Season 2004-2005 (Part 10)

  НАШИ ТУЛУПЫ ХОРОШИ В МОСКВЕ. А В ПЕКИНЕ?
В выходные столичным турниром Cup of Russia завершилась ледовая серия Гран-при 
"Комсомольская правда" 30 ноября 2004
Юлия Смирнова 
Зрители шли к ледовым звездам в "Лужники" через настоящие тернии: гололед и плотные торговые ряды на подходе к стадиону. "Да не за дубленками мы, за тулупами!" - отбивались от назойливых продавцов. Те шутки не понимали. 
А тулупы на лужниковском льду и правда были модными - и в четыре оборота, и в каскадах! Наши фигуристы на родине прыгали и вращались лучше всех. И добыли "золото" в трех видах программы. Ирина Слуцкая и Евгений Плющенко стали лучшими в одиночном катании, а Татьяна Навка с Романом Костомаровым - в танцах на льду. Лишь корону в парном катании отдали молодым китайцам Дан Цзян и Хао Цзян. Но и в этой медали есть караты отечественного золота: программы азиатам ставил Александр Жулин, тренер наших танцоров и муж Татьяны Навки. 
Cup of Russia - последний из шести этапов серии Гран-при. Именно здесь решалось, кто 16 декабря приедет в Пекин на финал. В прошлые сезоны мы привыкли, что половину мест в финале Гран-при "оккупируют" россияне. Увы, сейчас такого превосходства нет. Билет в Поднебесную заработали лишь Ирина Слуцкая, Навка с Костомаровым да две спортивные пары - Юлия Обертас и Сергей Славнов (в этот уик-энд они стали вторыми) и Мария Петрова с Алексеем Тихоновым. Итого - 4 места в финале. Столько же - у американцев и китайцев. А канадские фигуристы завоевали аж 5 путевок. Женя Плющенко не попал в финал, потому что выступил лишь на одном этапе Гран-при - 12 очков за победу хватило лишь на место запасного. 
 _____________________________________________________________________

ЕВГЕНИЙ ПЛЮЩЕНКО ВЫШЕЛ В ЛИДЕРЫ ПРОКАТА
Под музыку из фильма "Крестный отец" 
"Коммерсант" 29 ноября 2004
Валерия Миронова 
Что же касается Евгения Плющенко, чьё выступление в Москве стало, по существу, его первым официальным стартом в сезоне, то именно его ждали с особым трепетом. В короткой программе трехкратный чемпион мира упал на четверном прыжке, однако это досадное обстоятельство не помешало ему в пятницу захватить лидерство. А на следующий день Плющенко превзошёл все мыслимые и немыслимые ожидания, потому что его новая произвольная программа на музыку к кинофильму "Крёстный отец" в обработке друга фигуриста венгерского скрипача Эдвина Мартона - это просто шедевр, описывать который бессмысленно. А оценивать, тем более. Хотя на табло и высветились какие-то зашкаливающие по меркам современной системы оценок баллы. И когда потом в кулуарах Плющенко что-то говорил про то, что собирается совершенствовать и усложнять свою программу к предстоящим чемпионатам - России, Европы и мира, непонятно было только одно: если в предолимпийский год они с тренером Алексеем Мишиным и хореографами Эдвальдом Смирновым и Сергеем Петуховым достигли совершенства, то что же тогда мы увидим в Турине? 
 _________________________________________________________

ОТСТУПАТЬ НЕКУДА: ВПЕРЕДИ - МОСКВА!
Фигуристы провели репетицию чемпионата мира-2005 
"Московский Комсомолец" 29 ноября 2004
Ирина Степанцева 
Одиночники - наша гордость и наши нервы. Главные интриганы и главные, когда все получается как надо, триумфаторы турниров. Ирина уже выигрывала этап серии - в Китае, Женя не выступал до Москвы ни разу. Поэтому то, что Слуцкая находится в очень неплохой форме и в замечательно идущем ей боевом настрое, было ясно. А вот о Плющенко этой осенью было известно лишь то, что входит он в сезон потихонечку - прошлогодние проблемы с травмами заставляют "медленно запрягать", чтобы быстро поехать как раз к московскому чемпионату мира в марте. Да еще то, что вызвал он гнев дяденек и тетенек из ISU, решив в дни стартов Гран-при выступить в показательных шоу, а не грызть зубцами лед в борьбе за очередной этап коммерческой серии, столь милой даже не сердцу, а кошельку головной фигурной организации. 
"Могу лучше!" - уверенно и несколько раз скажет после своей победы Женя Плющенко. Может, никто не сомневается. Самое главное, чтобы дальнейшее прохождение сезона не усложняли выяснения околовыступательного характера. Потому что и Бриан Жубер, не приехавший в Москву, и прыткий американский юноша Джонни Вейр, приехавший под чутким руководством Татьяны Тарасовой (а это уже само по себе для нас не подарок), и швейцарец Стефан Ламбьель, готовый закружить в своих богатейших вращениях весь мир, дремать в предолимпийский год не намерены. К тому же они злопамятны и не забыли, что трехкратный чемпион мира Плющенко может не только сногсшибательно выигрывать, но и ошибаться, как простой смертный. 
Как может, например, Жубер забыть о своей победе над Женей на чемпионате Европы? Француз тогда так вдохновлен был непривычным для себя пьедестальным местом, что угрожал постоять на нем и на чемпионате мира. Хватило, правда, ему тогда ума, а может, мудрые наставники - Татьяна Тарасова и Алексей Ягудин - подсказали, что Плющенко выйдет на чемпионат мира сконцентрированный, как йог со стажем: есть цель, нет никакого окружения. 
"Мне кажется, Женя очень сердит. И я не знаю, на что он в таком состоянии способен", - слегка кокетничал тогда Бриан. Потом он, правда, все узнал, но выводы, наверное, сделал хотя бы в силу своего честолюбия. И там, где, может, не хватает талантливой изысканности, попытается взять простым, но часто весьма эффективным нахрапом. 
Первое выступление нашего лидера на людях в Москве порадовало. И самое главное: есть время для наведения блеска, до первенства Европы еще два месяца, а до мирового - и того больше. 
 __________________________________________________________________

БУКЕТ ДЛЯ ПОБЕДИТЕЛЯ
Евгений Плющенко вновь восхитил московскую публику 
"Время новостей" 29 ноября 2004
Ольга Ермолина 
В мужских состязаниях по большому счету, за исключением американца Джонни Веера, Евгению Плющенко соперничать было не с кем. Даже падение в короткой программе не помешало ученику Алексея Мишина в итоге стать первым. Хотя сам Плющенко после соревнований признался, что в настоящий момент готов всего на 70%, поскольку участвовал в недостаточном количестве показательных турниров. Фигурист не стал подробно останавливаться на конфликте, возникшем в Праге. Тогда зрители вместо живого Плющенко увидели на экране видеоповтор его выступления. По словам спортсмена, это не его вина и не его тренера, а чиновников. Сейчас над этой проблемой работают адвокаты Плющенко, и пока вопрос не решен, нечего и говорить. "Не дело, когда на мои выступления приходят зрители (в Праге собралось 13 тыс., в Будапеште - 8 тыс.), а я не имею права выйти на лед. Это отворачивает фанов не только от меня, но и от нашего вида спорта", - сказал Плющенко. 
Кстати, в первый день московских соревнований в пресс-центре появился певец Филипп Киркоров с огромным букетом роз. Петь не стал, преподнес цветы Плющенко. Фигурист прокомментировал это так, что он давний приятель Киркорова. Кроме того, в их планы входит совместная работа над клипом певца, в которой примет участие и Плющенко. 
 _________________________________________________________________

ТРИ ЗОЛОТЫХ НАГРАДЫ ИЗ ЧЕТЫРЁХ ЗАВОЕВАЛИ РОССИЙСКИЕ ФИГУРИСТЫ НА "КУБКЕ РОССИИ" 
"Известия" 29 ноября 2004 
Настоящий фурор вызвало выступление Евгения Плющенко. Такого проката у него не было со времен их конкуренции с олимпийским чемпионом Алексеем Ягудиным. Фантастический набор сложных прыжков, вращений, отточенных пробежек. Не было только фирменного вращения "бильман", но, как сказал чемпион мира, все еще впереди. По словам Плющенко, он только-только набрал форму, все проблемы со здоровьем, которые преследовали его в последнее время остались позади. И теперь он по-настоящему начал готовиться к предстоящим спортивным баталиям. 
Сам фигурист отметил, что его нынешний прокат далек от совершенства. "Есть еще над чем поработать. У нас с Алексеем Николаевичем (тренер Плющенко - Алексей Мишин) - большие перспективные планы. Фигурист отметил рост конкуренции, выделив соревновавшегося здесь в Москве и занявшего второе место американца Джонни Вейра и отсутствовавшего по причине болезни француза Бриана Жубера. 
 ___________________________________________________________

ЗАПЛАНИРОВАННЫЙ ТРИУМФ 
"Телеспорт.Ru" 29 ноября 2004
Ирина Калмыкова 
Соревнования мужчин собрали больше всего болельщиков. Одно только лидера нашей сборной - Евгения Плющенко - приводило в восторг болельщиков, собравшихся на трибунах спорткомплекса Лужники. Что ж, эта слава вполне заслужена. Он продемонстрировал московской публике практически безупречное катание. Его оценки чуть-чуть не дотянули до personal best. Этому помешали его падение с четверного прыжка в короткой программе и небезупречный выезд с одного из прыжков в его произвольной. 
____________________________________________________________________________

ТЕПЕРЬ И ФИГУРИСТЫ МОГУТ БИТЬ РЕКОРДЫ 

"Спорт-Экспресс" 29 ноября 2004
Елена Вайцеховская 
Похожая картина наблюдалась и в мужском турнире. Неприятностей, свалившихся на чемпиона мира в этом сезоне, было предостаточно, чтобы сломать даже самого крепкого бойца. Это и болезнь, из-за которой было сорвано начало сезона, и запрет на участие в недавнем шоу в Праге, когда выдающегося спортсмена освистал 15-тысячный стадион, и множество публикаций, в которых Плющенко упрекали в том, что он попросту боится встретиться в очной борьбе с основными соперниками - Брайаном Жубером и Вейром, и травмы ног, обострившиеся перед самым началом московского турнира. 
Но в результате Плющенко в финале вышел на лед с яростным азартом в глазах, который так обожают все поклонники и от которого публика порядком успела отвыкнуть. Произвольная программа "Крестный отец" (ее Плющенко образно и точно назвал попаданием в яблочко) действительно стала шедевром. С прекрасной хореографией Сергея Петухова и Эдвальда Смирнова, лаконичным, элегантным костюмом, отточенными жестами и фантастическим катанием. 
Как итог - отрыв от ближайшего соперника более чем в 25 баллов. Победа, которая ни на йоту не стала менее значимой оттого, что Жубер так и не прилетел в Москву - сослался на болезнь. Соперничать с таким выступлением не смог бы и он. 
В отличие от своих болельщиков Плющенко не проявлял чрезмерного восторга: 
- Откатался хорошо. Мог бы и лучше. Второй четверной прыжок мы пока решили не ставить - не было смысла. Хотя к чемпионату России постараемся еще больше усложнить программу. Чувствую, что мне все еще недостает соревновательной практики - нет обычной уверенности на льду. В начале декабря предстоит турнир серии Pro-Am в Детройте, потом вернусь и буду готовиться к отборочному российскому первенству. 
Недоволен и тем, что, как только начал по-настоящему набирать форму, стали обостряться травмы. Если так будет продолжаться, летом сделаю операцию в Швейцарии. Предварительная договоренность насчет этого уже есть. Заодно подлечу спину. Не хочу, чтобы в олимпийском сезоне что-то мешало готовиться к Играм. 
 _______________________________________________________________________________

ЕВГЕНИЙ ПЛЮЩЕНКО: ТЕМ И ЗАМЕЧАТЕЛЕН СПОРТ, ЧТО НИКОГДА НЕ ЗНАЕШЬ, КТО, КОГДА И ОТКУДА ПОДКРАДЁТСЯ 
Буклет Cup of Russia 2004 
Победа на последнем чемпионате мира в Дортмунде поставила Евгения Плющенко в один ряд с самыми выдающимися одиночниками в истории фигурного катания. Сегодня спортсмен и его тренер Алексей Мишин считают, что звание трехкратного чемпиона мира не только признак превосходства над соперниками, но и некая ответственность за свои еще более прекрасные выступления в будущем. 
- Женя, соперники, тем не менее, наступают, спят и видят, как сместить вас с чемпионского трона. В чем вы видите свой резерв для сохранения преимущества перед ними? 
- Надо обязательно делать смысловые, тематические программы, и включать в них свои фирменные элементы - например, вращение "бильман" или "бублик". Просто пойти по пути исполнения всех тройных и четверных прыжков, считаю, было бы глупо. Во-первых, это очень трудно, а во-вторых, не имеет никакого смысла. 
- Можно считать, что прошлогодний сезон, который дался вам чрезвычайно трудно, в какой-то степени оказался в вашем творчестве переломным? 
- Переломным он был, надеюсь, в моем здоровье. Я был безумно счастлив, что со своим надорванным здоровьем все-таки завершил сезон непобежденным! Ноги-то мои все это время вели себя нестабильно. Но что касается тренировочного процесса и подхода к постановкам, то здесь все осталось без изменений. Мы и раньше с Алексеем Николаевичем Мишиным в каждом новом сезоне стремились удивить публику, представить мои возможности в новом амплуа, поэтому несмотря на травмы не стали облегчать задачи. Такого подхода будем придерживаться и впредь. 
- Не было желания что-либо изменить в себе после проигрыша в финале ИСУ Гран-При и Чемпионата Европы? 
- Нас с Мишиным постоянно пытались уличить в том, что, дескать, мы что-то переделали в программе. Но это не так. Тренировались как обычно. Лечились - вот это да. Перед каждой тренировкой Алексей Николаевич растирал мне больное колено, и, в конце концов, это принесло свои плоды. Возможно, когда ноги стали вести себя намного лучше, изменился и я сам. В том смысле, что сделался гораздо спокойнее, увереннее в себе, перестал ждать боли. Возможно, эта уверенность и сыграла в нужный момент решающую роль. Выходя в Дортмунде в произвольной программе на лед последним, я никакого сверхволнения не испытывал. 
- Причины ваших неожиданных прошлогодних поражений многие видели в отсутствии достойной конкуренции. Мол, расслабились вы и … Может новый Алексей Ягудин Вам в соперники нужен? 
- Не думаю, что дело в сопернике. Хотя, сказать, что с его уходом наступившая более спокойная ситуация в нашем виде на меня совсем не повлияла, тоже не могу. В соперничестве с Ягудиным был азарт, мы как бы постоянно двигали друг друга. Но когда он ушел, то я, считаю, не перестал совершенствоваться. Все-таки меня подвели травмы. Но что случилось, то случилось. Иногда и про- игрывать бывает очень полезно. 
- То есть наступающие на пятки соперники вас совсем не пугают? 
- Нет. Хотя надо отдать им должное. За последний год по уровню мастерства Они очень выросли и подошли довольно близко. Расслабиться действительно нельзя. С другой стороны, тем и замечателен спорт, что не знаешь кто когда и откуда подкрадется. Но до Ягудина всем им еще далеко. 
- Последний накануне Олимпиады Чемпионат мира пройдет в Москве. Груз оттого, что все от вас будут ждать только победы, не давит? 
- Напротив я чувствую себя уверенно. Наверное, потому что очень люблю выступать дома. 
 _____________________________________________________________________________

ЕВГЕНИЙ ПЛЮЩЕНКО: Я НИКОГДА НЕ СТРЕМИЛСЯ БЫТЬ НА КОГО-ТО ПОХОЖИМ 

"Коммерсантъ" 1 декабря 2004
Валерия Миронова 
По окончании московского этапа серии Гран-при по фигурному катанию, где дебютировавший в официальных стартах сезона трехкратный чемпион мира Евгений Плющенко не только одержал безоговорочную победу, но и потряс присутствовавших своей новой произвольной композицией, знаменитый фигурист в интервью корреспонденту "Ъ" Валерии Мироновой заявил о том, что к Олимпиаде в Турине подготовит еще более сложную и красивую программу. 
- Ваш "Крестный отец" поверг зрителей и журналистов в своего рода культурный шок... 
- Так понравилась, да? Мне тоже нравится. Но если программу чуть доработать, в частности, доделать дорожку по прямой и немножко усложнить дорожку по кругу, тогда действительно она будет одной из самых лучших моих программ. Возможно, и самой. 
- Не жалко столь роскошную композицию выкатывать в предолимпийский сезон? 
- Ничуть. Потому что через год, поверьте, мы сделаем программы не хуже.
Дело в том, что мы с моим тренером Алексеем Мишиным собрали потрясающе сильную, и, что очень важно, дружную, команду. Во-первых, привлекли к совместной работе еще одного талантливого хореографа Сергея Петухова, который ставит программы танцорам Албене Денковой - Максиму Ставийскому и Оксане Домниной - Максиму Шабалину. Если Эдвальд Смирнов, с которым нас связывают уже шесть лет совместного творчества, принимал участие в постановке исключительно произвольной программы, нашел новые движения и стиль, то Петухов сделал костяк обеих. Словом, каждый из привнес в нашу совместную деятельность лучшее из того, что что умеет. Ну, и во-вторых, мы с Мишиным бесконечно благодарны нашему другу, венгерскому скрипачу и композитору Эдвину Мартону, который написал, а потом и записал эту прекрасную тему. Убежден, что если работаешь с людьми, объединенными одной идеей и говорящими между собой на одном языке, то и получается результат. 
- Олимпийские программы тоже будете делать с Мартоном? 
- На короткую мы уже подобрали музыку, но она не его. А вот, что касается произвольной, то будем еще думать. Я лично хочу работать с Мартоном. 
- Зачастую движения фигуристов не имеют к музыке ровным счетом никакого отношения. Как вам удалось добиться эффекта, когда каждый музыкальный такт, да еще и при бешеном темпе, оказался подчеркнут законченным и выразительным жестом? 
- Сумасшедшая по динамичности программа "Крестный отец" действительно самая сложная за всю мою карьеру. И когда я говорю про ее новаторство, то прежде всего имею в виду движения. Естественно, сначала была музыка. Пока ее нет, ты ничего не можешь сделать. Я ездил к Мартону в Венгрию, мы с ним часами просиживали в студии, он предлагал различные варианты, и я выбрал тот, что оказался ближе моей душе. Кстати, во второй, медленной части, вписана скрипка - так это моя идея. "Эдвин, - сказал я, - мне не хватает для нерва скрипичной партии". "Не вопрос", - ответил он. И сделал. 
- Прежде многие считали, что больше души, чем в другие свои программы, вы вложили в "Бандитский Петербург", хотя официально она была посвящена 300-летию вашего города. Теперь снова бандитская тема и опять море души. Невольно возникает вопрос, почему вам так близка криминальная тема? 
- Что касается "Бандитского Петербурга", то мне просто понравилась музыка Игоря Корнелюка к этому фильму, вот и все. Как сейчас, например, нравится великолепная тема к фильму "Штрафбат". А под "Крестного отца" еще Филипп Канделоро катался, и я давно хотел эту тему обыграть. Открою секрет, в прошлом году мы уже собрались, было, обыграть в произвольной программе классический вариант "Крестного отца", но передумали. А в этом, благодаря Эдвину, решились. 
- Есть ли у программы либретто? 
- Я показываю борьбу мафиози, используя при этом соответствующую атрибутику, например, красные перчатки, символизирующие кровь, ну, и конечно, движения. Перед дорожкой по кругу перезаряжаю условное ружье и направляю его в зал, словно отбиваясь от врагов, страдая, целую крест и обращаюсь к Богу. Там много-много всего накручено. Но если кто решит, что раз у человека лучше всего получается изображать борьбу мафиозных структур и он сделал две программы на музыку к фильмам на криминальную тему, значит, и сам имеет какое-то отношение к криминалу, что ж, пусть думает, что хочет. Но, по-моему, я очень даже законопослушный человек. 
- Вне катка вы олицетворяете неприступность и ледяное спокойствие, на льду, наоборот, - словно открытый нерв. Какие еще ситуации провоцируют вас на столь же бурное самовыражение? 
- Только спортивные. Я люблю играть в теннис, гольф, хоккей. Но хочу попробовать себя в кино. Есть у меня мечта сняться в каком-нибудь отечественном фильме. 
- Есть конкретные предложения? 
- Целых два. Но, у нас, как всегда, вроде бы тебя куда-то все зовут, говорят, хотим с тобой работать, что-то такое сделать, а потом - р-раз и пауза. Надо чего-то ждать, то ли спонсоров, то ли бюджета. А я готов, говорю, я свободен. Давайте, говорю, время найду, пробы сделаем. Съемки планировали начать в ноябре, но пока молчок. 
- На эпизод вы бы не согласились, а большая роль отнимет много времени... 
- На то, чтобы вжиться в образ, мне много времени не надо. Можно сказать, я всегда в образе. 
- Почему у Алексея Ягудина появилось много последователей, а ваш стиль пытается перенять лишь американец Джонни Вейр? 
- А я не вижу, чтобы Вейр меня копировал. Хотя у него есть некоторые, похожие на мои, движения и шаги. Ну, а Ягудин начал тренировать других фигуристов, и то, что его воспитанники перенимают манеру своего тренера, вполне естественно. Жаль, никто из них, увы, не прибавил. Впрочем, может оно и к лучшему. Тренировать тоже надо уметь. Хороший спортсмен - это одно, а хороший тренер - совсем другое. 
- Может быть, дело в том, что ваши индвидуальные природные качества таковы, что их просто труднее скопировать? 
- Я никого не хочу обижать. Но коль скоро мы об этом заговорили, то я, например, никогда не хотел быть похожим ни на кого. Когда тренировался в группе с Алексеем Урмановым, и Мишин меня убеждал, мол, сделай так же, как он, я отвечал, что не хочу и все. Но, слепо не копируя урмановских движений, я тем не менее делал упражнения, которые помогали мне довести до определенного уровня технику. Было время, равнялся на Виктора Петренко, но тоже не вышло кататься в его стиле. Потом нравились Брайан Бойтано и Курт Браунинг, но опять не получилось, как у них. В итоге я нашел свой стиль, собственный. 
- И это исключительно ваша заслуга? 
- Общая - Мишина, хореографов, с которыми я работал, моя и моей мамы. 
- А мама-то как на стиль повлияла? 
- Мама не так, как хореограф, конечно, но тоже выбирала движения и помогала мне их ставить. Она подсказывала, чтобы где-то я, например, выдержал паузу. Ведь, как любая мать, она чувствует своего ребенка и никогда плохого не посоветует. 
- Ваше фирменное средство самовыражения - руки. Видимо, осознавая это, вы и стремитесь довести каждый свой жест до совершенства? 
- Не знаю, как это получается. Наверное, дар какой-то. Просто работаю с хореографами, которые делают мне программы и все. Правда, слишком много работаю, чтобы довести все это до нужной кондиции. Иногда с удовольствием, а иногда жутко устаю. И тогда приходится себя перебарывать, чтобы сделать все правильно. В том числе и жест. Отобразить какую-то эмоцию бывает порой, ох, как тяжело. 
- Эмоциональная усталость куда страшнее физической... 
- Где источник вдохновения? Во-первых, в самой атмосфере того прекрасного города, в котором я живу уже десять лет. А что касается физической состявляющей, то недавно поставил перед собой цель: до меньшей мере до Олимпиады, а может быть и до окончания всей своей спортивной карьеры - никаких излишеств. И чувствую себя, кстати, абсолютно нормально. Хотя, конечно, пивка иногда хочется. Но преодолеваю. Просто я так решил и, думаю, правильно сделал. В личной жизни у меня тоже все нормально. Живу, как нормальный молодой человек. А женюсь только тогда, когда найду девушку, похожую на мою маму. 
- Еще один четверной будете вводить в программу? 
- Давно готов, но - травмы. Ведь на серьезном уровне я выступаю уже девять лет и за это время каких только травм у меня не было: пробил себе ногу коньком, травмировал колени, спину, голова, наконец, заполнена всякими программами и победами. А чтобы все побеждать и побеждать, надо тренироваться, а, значит, преодолевать боль. Спортивный век-то короток...Ну, ничего, справимся. 
- Может стоило бы пропустить сезон и серьезно перед Олимпиадой подлечиться? 
- В спорте раз и навсегда все равно не вылечишься. Когда ты начинаешь прыгать или учить новые элементы, неизбежно дает о себе знать какое-нибудь очередное слабое место. Левое колено в прошлом году у меня иногда болело, но после сезона вроде бы успокоилось. А начал учить четверной сальхов и бац - опять. Приступил к четверному лутцу, прихватило уже правое колено. Из-за того, что часто делал вращения бильман и "бублик", появились прроблемы со спиной и седалищным нервом. Просто надо все это перебороть. Иногда есть обезболивающие таблетки и немножко отдыхать, конечно. 
- Как вы относитесь к попытке Международного союза конькобежцев запретить фигуристам выступать в любых шоу во время всего периода, когда идет серия Гран-при, причем, тоже коммерческая? 
- С ISU ни у меня, да и, наверное, ни у кого из спортсменов никаких контрактов нет. И, конечно, противоестественно, что нам не разрешают кататься. Это, знаете, шаг назад в фигурном катании. Ведь чем больше по всему миру будет разных показательных выступлений, тем популярнее станет наш вид и это принесет свои плюсы. Здорово же! Многие спортсмены наверняка сейчас думают, как им жить дальше. ISU тоже, наверное, думает. Я ни на кого не держу зла, но когда ISU запретил мне в начале ноября выступить в пражском шоу, было, мягко говоря, неприятно. Подвел организаторов, но главное, пятнадцать тысяч зрителей, заполнивших зал до отказа. Сейчас над этой ситуацией работают адвокаты. Но, когда придет время, я обязательно расскажу все, о чем сейчас лучше помолчу. 
 _________________________________________________________

ПЛЮЩЕНКО - НА СВОЁМ КОНЬКЕ
Наша "звездная" тройка одержала победу на "Кубке России" 
"Российская газета" 30 ноября 2004
Александра Гегучадзе 
Прошедший в Москве этап "Гран-при" по фигурному катанию дал новую пищу для размышлений в связи со скандалом вокруг трехкратного чемпиона мира Евгения Плющенко. Напомним, что прославленный спортсмен отказался от участия в ряде турниров, отмечая, что не готов соревноваться на должном уровне, однако заключил контракты на участие в нескольких коммерческих стартах. Международная Федерация фигурного катания одобрила календарь россиянина, но затем запретила выступления в ледовых шоу. За комментариями корреспондент "РГ" обратился к с самому Евгению. 
- Может, стоило сузить список показательных выступлений, в которых вы планируете выступить, и сосредоточиться на соревновательной части? 
- Этим летом я попал в больницу и пролежал в реанимации с воспалением легких и отитом. Поэтому подготовка к новому сезону была очень скомканной. Посоветовавшись с Алексеем Николаевичем Мишиным, мы решили, что просто не успеем довести программы до ума. А принимать участие в соревнованиях и проигрывать - далеко не самый лучший вариант. Так что мы написали письмо в Федерацию фигурного катания России и Международную Федерацию (ISU) о том, что я не буду выступать на двух этапах "Гран-при". Но поскольку надо готовиться, обкатывать программы и, конечно, общаться со зрителями, мне необходимо участвовать в показательных выступлениях. И те люди, которые говорят, что я променял соревнования на коммерческие старты, глубоко заблуждаются. Таких стартов было всего два - в Японии и Питере, - хотя приглашений было очень много. И сегодня я не чувствовал себя уверенно, потому что не был подготовлен на сто процентов из-за отсутствия практики. 
- Но у вас были запланированы выступления в Будапеште и Праге. 
- Да. И представьте, как я себя чувствовал. В Праге на трибунах собрались 15 тысяч зрителей, а я не могу выходить на лед. Хотя ISU дало разрешение на участие в показательных выступлениях, потому что мне действительно нужна практика. В итоге я потерял свое лицо в глазах публики и подставил партнера, с которым был подписан контракт. 
- Но Международная Федерация объяснила свое решение тем, что вы снялись с соревнований по болезни, предоставив справку. Откажись вы от турниров, не ссылаясь на нее, вы могли бы спокойно кататься на коммерческих стартах. 
- Справка действительно была. Но в ней было оговорено, что, выступая на показательных, я не буду делать сложных элементов, например, четверных прыжков. Да, я пытался выполнять тройные, но здесь допускал ошибки. 
- С чем вы связываете сложившуюся ситуацию? 
- Поверьте, у меня очень много врагов. Это большой спорт, и мне хотят перекрыть движение вперед. Думаю, что это ошибка с их стороны. 
- А вы не боитесь того, что все люди, раскупившие билеты на шоу с вашим участием, адресуют судебные иски именно вам? 
- Мне было очень обидно и неприятно, когда я вышел на лед без коньков и сказал, что не могу кататься сегодня. И 15 тысяч зрителей требуют объяснений. Конечно, это не вина организаторов, они тут ни при чем. Пока я не могу рассказать о ситуации подробнее, извините. Что же касается исков, то в этой жизни я ничего не боюсь. 
- А кого вы причисляете к основным конкурентам? 
- Соперников очень много. И если дать слабинку, обкатать сможет любой. Взять того же Жубера. Прекрасный спортсмен, который тренируется у прославленного наставника Татьяны Тарасовой и у Леши Ягудина. 
- Чувствовалось, что вы очень хотели, чтобы сегодня все получилось. 
- Я всегда выкладываюсь на льду на сто процентов. И я достиг высокого уровня. 
- В этом году в вашем катании появились новые элементы. Кто занимался постановкой программ? 
- Я работал с Эдвальдом Смирновым и Сергеем Петуховым. И хотя я не первый раз прибегаю к их помощи, в текущем сезоне хореографы сумели привнести что-то новое в мою подготовку. Я им очень благодарен. 
Первые призеры определились в женском одиночном катании. Здесь сердца болельщиков, собравшихся на трибунах спорткомплекса "Лужники", покорила россиянка Ирина Слуцкая. Второе место заняла японка Шизука Аракава. Третьей стала венгерка Юлия Себастьен. 
Следом за представительницами прекрасной половины человечества на лед олимпийской арены вышли спортивные пары. К сожалению, российский дуэт, тренирующийся под руководством Тамары Москвиной, Юлия Обертас и Сергей Славнов остановились на второй строке судейских протоколов. А китайским спортсменам удалось подтвердить статус лидеров, завоеванный в короткой программе. Третьими стали немцы Алена Савченко и Робин Шолковы (151,38). Гвоздем же программы были соревнования мужчин. 
Плющенко вдохновенно откатал новую произвольную на музыку к культовому кинофильму "Крестный отец" в интерпретации венгерского маэстро Эдвина Мартона, вызвав бурю оваций зала. "Серебро" взял американец Джонни Вэйр, а третье место занял китаец Минг Джанг. 
В состязании танцоров первыми стали россияне Татьяна Навка и Роман Костомаров. 
 _______________________________________________________________________

ПЛЮЩЕНКО ТРЕБУЕТСЯ КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ 
"Смена" 29 ноября 2004
Борис Ходоровский 
После победы на Кубке России в Москве трехкратный чемпион мира по фигурному катанию Евгений Плющенко дал понять, что у него и в мыслях не было отказываться от выступлений, несмотря на разного рода слухи. И травмы. 
- Насколько беспокоят вас сегодня старые травмы? 
- Все действительно очень серьезно. За четыре дня до старта московского этапа "Гран-при" я не мог кататься. Сейчас ведутся переговоры со швейцарскими медиками, летом планирую сделать операцию и пройти полный курс реабилитации. Устал от ситуаций, когда проблемы со здоровьем возникают перед самыми ответственными стартами. Спина, колени, связки - все нуждается в "капитальном ремонте". 
- Ваши ощущения от первого международного старта нынешнего сезона… 
- Нельзя расслабляться ни на минуту. Соперники "съедят", если дать слабинку. В Москве ведь еще и Бриана Жубера не было. Это великолепный спортсмен, его тренируют великолепные тренеры - Татьяна Тарасова и Алексей Ягудин. 
- Работа рук в ваших новых программах - это заслуга нового хореографа Сергея Петухова? 
- Не только. В этом сезоне мне помогали два хореографа - Петухов и Эдвальд Смирнов, с которым мы сотрудничаем достаточно давно. Именно Смирнов дал новый толчок в понимании хореографии. 
- Не боялись брать для произвольной программы мелодию из "Крестного отца", чаще которой на соревнованиях по фигурному катанию звучали только саундтрек из "Гладиатора" и "Кармен"? 
- Новая интерпретация, сделанная Эдвином Мартоном, идеально подходит для выбранного хореографического решения. Шаги вписываются в такт музыки. Считаю, что это попадание в яблочко. 
- На чемпионате России вы будете катать облегченные варианты своих программ? 
- Пока загадывать столь далеко не берусь. Мне еще предстоит выступить на турнире Pro-Am в Америке. Хотелось бы опробовать на соревнованиях разученный на тренировках новый четверной прыжок - сальхов. В Питере при родной публике это сделать проще. Однако пока я не могу давать нагрузку на травмированное колено. Что будет в январе, посмотрим. 
- История с санкциями ISU не заставила вас задуматься над тем, чтобы принимать поменьше приглашений от организаторов различных шоу? 
- В этом году из-за моих болячек подготовка к соревнованиям началась позже обычного - в августе. Вместе с Алексеем Николаевичем Мишиным мы прикинули, что подготовиться на сто процентов к первым этапам "Гран-при" просто не успеем. Поэтому и решили набирать форму через участие в шоу. Об этом письменно уведомили Международный союз конькобежцев. 
- И все же конфликтная ситуация возникла из-за того, что вы подписали контракт на выступления в шоу, уже отправив в ISU уведомление об отказе от участия в этапах "Гран-при" по болезни… 
- Мне бы не хотелось пока раскрывать все детали этого дела. В свое время вы все обо всем узнаете. 
- Почему вы столь долго держали в неведении болельщиков относительно своего выступления на московском этапе "Гран-при"? 
- Можно считать это своеобразной тактикой. Во многом постарались и репортеры, распространявшие самые нелепые слухи о моих планах. 
 ___________________________________________________________

ЕВГЕНИЙ ПЛЮЩЕНКО: "В ЭТОЙ ЖИЗНИ
Я УЖЕ НИЧЕГО НЕ БОЮСЬ" 

"Известия" 29 ноября 2004
Владимир Рауш 
Главным героем заключительного этапа Гран-при по фигурному катанию, прошедшего в минувшие выходные во дворце спорта "Лужники", стал 22-летний петербуржец Евгений Плющенко. Трехкратный чемпион мира с колоссальным преимуществом выиграл соревнования среди одиночников, после чего к нему за автографами выстроилась огромная очередь. Несмотря на это, корреспонденту "Известий" Владимиру Раушу удалось пообщаться с фигуристом. 
Известия: Многие болельщики уж и не чаяли увидеть вас в Москве... 
Евгений Плющенко: Это полная чепуха - я серьезно готовился к этому турниру. Не знаю, кому было выгодно распространять такие слухи. 
Известия: После короткой программы вы признались, что, выходя на лед, очень волновались. В произвольной чувствовали себя более комфортно? 
Плющенко: Конечно, было гораздо проще. Во время произвольной я вообще ощущаю себя более уверенно, да и вчерашнее выступление помогло почувствовать лед. Сейчас мне очень не хватает соревновательной практики, поэтому в декабре я собираюсь принять участие в соревнованиях серии ProM в Детройте. Потом выступлю в чемпионате России в Петербурге. 
Известия: В нынешнем сезоне вы обновили обе свои программы. Уже успели их освоить? 
Плющенко: На сто процентов. Я много раз обкатывал их на тренировках, да к тому же успел выступить с ними на Кубке России в Самаре. 
Известия: В апреле будущего года на этой же арене состоится чемпионат мира по фигурному катанию. Нынешние соревнования можно назвать своеобразной обкаткой? 
Плющенко: Вряд ли, ведь до мирового первенства пройдет еще немало соревнований, включая чемпионаты России и Европы. Да и в "Лужниках" кое-что наверняка еще изменится. Вообще же в этом Дворце спорта я выступал много раз. Эта арена мне нравится - светлая, с неплохим качеством льда. 
Известия: Почему на московском этапе Гран-при вы не стали выполнять четверной сальхов, впервые освоенный в нынешнем сезоне? 
Плющенко: Мы с тренером Алексеем Мишиным решили поберечься. Хотя на тренировках я его делаю свободно. Сегодня стояла задача прыгнуть четверной тулуп и два тройных акселя; она была выполнена. Вообще для первых международных соревнований сезона я откатался неплохо. 
Известия: На контрольных прокатах в Одинцове вы говорили, что выздоровели окончательно. Сейчас, судя по всему, снова возникли какие-то проблемы со здоровьем? 
Плющенко: Они возникли как раз из-за четверного сальхова. Я много отрабатывал его на тренировках, и это дало рецидив травмы левого колена. Повреждение было столь серьезным, что мне пришлось даже сделать паузу в тренировках. Четыре дня перед этапом Гран-при на лед я не выходил. 
Известия: Алексей Мишин сказал, что вам прописали специальную диету. В чем ее особенности? 
Плющенко: Диета - это сильно сказано. Просто я принимаю витамины для повышения иммунитета. Вообще же, если проблемы со здоровьем будут продолжаться, летом мне придется делать операцию. Сейчас уже ведутся переговоры с клиниками из Германии и Швейцарии. Нужно пройти за границей полный курс реабилитации - вылечить спину, оба колена, пах. Перед началом олимпийского сезона это очень важно. 
Известия: Месяц назад вокруг вашего участия в шоу Art on Ice разгорелся настоящий скандал. Кто был виноват в этом? 
Плющенко: Называть виноватых не хочу. Скажу о другом: то, что мне не дали выступить в Праге и Будапеште, негативно повлияло на мою подготовку. Мне нужно опробовать новые элементы, поддерживать контакт со зрителями, а сделать это негде. К тому же я помимо воли подвел своего партнера, с которым подписал контракт, потерял лицо перед зрителями. На шоу в Праге их пришло 15 тысяч, а я не катался. Хотя разрешение на участие в показательных выступлениях мне было дано. 
Известия: Президент Федерации фигурного катания России Валентин Писеев утверждает, что вы завизировали бумагу, запрещающую выступление в шоу. 
Плющенко: (после паузы) В скором времени вы узнаете все подробности по этому делу. 
Известия: Зрители, не дождавшиеся вашего выступления, в массовом порядке подают иски в суд. Не боитесь, что ущерб будут взыскивать с вас? 
Плющенко: Мне было очень неприятно выходить на сцену без коньков. Говорю: "Я не могу кататься сегодня", а 15-тысячный зал гудит: "Объясни, почему?!" Это был такой мощный удар по психике! А что касается исков... Знаете, в этой жизни я уже ничего не боюсь. 
Известия: В начале ноября у вас был день рождения. Какой подарок оказался самым дорогим? 
Плющенко: Родители подарили мне двух щенков. Это аляскинские маламуты, они похожи на волков. Правда, ухаживать за собаками придется самим родителям, ведь я постоянно в разъездах. Отец с мамой у меня сидят дома - считаю, что они уже отработали свое. Вообще же поздравлений было очень много. 
 _____________________________________________________________________

ЕВГЕНИЙ ПЛЮЩЕНКО: Я ГОТОВ К БОЮ СО ВСЕМИ 
"Советский спорт" 29 ноября 2004
Дарья Сребницкая 
Трехкратный чемпион мира Евгений Плющенко опроверг слухи о том, что он не собирался приезжать на шестой этап "Гран-при" - Кубок России. И рассказал о том, что летом 2005 года намерен пройти курс лечения в Швейцарии. 
МЕНЯ БЕСПОКОИТ ЛЕВОЕ КОЛЕНО 
- Мне нужна практика. Я планировал выступить в Москве, даже несмотря на то, что в последнее время у меня обострились травмы в связи с дополнительной работой - новым четверным сальховым, который я исполнял на соревнованиях в Самаре в октябре. Заболело левое колено, потому что много было попыток сделать этот элемент ультра-си. Поэтому до Кубка России я четыре дня не катался. Сделал паузу, но думаю, что это, к сожалению, не решит мои проблемы. И сейчас мы с моим тренером Алексеем Николаевичем Мишиным ведем переговоры с докторами из Швейцарии о том, чтобы летом сделать операцию. Ведь я уже немножечко устал: как только набираю оптимальную спортивную форму - сразу возникают проблемы с ногами. Я вообще хочу заняться здоровьем вплотную, пройти за границей полный курс реабилитации - подлечить спину, оба колена, паховые связки, - рассказывает Плющенко. 
- В произвольной программе вы откатались так, словно это самый важный турнир в вашей жизни. 
- Я стараюсь кататься на всех соревнованиях хорошо, потому что если буду кататься плохо, то это будет не мой уровень. Тем не менее это был несколько облегченный прокат. К примеру, я ограничился одним прыжком в четыре оборота, хотя на тренировках получается и второй. Кроме того, из-за боли в колене в этом сезоне, может быть, не смогу выполнять свое коронное вращение Бильман. 
- Нет ощущения, что не хватает такого соперника, как Алексей Ягудин? 
- Соперников очень много! Взять, допустим, француза Брайана Жубера. Это великолепный спортсмен, которого тренируют выдающиеся специалисты - Алексей Ягудин и Татьяна Тарасова. А еще есть американец Джонни Вейр, канадцы Эмануэль Сандю, Джеффри Баттл… И если дать какую-то слабинку, то тебя съедят и все! 
- Не боялись, что музыка из "Крестного отца", которую вы взяли для произвольной постановки, слишком избита - часто звучит на соревнованиях? 
- Нет, не боялся, поскольку мы сделали новую интерпретацию, новую хореографию. А это музыкальное произведение немножко по-новому, как мне кажется, исполняет гениальный венгерский скрипач Эвин Мартон. Поэтому, я считаю, это попадание в "яблочко". 
БЫЛИ ОПАСНЫЕ ГАСТРОЛИ В ПРАГЕ 
- Женя, почему вы, отказавшись от участия в двух этапах "Гран-при" по причине плохого самочувствия, параллельно гастролировали в разных шоу? 
- Как вы знаете, в этом году, летом, я заболел воспалением легких и отитом. Лежал в реанимации. И в августе мы с Мишиным, приступив к тренировкам в Испании, посовещались и решили, что не успеем подготовиться к соревнованиям. А проигрывать их было бы глупо. Поэтому мы написали письмо в Федерацию фигурного катания России и Международный союз конькобежцев (ИСУ. - Прим. Д.С.), предупредив, что не будем выступать в турнирах "Гран-при" в Канаде и Японии. Но так как мне надо обкатывать программы, пробовать новые элементы, не забывать, что такое общение со зрителями, то я должен был стартовать в каких-то показательных выступлениях. А они прошли только в Японии, еще был мой двухдневный бенефис в Санкт-Петербурге. Больше ничего не было! Так что говорить о безумном количестве коммерческих выступлений несправедливо, хотя приглашений было очень много. 
- А как же шоу в Праге, Будапеште, в которых вам запретил участвовать ИСУ? 
- Прежде всего хотел бы сказать, что я откатался на Кубке России в Москве без той уверенности, которая была у меня раньше, потому что не был подготовлен к этому турниру на 100 процентов. А подготовка должна была пройти именно на коммерческих стартах, в том числе и в Праге. Я уже приехал в Чехию. Дожидался своего выступления, когда поступил запрет из ИСУ. Представьте: зал заполнен до предела - на трибунах 15 тысяч зрителей, а я не катаюсь! Во-первых, теряю свое лицо, хоть это и не зависит от меня. Во-вторых, подставляю своего партнера, с которым у меня контракт. Мне было очень стыдно, когда я выходил на сцену без коньков. Говорю зрителям: "Я просто не могу кататься". 15 тысяч кричат: "Объясни, почему?" Конечно, это ужасно! Такой удар был мощнейший. Но организаторы здесь ни при чем. Это не их вина… 
- Можно понять логику чиновников. Вроде бы вы болеете и в то же время в состоянии выступать. 
- Да, как я уже сказал, была справка, что у меня проблемы со здоровьем. Но в моей объяснительной записке говорилось, что я буду кататься на показательных выступлениях без сложных элементов. И ни на одном представлении я не сделал прыжка в четыре оборота. 
- Считаете, что теперь ИСУ начнет на вас давить? 
- Прекрасно отдаю себе отчет в том, что у меня очень много врагов. Я готов к бою со всеми. 
- Сейчас поступает много исков от болельщиков, не дождавшихся ваших выступлений в Праге, в адрес организаторов шоу. Они, в свою очередь, говорят, что если будет суд, то все претензии переадресуют вам. 
- Что ж, пускай переадресовывают. В этой жизни я ничего не боюсь. 
НА ПЛЮЩЕНКО ПОДАДУТ В СУД? 
Агент Евгения Плющенко Ари Закарян: 
- Я не думаю, что выдвинут иск против Жени, потому что организаторы шоу очень тесно с ним сотрудничают. И вряд ли они предпримут какие-то шаги против него, хотя юридически могут это сделать, чтобы защитить себя. Впрочем, поживем увидим, но мы надеемся на лучшее. В Праге Плющенко не назвал зрителям причину отказа от выступлений. Дело в том, что в тот момент ситуация была очень сильно накалена. Я, к примеру, стоял в окружении шести человек, которые буквально контролировали каждый мой шаг. Трудно было предугадать реакцию зала: гул и недовольство доносились из каждого угла. А на Жене вообще лица не было. Деньги, которых он лишился, не выйдя на лед, тут ни при чем. Он приехал выступать для зрителей, это его работа. А ему не дали… Следующий старт у Плющенко 3 декабря в Детройте в полупрофессиональном турнире серии "Про-эм". А в показательных выступлениях он, может быть, стартует 26 декабря в Москве. И то, если это будет санкционировано национальной федерацией фигурного катания. 
ОТ КИРКОРОВА - РОЗЫ, ОТ МАТВИЕНКО - SMS, ОТ РОДИТЕЛЕЙ - ПАРА АЛЯСКИНСКИХ МАЛАМУТОВ 
После короткой программы Плющенко пришел поздравить с выступлением Филипп Киркоров. Он стоял за кулисами с букетом, наверное, более чем из ста шикарных красных роз в меховой шапке-треухе. А после поднялся с Женей и на пресс-конференцию. Певец и спортсмен познакомились в США, где Киркоров гастролировал со своим мюзиклом "Чикаго", а Плющенко катался в коммерческом туре. 
- С победой меня также поздравила Валентина Ивановна Матвиенко, губернатор Санкт-Петербурга, приславшая SMS по мобильному телефону, - сказал Плющенко. - А самый замечательный подарок сделали мои родители. Они подарили мне двух собак, мальчика и девочку, аляскинских маламутов, очень похожих на волков. (Аляскинский маламут - мощная собака крепкого телосложения с глубокой грудью и сильным, компактным, но не слишком коротким телом, с густым, грубым покровным волосом. Маламуты покладисты и преданы хозяину. - Прим. Д.С.) Пока я в разъездах, за ними будут ухаживать мама с папой, которые не работают. Я настоял на том, что им уже пора отдыхать. В свое время они очень много трудились, поставили меня на ноги, поэтому теперь я буду помогать им до конца жизни. 
ЛИЧНОЕ ДЕЛО 
Евгений Плющенко 
Родился 3 ноября 1982 года в пос. Солнечный Хабаровского края. Рост 175 см. Серебряный призер Олимпийских игр 2002 г. Чемпион мира 2001, 2003/04 гг. Чемпион Европы 2000/01, 2003 гг. Тренер: Алексей Мишин. Хобби: музыка, танцы, компьютерные игры. Живет в Санкт-Петербурге.