этого нет. Вот попал на разминке коньком в след, нога немного заболела. Но не сильно. Надеюсь, до конца сезона сумею докататься и победить. 
- Как вы относитесь к новой системе судейства? 
- Нормально. Дорожки те же, вращения те же... 
_________________________________________________________________________________
 
СЛУЖЕНЬЕ МУЗ НЕ ТЕРПИТ СУЕТЫ 
"Спорт-Экспресс" 24 ноября 2003
Елена Вайцеховская 
Главная беда заключалась в том, что великолепная по замыслу программа памяти Вацлава Нижинского, которую Плющенко фантастически прокатал в Санкт-Петербурге на шоу в начале октября, как любая постановка, претендующая на ранг не просто спорта, но искусства, не терпит не то что падений, но даже небольших шероховатостей. Суетливые попытки лидера во что бы то ни стало перепрыгнуть испорченные прыжки сильно нарушали целостность восприятия. Этот диссонанс между замыслом и исполнением заставил воспринять композицию гораздо сдержаннее, чем, возможно, она того заслуживала на самом деле. 
На пресс-конференции Евгений в какой-то степени оправдался перед журналистами, заметив, что не мог полноценно тренироваться из-за травмы колена (в начале сезона фигуристу была даже предложена операция на поврежденном мениске, но он отказался, решив попробовать дотерпеть до конца сезона). Тем не менее зрители остались в недоумении: такого количества брака при исполнении прыжков (коронной для Плющенко составляющей) публика не видела давно. 
Весьма настораживающим мне показалось высказывание швейцарской журналистки Рут Шпитценфайль в московском пресс-центре. Разговорившись перед финалом о шансах швейцарца Стефана Ламбьеля, к подготовке которого активно прикладывает руку наставник чемпиона мира Алексей Мишин, она восторженно сказала: "Посмотрите, насколько изменилось катание Стефана за последний год. Признаться, сама я болею за Плющенко, но настораживает, что после чемпионата мира в Ванкувере он почти перестал меняться. И это ужасно обидно". 
Можно не соглашаться. Но нельзя не признать, что лидера (особенно столь яркого, как Плющенко) всегда рассматривают наиболее пристально. Когда этот лидер - свой, всегда хочется, чтобы он не просто побеждал, но был лучшим по всем статьям. 
Желание обыграть Плющенко у его ближайших соперников не просто велико. Оно нескрываемо. Чемпион Франции Брайан Жубер, по просьбе которого Французская федерация фигурного катания обратилась за консультативной помощью к Ягудину, в одном из интервью так и заявил: "Ягудин знает, как победить Плющенко. Надеюсь, что поможет это сделать и мне". 
Как известно, олимпийский чемпион предложение французов принял. 
_________________________________________________________________________________

ИНТЕРВЬЮ ВО ВРЕМЯ "CUP OF RUSSIA 2003" 

Программа "Доброе утро" (1 канал) ноябрь 2003 
Корр.: Доброе утро, Женя. Не буду говорить, что мы знаем о вас все, но кое-какие факты вашей биографии он нас не укрылись. Евгений Плющенко - в мировом фигурном катании это имя появилось всего 4 года назад, когда Евгений первым исполнил уникальный по сложности каскад 4-3-2 оборота, а через пару сезонов сделал и вовсе казалось бы невозможное - прыгнул в комбинации с четверным два тройных прыжка. Новые сложнейшие элементы, которые не боится фигурист включать в свои программы - далеко не главный козырь Евгения на льду. Специалисты утверждают, что это потрясающий актер с потрясающей пластикой, и в ближайшие годы именно он, а не кто-то другой будет диктовать моду в мужском одиночном катании. Яркий тому пример - его программы "Однажды в Америке", "Болеро", "Кармен", "Бандитский Петербург" и знаменитая "Sex Bomb", когда под восторженный рев публики Евгений устраивает на льду своеобразный стриптиз. А его фирменный элемент - вращение Бильман... Кстати, своей уникальной растяжкой Женя обязан своей маме, в детстве она часами занималась с сыном. Также как и тренер, Алексей Мишин, верила и верит, что звездный час сына еще впереди. Да, он 4-кратный чемпион России, 3-кратный Европы, победитель финалов Гран-при, он дважды становился чемпионом мира, но золотой олимпийской медали еще нет в его коллекции. Евгению сейчас 21 год, поклонники надеются, что впереди у него еще не одна Олимпиада. 
Корр: Евгений, позволю себе еще раз поздравить вас с победой на кубке России. Буквально перед вашим приходом мы зашли на ваш сайт в Интернете. Вот что мы там прочитали: "Беспощаден к соперникам на льду, вне льда играет с ними в футбол и теннис..." О ком идет речь, кто ваши друзья? Все ли ваши друзья спортсмены? 
Евгений: Нет, почему ж. Не все мои друзья спортсмены, но большинство из них, да, являются спортсменами 
Корр: Вы приветствуете конкуренцию? 
Евгений: Конкуренцию в спорте? Обязательно. В жизни я не с кем не соревнуюсь и не соревновался. А в спорте я готов "убивать". 
Корр: Ой, как страшно. Но в результате вы побеждаете, это правда. Еще одна цитата с вашего сайта "В порочащих связях не замечен, второй год верен своей девушке..." Если не секрет кто она, и ездит ли она с вами на различные соревнования? 
Евгений: Да, девушка у меня есть, на турниры, именно на соревнования она не ездит, а на какие-то показательные выступления мы с ней ездили и летом ездили отдыхать. То есть мы вместе. 
Корр: Это хорошо. Но вернемся к теме фигурного катания. Кто для вас сейчас самый неудобный соперник? 
Евгений: Самым неудобным являюсь иногда я сам, потому, что нужно преодолеть свои эмоции, преодолеть себя и тогда все получится. А неудобные соперники... С кем соревнуюсь, они все неудобные, потому, что их надо побеждать. 
Корр: Что бы вы могли пожелать молодым фигуристом и их родителям? 
Евгений: Терпения и им и их родителям. Это очень тяжело быть родителями спортсменов. 

__________________________________________________________________________________