Сезон 2000-2001 (Часть 6)

 САМОЕ ТРУДНОЕ - НИЧЕГО НЕ ДЕЛАТЬ 


"Десница" 18 апреля 2001 

Третий год подряд чуть ли не все престижные соревнования в мужском одиночном катании сводятся к соперничеству Евгения Плющенко и Алексея Ягудина. Так сложилось и на чемпионате мира в Ванкувере. В последнее время Плющенко, без преувеличения, абсолютно лучший фигурист планеты. А ведь Евгений еще совсем молод. 

- Еще мальчишкой вы переехали из родного Волгограда в Санкт-Петербург. Как отнеслись родители к тому, что сын так рано и резко сменил "прописку"? 

- Так получилось, что местная школа фигурного катания неожиданно закрылась. Но именно в тот момент я начал заметно прогрессировать: стали удаваться сложные прыжки и комбинации на льду. На семейном совете решили, что мне нужно продолжить занятия самостоятельно в Питере. И вот представьте: в 11 лет мне пришлось с прежним тренером отправиться в незнакомый Петербург. 

- Однако материнское сердце не выдержало разлуки с сыном - спустя год она вновь стала опекать вас. Почему этого нельзя было сделать раньше? 

- По простой причине - не было денег. После моего отъезда родители стали чрезвычайно напряженно трудиться, возвращаясь домой по сути только для сна. И мама смогла приехать ко мне. 

- Кто из родных располагает наибольшим влиянием на вас? И не только когда речь идет о фигурном катании? 

- Безусловно, мама. Мы очень сильно привязаны друг к другу... 

- Какое место в вашей жизни занимает фигурное катание? 

- С ним никто и ничто не может сравниться. Пока. Мне кажется, без фигурного катания я ничего из себя не представляю в околоспортивной жизни. В межсезонье я ненадолго приезжал в Волгоград: было очень тяжело ничего не делать целую неделю. 

- Ваш главный оппонент на льду? 

- Прежде всего я сам (смеется). И только потом остальные соперники во главе с Ягудиным. 
__________________________________________________________________________________

КОЕ-ЧТО О ПОЛЬЗЕ НАРОДНЫХ ПРИМЕТ 



"Утро Петербурга" №13/2001
Алексей Дудин 

Фигурное катание на сегодняшний день - едва ли не единственный вид спорта, где питерские мастера находятся на ведущих ролях. Последний, так сказать, бастион... 

И в этом контексте победа 18-летнего петербуржца Евгения Плющенко на чемпионате мира в Ванкувере - явление особенно приятное. Еще и потому, что Женя трижды, начиная с 1998 года, был близок к завоеванию этого титула, но всякий раз удача отворачивалась. И вот, наконец, высота взята. 

Конечно, хотелось бы порасспросить самого Евгения о перипетиях борьбы на канадском льду, однако новоиспеченного чемпиона мира сразу по окончании турнира "ангажировал" Тур Тома Коллинза, а потому отдуваться за своего ученика на "Пресс-клубе", организованном "Радио Балтика", пришлось заслуженному тренеру России Алексею Мишину. 

- Я давно об этом мечтал, - признался Мишин, - и реально представлял, что Женя должен выиграть титул чемпиона мира. Уже в прошлом году он был сильнейшим фигуристом планеты. Но не чемпионом мира. Поэтому то, что Женя выиграл в Ванкувере, не стало для меня сюрпризом. А вот тот сценарий, по которому проходила борьба в мужском одиночном катании, оказался непредсказуемым: трудно было предположить, что Леша Ягудин будет так неудачно кататься в квалификации... 

Безусловно, журналистов интересовало, какие же рецепты помогли Плющенко победить своего извечного соперника, что такого "этакого" придумал Маэстро Мишин? 

- Вы знаете, во-первых, я разрешил ему расти. Я разрешил ему взрослеть. Я разрешил ему становиться более мужественным. Мы шли, и сейчас идем, чувствую, в правильном направлении. И в творческом, и в чисто техническом аспекте. Я прохладно отношусь к общефизической подготовке, считаю, что фигурист должен быть "спецмеханизмом", скаковой лошадью, а не тяжеловозом, который на ВДНХ сдвинул 35 тонн на 100 метров. Мы делаем из Жени фигуриста, а не культуриста. 

Алексей Николаевич открыл еще один секрет, касающийся успеха Жени в Ванкувере. Оказывается, сработала "народная примета". Когда в прошлом году накануне чемпионата мира домой к лидеру сезона Евгению Плющенко нагрянула бригада телевизионщиков за интервью, это привело к печальным последствиям: в Ницце Женя неожиданно проиграл борьбу за титул. 

И теперь, когда перед самым чемпионатом-2001 в Питер приехала немецкая съемочная группа что бы взять интервью "в домашних условиях", - Женя вежливо ответил отказом. И выиграл главный старт сезона... 

__________________________________________________________________________________


АЛЕКСЕЙ МИШИН: ТАНЦЫ - ЭТО ЯРКИЙ ПУСТОЙ РЮКЗАК НА СПИНЕ ФИГУРНОГО КАТАНИЯ 


"Невское время" 31 мая 2001
Алексей Васильев 

В 1969 году чемпионат СССР неожиданно для многих выиграла пара Москвина - Мишин. Неожиданно потому, что чуть ниже на пьедестале почета стояли великие дуэты: Белоусова - Протопопов и Роднина - Уланов. Тот успех Алексей Николаевич Мишин и сейчас вспоминает с особой теплотой, хотя в принципе в прошлое оглядываться не любит. Даже в свои 60, когда вроде бы чуть ли не полагается подводить какие-то итоги. Живет настоящим, тем более что имеет полное право им гордиться - чего стоят хотя бы две недавние победы его нынешнего ученика Евгения Плющенко на первенстве Европы в Братиславе и мировом чемпионате в Ванкувере. Да что там - из своих семи стартов в нынешнем сезоне 17-летний фигурист не проиграл вообще ни одного! И теперь перед ним и его учителем маячит одна цель - золото Солт-Лейк-Сити. Три года назад в Нагано олимпийская вершина покорилась Алексею Урманову, еще одному воспитаннику Мишина. Так что рецепт успеха на Играх тренер уже знает. 

Помешать тандему Мишин - Плющенко может, судя по всему, только Алексей Ягудин, ныне тренирующийся у Тамары Москвиной. Но вот парадокс: пока свои главные победы Леша одержал еще под руководством Алексея Николаевича. И получается, что с японской зимы 1998 года ученики Мишина не проиграли ни одного крупного турнира. Завидная стабильность результатов, похвастать которой в современном фигурном катании не может больше никто. 

Но несмотря на успех Плющенко в Канаде, мировое первенство оставило в душе его наставника странное впечатление: 

- По ходу чемпионата наблюдал забавную картину. Турнир, как и положено соревнованию такого ранга, постоянно был в центре внимания канадской прессы, освещался, что называется, "от и до". Но как?! На первой полосе весьма авторитетной "Глоб энд Мейл", например, чуть ли не каждый день красовались статьи о Ягудине с большими фотографиями - при том, что ему в этот раз очень тяжело было выиграть. Журналистка, которая писала эти материалы, по-видимому, болеет за Алексея и очень хотела, чтобы победил именно он. Ничего предосудительного в этом нет, но... читателю-то в результате рисовалась совсем не объективная картина. Девушка, мягко говоря, ежедневно лукавила и, по-моему, выглядела довольно смешно. Реверансы в сторону проигравшего посчитали своим долгом сделать и другие издания, а ведь безусловным лидером нынешнего сезона был Плющенко. Между прочим, еще одна уважаемая газета - "Ванкувер Сан" - назвала выступление Жени "симпли бриллиант" - просто блестящим, и очень странно, что именно вокруг бывшего чемпиона мира образовалась группа журналистов, спортивных деятелей, судей, которые его поддерживают всеми правдами и неправдами. Однако слова на качество прыжков не влияют. Этим людям стоит напомнить, что Плющенко на всех семи выигранных стартах неизменно получал и высший балл - шестерку. Соотношение побед в их личной дуэли с Ягудиным за два года: 10 - 1 в пользу Жени. Если бы в этот период появились другие сильные фигуристы, счет, думаю, был еще более убедительным. А вообще я горд, что за весь олимпийский цикл два моих ученика не проиграли ни одного серьезного турнира, хотя в Солт-Лейк-Сити им наверняка составят хорошую конкуренцию американцы - Тодд Элдридж и молодой Тимоти Гейбл. 

- С кем еще, помимо Плющенко, вы сейчас занимаетесь? 

- Я предпочитаю не набирать большие группы, хотя, если спортсмены не очень высокого класса, надо иметь возможность выбирать. Сейчас плотно работаю с ученицей Виктора Кудрявцева - Еленой Соколовой. К сожалению, не все поставленные задачи нам удалось решить в этом сезоне. Теперь ближайшая цель - успешно выступить на чемпионате России и попасть на зимние Игры. А там, кстати, ей будет легче, чем при отборе, - все-таки среди шести лучших фигуристок планеты будут сразу три представительницы нашей страны. Соответственно борьба за место в команде ожидается очень жесткая. Кроме Жени и Лены, уделяю также внимание Татьяне Басовой, Андрею Грязеву, Маше Бубенихиной, стараюсь помогать в работе с молодыми ребятишками супруге - Татьяне Николаевне Оленевой. 

- Если в парном катании и в мужском и женском одиночном мы достаточно крепко удерживаем завоеванные десятилетиями позиции, то в танцах дела куда хуже - российский дуэт Лобачева - Авербух едва цепляется за бронзу. В чем, по-вашему, причина наших неудач в этом виде? 

- Честно говоря, я отношусь к танцам как к красивому интересному зрелищу, не более. Показательные выступления, за которые дают медали, не содержащие какой-либо спортивной основы и не поддающиеся строгой оценке. Если говорить образно, то уже многие годы танцы представляют собой яркий пустой рюкзак на спине фигурного катания. Отсутствие четкой методики сравнения выступлений спортсменов создает нездоровую атмосферу, приводит к плохим взаимоотношениям между тренерами танцевальных дуэтов, а хуже всего то, что вся эта так называемая спортивная грязь переносится и на другие виды, где все чаще используются неблагородные приемы. 

- Раз уж заговорили об этом, не обойдем стороной тему судейства. Фигурное катание сегодня все чаще напоминает синхронное плавание: достаточно завоевать определенную репутацию, и даже при явном провале тебя все равно вытащат на призовое место. То есть добиться четкой, объективной оценки крайне сложно. Вы согласны? 

- Да, причем существует сразу несколько вариантов пагубного воздействия арбитров на итоговые результаты. Прежде всего это национальное пристрастие, хотя тут эффект может быть и обратным - оценки канадца Элвиса Стойко в Ванкувере тому подтверждение. Кроме того, участились случаи, когда на судей оказывают влияние агентские конторы, курирующие спортсмена, - как опосредованное (словесное), так и прямолинейное (финансовое). За хорошую сумму человек обычно закрывает глаза на некоторые вещи, особенно если он представляет бывшую союзную республику. Подобные тенденции к меркантилизации судейского корпуса наиболее опасны именно в танцах: ведь объяснить коллегам ту или иную оценку легче всего, опираясь не на профессиональные знания, а на чисто визуальную картину. 

- Каждый год проводится до десяти крупных соревнований по фигурному катанию. Причем в течение всего сезона спортсмены повторяют, за редким исключением, одну и ту же программу. Вам не кажется, что в таком количестве большие турниры стали утомлять и специалистов, и журналистов, и зрителей? 

- В этом вопросе я разделяю позицию президента Международной федерации фигурного катания Оттавио Чекванте, который предлагает к чемпионатам мира и Европы готовить разные короткие и произвольные программы. Вопрос обсуждали еще несколько лет назад, но окончательного решения принято не было. Кстати, Евгений Плющенко стал в этом году первым в истории фигуристом, исполнившим на одном турнире две совершенно различные "произволки" - имею в виду мировое первенство в Ванкувере. Публика и соперники по достоинству оценили наш смелый тактический ход. Кое-кого он даже надломил. 

- Поясните. 

- Причиной неудачи в квалификации главного конкурента Жени - Алексея Ягудина (два падения и лишь пятое место. - Прим. автора), как я считаю, стала тренировка перед началом соревнований, когда они встретились на катке лицом к лицу. Леша все элементы выполнял на пределе, не обладая достаточным набором сложных прыжков, чтобы соперничать с Плющенко. Даже программа была не совсем доработана. А тут еще мы подготовили сюрприз. Естественно, что в такой ситуации Ягудина постигла неудача. Удивило дальнейшее поведение моего бывшего ученика, пытавшегося скрасить горечь поражения надуманной травмой. Все фигуристы были здоровы, к таким поступкам я отношусь резко отрицательно. 

- До Солт-Лейк-Сити осталось меньше десяти месяцев. Затрагивая тему предстоящих зимних Игр, хотелось бы узнать ваше мнение по поводу деятельности Российской федерации фигурного катания. Что ожидает этот вид спорта, приносящий стране столько олимпийских медалей, в ближайшем будущем? 

- Я знаю, как работают на Западе, и могу сказать, что там частенько приходится сталкиваться с чудовищным непрофессионализмом: люди, далекие от фигурного катания, создают такие условия для своих спортсменов, которые просто мешают им прогрессировать. Немало слышу критических замечаний и в адрес нашей национальной федерации, ее руководителя Валентина Писеева, но подобные высказывания принадлежат людям, преследующим личные интересы. У нас существует хорошо развитая судейская комиссия, квалифицированный тренерский совет, административные подразделения высокого уровня - в общем, есть определенная система, и это уже хорошо. В 90-х годах выросла плеяда талантливых спортсменов. Тому же Плющенко всего 17 лет, он сможет принять участие в трех Олимпиадах. Поэтому я уверен в славном будущем отечественного фигурного катания. Нас ожидает еще не один громкий успех - вопреки всем мрачным прогнозам. 

__________________________________________________________________________________

ЕВГЕНИЙ ПЛЮЩЕНКО: МОИ ГЛАВНЫЙ
СОПЕРНИК - ЭТО Я САМ 


"WSport" 14 июня 2001
Инна Юрьева 

Единственный петербургский спортсмен, выигравший в сезоне 2000/2001 абсолютно все соревнования, в которых участвовал, по окончании этого триумфального сезона не дал питерским СМИ ни одного интервью. Сразу после чемпионата мира в Ванкувере и гениального показательного номера "Sex-bomb" редакторы готовы были пожертвовать чем угодно, лишь бы заполучить на страницы своих изданий Евгения Плющенко. Но пока Россия взахлеб говорила о чемпионе всего и вся, он катался по Америке с туром Коллинза. А потом спортивные журналисты переключились на футбол, в котором Россия двадцать какая-то, на хоккей, в котором наша сборная даже не вошла в призеры чемпионата мира... И сейчас Плющенко оказался как бы в тени, что, судя по всему, его нисколечко не тяготит. Все равно России спортивной, кроме, как Плющенко, гордиться некем. 

НАВСЕГДА В АМЕРИКУ НЕ СОБИРАЮСЬ 

- После чемпионата мира в российских СМИ не вышло с вами ни одного интервью. Неужели журналисты не обращались к вам с такой просьбой? 

- Люди ко мне обращались, но после чемпионата я ездил по Америке, потом вернулся и почти сразу поехал отдыхать в другой город. Приехал на днях и скоро опять уезжаю. 

- Про Ягудина уже говорят, что он непонятно кто, то ли русский, то ли американец. Скоро и Вы будете проводить в Америке большую часть времени? 

- А с чего вы взяли, что я уеду навсегда в Америку? Я пока перебираться туда не собираюсь. 

- Но там все же лучше условия для тренировок? 

- Я бы так не сказал. Сейчас в нашем "Юбилейном" - прекрасные условия. Тепло на льду, хороший лед. Но бывает, что заливщик, например, опоздал, что-то не сделал. Или бугры на льду или холодно. Бывает… но не всегда. Вот год назад или два года назад - был ужас - и холодно, и лед плохой… Сейчас хорошо. 

- Что поделываете сейчас в Питере, чем занимаетесь? 

- Отдыхаю, гуляю, хожу на дискотеки. Гуляю с собаками, их у меня две: американский бульдог и английский бульдог. 

- На дискотеки ходить не страшно? Сегодня в Питере идет операция "Невод", и всех молодых людей призывного возраста могут без лишних разговоров забирать в армию. 

- Меня не надо забирать, потому что я и так - в армии, служу в спортивном клубе армии. Я инструктор по физподготовке. Ну и потом хожу я всегда не один и если что-то такое случится, то за меня могут постоять другие люди. 

- Если здесь все хорошо, то почему вы уезжаете тренироваться в Америку? 

- Во-первых, не только в Америку, еще и в Испанию, Италию, Голландию. Там будут и показательные выступления и тренировки. Мы опробуем на зрителе новые, только что поставленные, программы. А потом, здесь, в Питере, в "Юбилейном" закрывается лед - дворец собираются ремонтировать, красить, машину новую делать. 

ПРЕЖДЕ МЕНЯ ПОДВОДИЛО ЖЕЛАНИЕ ПОБЕДИТЬ 

- Вы настолько изменились за последний год.. На смену очень талантливому ребенку пришел взрослый человек, вполне сформировавшийся спортсмен. Что стало иначе в сравнении с предыдущим сезоном, с неудачным чемпионатом мира, когда волнение Вас так подвело? 

- Там подвело не волнение, а сильное желание победить. Многие говорят, что я вырос. Думая, проявляется это прежде всего в том, что сейчас я выхожу на соревнования, не думая о победе, о медалях. Просто катаюсь, делаю свое дело. Получится - получится, не получится - выиграю в следующий раз. А в прошлом году я вообще испытывал страх перед каждым выступлением. Меня одолевало одно желание - победить, и это была ошибкой. 

- Но Алексей Николаевич Мишин, ваш тренер, наверное, и прежде тогда настраивал просто на хорошее катание, а не на то, что необходимо занимать обязательно первое место? 

- Сейчас совсем другой настрой. Я не хочу о нем говорить, но, поверьте, он совсем другой. Не как в прошлом году. 

- Извечное соперничество с Алексеем Ягудиным как-то влияет на ваше катание? Есть разница, перед вами он выступает, или после вас? 

- Сейчас мне все равно. Я думаю, у каждого фигуриста есть свой соперник. Вообще у меня есть много соперников, и это не только Ягудин. Алексей - очень сильный соперник, а что тогда сказать насчет Тода Элдриджа? Элдридж, я думаю, сильнее. И на последнем чемпионате мира он должен был становиться вторым, а никак не третьим. Об этом все говорят. 

- Но у него, вроде, сложности не хватило для высших оценок? 

- Я так не считаю. У Ягудина тоже были проблемы - например, флип он там делал с ошибкой... То есть я не хочу сказать, что Ягудин - мой главный соперник. Мой главный соперник - это я сам. 

- И давно это так? Наверняка, когда вы были помладше, тянулись за Ягудиным, старались опередить? 

- Было такое, когда мы начинали тренироваться, когда вместе катались у Алексея Николаевича. Всегда хотелось победить, быть первым. Сейчас по-другому, сейчас я соревнуюсь в первую очередь с собой, а уж потом со всеми остальными. 

ХОЧУ ОСВОИТЬ ВСЕ ЧЕТВЕРТНЫЕ ПРЫЖКИ 

- Сегодня среди учеников Мишина есть мальчики, которые могут в ближайшее время начать Вас понемногу поджимать? 

- Думаю, есть. И это вполне нормально. Но я буду также продолжать работать, чтобы меня никто не поджимал. 

- Во время ваших последних номеров создавалось впечатление, что Вы достигли предела человеческих возможностей. Чистое катание, красивое, сложность такая, которая никому и не снилась… Куда дальше идти? 

- У меня есть мечта, касающаяся чисто технической стороны фигурного катания. Хочу освоить все четверные прыжки. Пока на соревнованиях я исполнял лишь один четверной - тулуп. На тренировках уже выполняю несколько четверных, но хотелось бы и на соревнованиях делать все четверные. 

- И в каскадах тоже делать по несколько четверных? 

- Я считаю, что для меня сделать каскад четверных не составит никаких проблем. Физически это возможно. Фигурное катание не стоит на месте, спортсмены движутся вперед. Предела здесь нет, и, думаю, не будет. 

"SEX-BOMB" НЕ ДЕЛАЛСЯ СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ АМЕРИКИ 

- Новый показательный номер, культурист-стриптизер, готовился потому, что после Ванкувера вас ждало шоу Коллинза в Америке? 

- Нет, просто готовился номер. Предыдущему показательному номеру исполнилось уже год или полтора… Я считаю - надо иметь в запасе много номеров. 

- Как много номеров в программе "Тура Коллинза" выполняли участники? 

- По одному. 

- Чем отличаются американские шоу от того, что пытаются у нас сейчас делать? 

- У нас только начинают проводить такие выступления. Пока не очень получается, но я думаю, что это хорошая идея. 

- И чем все же они отличаются от обычного катания? 

- Во-первых, прежде всего - светом. Это сразу бросается в глаза. Там свет потрясающий - лучи, олимпийские значки, эмблемы фигурного катания, смотрится все это превосходно. Во-вторых - звуковое сопровождение, музыка -- там качество звука колоссальное... Сейчас фигурное катание именно в Петербурге становится более популярным, народ начал ходить на выступления. Вот, например, на этапе ИСУ Гран При народу был полный зал. Правда, я не видел, как тут получилось у Алексея Урманова, сколько пришло народу, говорят - не очень много... 

- Не очень. 

- Но уже то хорошо, что это делается. Я - "за"! Надо еще больше выступлений проводить. В Питере фигурное катание начало возрождаться. 

ЗА ОКЕАНОМ ЛЮДЕЙ НЕ ДАВЯТ, НО ГОВОРЯТ ПРО НИХ ГАДОСТИ 

- Много людей в Америке ходят на шоу? И кто это, в основном? 

- Много. Все ходят - женщины, девчонки, мальчишки - все ходят. 

- Интересно, по карману ли среднему американцу посетить выступление "Тура Коллинза"? 

- Судя по тому, кого я видел на трибунах - думаю, не очень дорого. 

- А что, на ваш взгляд, вообще в Америке не так, как у нас? 

- Что там не так?... Там есть уважение к другому человеку. Например, еще когда мне было 14 лет, я поехал на международные соревнования. Шел по улице, пересекал обычную дорогу - и все машины остановились, потому, что надо уступить дорогу пешеходу. Это было для меня шоком. Ведь здесь, в России, все просто несутся, сломя голову. Даже если пешеходы идут на зеленый свет, машины все равно несутся. 

- А как насчет отношений между людьми? 

- Я не хочу обижать американцев и не хочу обижать русских. У меня есть своя точка зрения. Например, когда американцы говорят с тобой - они смеются, а потом отворачиваются и могут сказать про тебя гадости. 

- Но это могут и русские... 

- Не спорю, но у американцев это как-то больше проявляется. Но не все такие. 

ОЛИМПИАДА - ЭТО СУПЕР, НО ЭТО ОБЫЧНЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ 

- Когда вы выиграли чемпионат страны, многие говорили: вот, впереди чемпионат Европы, посмотрим, что будет там. После чемпионата Европы приходилось слышать - вот, пусть Плющенко выиграет чемпионат мира. Сейчас, после Ванкувера они говорят - всему голова Олимпиада, вот если Плющенко выиграет ее, тогда он действительно - лучший. А вы как относитесь к предстоящим Играм в Солт-Лейк-Сити? Олимпиада в психологическом плане нависает над вами? 

- В 98-м году я не попал на Олимпиаду в Нагано, хотя должен был на нее поехать. Судьи меня не пустили - я должен был занять второе место на чемпионате России, но стал третьим. Тогда я очень переживал, и мне казалось, что Олимпиада - да, это все, это супер. Это действительно так - да, это - супер, но сейчас я понимаю, что Олимпиада - такие же соревнования, как чемпионат мира. По крайней мере, лично для меня. Я не хочу думать, что там что-то по-другому, что ответственность другая. Это такие же соревнования - точно так же нужно выйти и качественно выполнять и квалификацию, и короткую, и произвольную программы. 

- Алексей Николаевич недавно в интервью сказал, что вы успеете еще на трех Олимпиадах выступить… 

- Думаю, смогу и побольше покататься. Было бы желание и здоровье. 

__________________________________________________________________________________

ИНТЕРВЬЮ ЕВГЕНИЯ ПЛЮЩЕНКО 

Екатерина Кудрявцева, 2001 

Прошло первенство мира по фигурному катанию, на котором, ко всеобщему удивлению, победил не трёхкратный чемпион мира Алексей Ягудин, а чемпион Европы Евгений Плющенко. Своей ярчайшей победой 18-летний фигурист дал понять многим, что намерен быть первым и на предстоящих Олимпийских Играх в США, а ещё, что Санкт-Петербургская школа фигурного катания на сегодняшний день действительно лучшая на планете. Громко звучит, но зато правдиво! Наверняка, кто-то думает, что Женя зазнался и заболел "звёздной болезнью"... Спешу вас обрадовать, а кого-то и огорчить, что он отнюдь не подвержен этому недугу, ведь если бы он всё-таки был этим болен, разве согласился бы встретиться со мной и подробно рассказать о своём прошлом, настоящем, планах на будущее, о семье и друзьях, мечтах и девушках... Итак, вот что поведал Евгений, мило беседуя со мной в стенах родного ДС "Юбилейный".... 

- Место учёбы? 

- Институт им. Лесгафта 

- Отделение? 

- Тренерское. 

- Как удаётся совмещать учёбу и спорт? 

- Очень редко и практически невозможно, потому что сейчас идёт процесс подборки музыки, потом надо будет позаниматься на полу - надо разнашивать ботинки, естественно, пока не на льду, но на полу, потом уже надо делать костюмы… И это всё надо делать! А когда? Поэтому, нереально. 

- Завидуют ли однокурсники твоим спортивным достижениям? 

- Наверное, завидуют. Есть, наверно, зависть у кого-то. 

- Вместе со знаменитостью друзей прибавилось или убавилось? 

- У меня всегда было много друзей… не замечал. У меня есть друзья и товарищи, есть знакомые. Друзей то и не очень много, а знакомых много. 

- А если призовут в армию, ты пойдёшь служить? 

- Думаю, если позовут, а что делать, пойду. Но вообще то, у меня спорт, надо завоёвывать для России медали, Олимпиады, чемпионаты мира… 

- А слабо сделать номер на гимн Российской Федерации? 

- Не слабо, я думаю, почему нет? 

- А это разрешено? 

- Надо поговорить! 

- С кем тебя чаще всего сравнивают, и на кого хотелось бы быть похожим? 

- Не знаю, с кем сравнивают, а быть похожим… Раньше всегда хотелось быть похожим на Виктора Петренко, а сейчас остаться таким же, какой я есть. 

- Тебя не мучает звёздная болезнь? 

- Я спокоен к этому. 

- А что, по-твоему, - звёздная болезнь? 

- Звёздная болезнь - это когда начинаешь не замечать людей и считаешь, что ты - король и лучше всех. Просто надо опуститься на землю и ходить по земле, общаться и … быть человеком! 

- В детстве ты однажды заявил маме, что обязательно станешь чемпионом мира. Теперь ты им стал. Какие планы на будущее? 

- Сейчас одна цель осталась - олимпийская медаль. Если я её выиграю, то всё начнётся заново. 

- Что тебя сегодня больше всего волнует? 

- Здоровье моих родителей. 

- Побеждая на престижных соревнованиях, ты думаешь о какой-то личной выгоде или о том, что поднимаешь статус города, страны… 

- Во-первых, конечно, для себя. И, естественно, Россию надо продвигать вперёд. 

- Когда ты станешь тренером, то будешь тренировать российских спортсменов или уедешь за границу, потому что там больше платят? 

- Я ещё об этом не думал, не забегал вперёд. Передо мной сейчас цель - выиграть олимпийскую медаль, а потом уже буду думать. Ещё лет 10 покатаюсь! 

- Тебе не бывает обидно, когда твои коллеги-студенты после занятий или сдачи экзаменов идут отдыхать, а тебе надо идти на тренировку? 

- Тренироваться - это, прежде всего, моя работа. Это не просто для прикола. А погулять я могу в выходные дни, когда у меня нет тренировок, с удовольствием выйду куда-нибудь и погуляю. 

- Тебя часто узнают на улицах? 

- Да, меня узнают…стали узнавать. 

- Как ты относишься к своим поклонницам? 

- Классно, мне это очень нравится! С удовольствием, здорово! 

- Когда тебе приходят от них послания с адресами и телефонами, ты отвечаешь на такие записки? 

- Нет, я не отвечаю на такие записки, потому что сейчас дружить с девушкой не то, чтобы рано, просто нет времени. 

- То есть, для тебя важнее карьера, а потом уже всё остальное? 

- Первым делом самолёты! 

- Тебе лишь 18 лет, а своими выступлениями ты, пожалуй, заработал на всю оставшуюся жизнь. Как ты тратишь тысячи долларов? 

- У меня большая семья: родители, сестра, племянница… Помогаю им, потому что никто в моей семье на работает. Я сказал им: "Вы своё отработали!" Они в своё время мне очень многое дали, и поэтому я хочу, чтобы они отдыхали. 

- Ты когда-нибудь мечтал уехать за границу навсегда? 

- Нет, никогда не мечтал, потому что я очень часто там бываю. У меня было такое желание уехать в Америку, но когда я прожил там около двух недель, я сказал: "Нет, я лучше буду жить в России". В нашем ДС "Юбилейный" всё есть: хороший лёд, хорошие условия, зал. Мне больше ничего не надо, а в Америке лучше условия не будут. И тренер у меня великолепный, я от него никогда не уйду. 

- О чём ты мечтаешь? 

- Первое, это олимпийская медаль, второе, это… быть с родителями. Они для меня на первом месте. 

- Твои самое большое разочарование и радость? 

- Разочарование у меня было одно, когда я стал на чемпионате мира четвёртым, но я сразу же забыл это. Успех - это, прежде всего, чемпионат мира в этом году. 

- Ты любишь азартные игры? 

- Да, я люблю азартные игры. 

- Играешь? 

- Нечасто, но играю. 

- Какой вид спорта тебе нравится, кроме фигурного катания? 

- Очень много: футбол, хоккей, теннис… 

- За какие команды болеешь? 

- По хоккею - Детройт и Нью Джерси. В футболе такой команды нет, но я болею за "Зенит", когда он играет. Я так удивился, когда приехал из Америки, и мне сказали, что "Зенит" идёт на втором месте. Как на втором? Обычно то седьмой, то восьмой, хотя могут играть очень хорошо. Не знаю, почему играют очень плохо?.. Но не всегда, поэтому, я очень удивился, что они вторые. 

- И вообще, ты желаешь "Зениту" успеха? 

- Безусловно. Я желаю успеха всем! 

- Ты считаешь, что добился успеха, потому что в тебя много вложили или потому, что от тебя была большая отдача? 

- В меня очень много вложили. Это мама, тренер, какая-то специальная работа… 

- Никогда не было желания бросить? 

- Было желание, и я бросал фигурное катание раза два. Бросал, не ходил где-то недели две. 

- В каком возрасте ты осознал, что фигурное катание - всё для тебя, что это твой хлеб? 

- В 11 лет. 

- Были ли из-за этого проблемы в школе? 

- Проблемы всегда были. Но начались они, конечно, когда в 11 лет я приехал из Волгограда в Петербург, один, без родителей. На тренировке Алексей Николаевич заставлял меня заниматься, следил за мной, а в школе учителя не могли заставить. Я, естественно, прогуливал, мог не сделать домашнее задание… Не было контроля. Была неуспеваемость, потому что тренировки 2 раза в день, хореография,ОФП... Не получалось! 

- Какой для тебя идеал девушки? 

- Главное, чтоб человек хороший был! Не важно, красавица, нe красавица, высокая, или худая… Всё равно, главное, чтобы в общении была хорошим человеком. 

- Бывает ли такое, чтобы ты знакомился с девушками на улице? 

- Если мне нравится девушка, я знакомлюсь. Но я не думаю об этом, некогда. 

- Вы с Алексеем Ягудиным больше друзья или соперники? 

- Мы никогда не были друзьями, соперники, конечно. На льду - соперники. А по жизни я ни с кем не соперничаю, мне нечего в своей жизни делить: ни деньги, ни хороших девчонок, никого, а фигурное катание - это медали. Каждый из нас старается сделать что-то лучше, победить. На льду я борюсь со всеми, даже с друзьями. 

- То есть, вы с ним и воюете? 

- На льду мы воюем, а снял коньки, вышел со льда - разговаривай, общайся, пей пиво, делай всё, что хочешь! 

- Бывают ли у тебя специальные диеты? 

- У меня есть свой вес, за которым я слежу, но диеты нет. Если я прибавлю килограмм - два, я послежу за едой и легко сброшу. 

- Что бы ты пожелал читателям газеты? 

- Здоровья! 

- Для тебя это самое важное? 

- Для меня это главное. Мне было 14 лет, и у меня были соревнования в СКК. Пришло где-то 15 тысяч зрителей, а я не мог кататься: вышел на тренировку, мне защемило спину и я не мог сделать ни прыжка, а финал должен был быть примерно через 4 часа. Я, естественно, без тренировки, ходить не могу, меня на носилки, повезли к доктору, сделали укол, и я без тренировки катался на соревнованиях. Это было тяжело, но я сделал всё через боль, которая была страшная! И потом я лечился целый год, но всё равно выступал. И сейчас, уже прошло 4 года, но травма даёт о себе знать. Главное - здоровье, а остальное купим! Любви побольше, удачи! Удачи!
__________________________________________________________________________________

МАЭСТРО БАЛЕТА ВЫХОДИТ НА ЛЁД 


"Мир танца" 2001
Борис Ходоровский 

Поклонники фигурного катания, равно как и специалисты, отметили явный прогресс Евгения Плющенко в плане артистизма. Сам чемпион мира и Европы, отдавая должное своему прежнему хореографу Евгению Сережникову считает это результатом сотрудничества с Давидом Авдышем. Только за две программы сильнейшего фигуриста 2000 года питерский маэстро заслуживает высшего, по меркам фигурного катания, балла - 6.0. А ведь Авдыш успел еще выпустить в Мюзик-Холле, где он является главным хореографом, новый спектакль "Маскарад". Премьера, состоявшаяся в апреле, высоко оценена критиками и публикой. Естественно, что такой человек, как Давид Авдыш, не мог не заинтересовать журнал "Мир Танца". 

КОМСОМОЛ - МОЯ СУДЬБА 

- Приходилось ли вам ставить классические балеты? 

- Конечно. Я ведь окончил с отличием отделение хореографии Ленинградской консерватории. На сцене Оперной студии поставил "Петрушку" и детский балет "Муха-цокотуха", которые шли достаточно долго. А потом - простой. Очень неприятное для любого балетного человека время, когда ты оказываешься невостребованным. 

- Именно это и привело вас в варьете? 

- Ленинградское варьете "Бригантина", где я начинал, было одним из первых в Союзе. Это, конечно, особый жанр. Отсутствие сценографии и декораций, маленькая площадка сужали возможности. И тем не менее нужно было ставить миниатюры, которые привлекали бы публику. Правда, был момент, когда мне удалось вернуться к классике. Я поставил в Омском музыкальном театре "Тщетную предосторожность" и "Легенду о Тиле". Меня должны были назначить главным балетмейстером, но почему-то не сложилось. Основным местом работы стало знаменитое на всю страну варьете "Тройка". Параллельно ставил программы звездам эстрады. Помните "Джоконду" Валерия Леонтьева? Был даже балетмейстером на съезде комсомола в 1986 году вместе с Бoрисом Эйфманом. Именно после этой акции предложения посыпались одно за другим. 

- В ленинградском варьете танцевали выпускницы Вагановского училища? 

- Их было процентов 15, не больше: тех, кто не хотел уезжать по распределению на периферию, а устроиться в Мариинку или Малый оперный не мог. В основном в варьете танцевали выпускницы хореографической студии Мюзик-Холла. Приходили девочки из ДК Горького, где была прекрасная детская школа. А в конце 80-х пошла плеяда из Института культуры, Высшей профсоюзной школы культуры и даже Института физкультуры им. Лесгафта. 

- С кем работать было сложнее? 

- Однозначно трудно ответить. Сейчас в "Тройке" прима - выпускница Киевского хореографического училища. Я ее все время в театр сватаю, а она не хочет. Почему, даже не знаю. Из Лесгафта приходили гимнастки-художницы. Только единицам из них не требовалась шлифовка. С осталььными нужно было работать год-два, чтоб сделать их артистками. 

ПУТЬ НА ЛЁД УКАЗАЛА "ЗМЕЯ" 

- Как началось сотрудничество с фигуристами? 

- Посодействовал Артур Дмитриев. Вообще занятная история получилась. В свое время мы гастролировали больше года в Канаде, где были признаны лучшим шоу. Времена были непростые, и 19 человек из труппы "Тройки" решили в поисках лучшей жизни остаться там. В том числе исполнители номера. "Дрессировщик и змея", который у североамериканской публики шёл на ура. Знаете, такая простенькая композиция, в которой участвуют мощный атлет и гибкая маленькая девочка. Впереди были гастроли в США, и импресарио требовал, чтобы этот номер обязательно присутствовал в программе. Срочно пришлось искать новых исполнителей. "Дрессировщик" нашелся в Институте им. Лесгафта: то ли метатель диска, то ли толкатель ядра. Громадный паренек с oгpoмной грудной клеткой и, на наше счастье, с актерской жилкой. "3меёй" стала известная гимнастка Taня Дручинина. Тогда Артур еще не был на ней женат, но дело к этому шло. Дмитриев заинтересовался нашей работой и пригласил поставить произвольную программу, которую он вместе с Татьяной Мишкутенок делал к Олимпиаде в Лнллехаммере. В принципе элементы и шаги были уже готовы, и мне, по выражению Тамары Москвиной, предстояло ее "украсить". Вообще мало кто знает, что к олимпийскому "серебру" Лиллехаммера я в какой-то мере прнчастен. Даже для Алексея Мишина это стало откровением. 

- Специфику работы на льду ощутили сразу? 

- Дело в том, что это был не первый мой опыт. Мне нравилось экспериментировать в разных жанрах. Когда лет 15 назад Константин Рассадин стал главным хореографом Ленинградского балета на льду, он предложил мне поставить несколько номеров. Я, естественно, взялся и... показал полную профнепригодность. Именно в силу незнания специфики фигурного катания. По привычке что-то показывал артистам, а они утверждали, что конек при этом будет скользить в другую сторону и выполнить эти движения в принципе невозможно. Я провозился достаточно долго и бросил эту затею. Вернулся же в фигурное катание только благодаря Артуру. Он человек колоссальной творческой энергии, и с ним не возникало "проблемы льда". Показываешь ему, а он делает, как ему удобнее, и все получается. 

- Вместе с Артуром Дмитриевым вы ставили программы украинскому фигуристу Вячеславу Загороднюку. Как распределялись роли в вашем трио? 

- Я был ведущим, Слава раскидывал элементы, а Артур мог предложить музыку, мог усложнить какие-то шаги. Однако он не был особенно активен. В целом же получалось совсем неплохо. 

- А в трио с Евгением Плющенко и Алексеем Мишиным? 

- Здесь мое слово последнее. Не в смысле - решающее, а по ходу обсуждения. Иногда стоишь у бортика, а Алексей Николаевич подходит и говорит: "Ну что, давайте сменим ручку". Тут Женя кричит: "Зачем что-то менять? Уже все нормально! Мне так удобно!" Но приходится менять. Это, конечно, безумие, но работать с Мишиным и Плющенко очень интересно. Должен сказать, для поднятия материального благосостояния мне приходилось ставить программы и в Америке. Причем спортсменам достаточно приличного уровня. Но вот это совсем неинтересно. То ли дело, когда работаешь с настоящим мастером и яркой личностью. 

- Есть ли отличия в постановке программ для одиночников и для парников? 

- Это две разные дисциплины. Дуэты все-таки ближе к балету. Там есть поддержки, и мне проще проявить свои профессиональные навыки. А у одиночников больше "специфики льда". (В свое время Тамара Москвина использовала меня сугубо как балетмейстера. Я делал свою работу, не вникая в спортивные нюансы.) С Мишиным сотрудничество строится на иных принципаx. Он окунает меня в эту специфику заставляет разрабатывать какие-то шаги, придумывать элементы. Я не хочу этого, но разве Алексею Николаевичу можно отказать? 

- В одном из интервью Плющенко утверждал, что вы по совместительству выполняете еще и роль тренера по ОФП... 

- Есть такой момент. Мне, с одной стороны, пригодился опыт варьете, а с другой - спортивные пристрастия. Я ведь занимался греко-римской борьбой и даже в танцевальный коллектив в детстве пошел, чтобы достичь успехов на ковре. Родители лапшу на уши навешали: "Будешь танцевать - станешь гибким, будешь бороться хорошо". Даже после хореографического училища я еще около полутора лет ходил в борцовскую секцию. И весь этот коктейль я подаю Жене, акцентируя внимание на тех моментах, которые ему будут полезны. 

- Вы могли бы самостоятельно, без помощи наставника-профессионала, поставить программу для фигуриста? 

- Каюсь, я делаю это. Может быть, безобразно. Это не моя работа. Но за нее хорошо платят. Не в России - в Америке. 

ХОРЕОГРАФАМИ РОЖДАЮТСЯ 

- В свое время в ГИТИСе было открыто отделение ледовых хореографов. Можно ли научиться этой профессии? 

- Когда я был студентом Ленинградской консерватории, на хореографическом отделении вместе с танцовщиками занимался известный фигурист Алексей Уланов, первый партнер Ирины Родниной. Мы на него смотрели как на пришельца с Марса. С точки зрения людей балета, он был абсолютно не скоординирован. И сам, наверное, это понимал. Походив немного на лекции, Алексей исчез из нашего поля зрения. Учились у нас и супруги Яковлевы, которые сейчас успешно работают с командой по синхронному плаванию "Парадиз". Что они почерпнули, не знаю. Ледовой подготовки ведь у нас не было. Возможно, в ГИТИСе как раз учитывали "специфику льда". 

- Как относятся в Мюзик-холле к вашим "изменам" с фигурным катанием? 

- Великолепно. Радуются победам Женьки так же искренне, как и я. К сожалению, на театральной сцене я делаю гораздо меньше, чем мог бы. Все упирается в деньги. Вот выпустили "Маскарад", а дальше? Снова простой. 

- А в фигурном катании подобные проблемы не возникают? 

- К сожалению, возникают. Я ведь, кроме Женьки, ни с кем больше не занимаюсь. Разве что Артуру Дмитриеву с Оксаной Казаковой иногда ставлю новые номера для профессионального шоу. 

- А в шоу Дмитриева, которое, увы, блистательно провалилось в Питере, вы разве не поучаствовали? 

- Ставил финал. Провал же был неизбежен. К подобному действу зрителей надо приучать. Показательные выступления, на которые публика валом валит - это другое. Им предшествуют соревнования, накал страстей. А шоу живет по своим законам. 

- Почему вы не ставите программы в танцах на льду? 

- Не приглашают. Я ведь "герой невидимого фронта", и ведущие мастера могут просто не догадываться о моем существовании. 

СПОРТ ПРЕЖДЕ ВСЕГО 

- Танец на льду - это спорт? 

- Безусловно, только в последнее время он стал каким-то пресным. Раньше мне очень нравились состязания танцоров. Были личности, были настоящие находки. Сейчас все по-другому. Отсутствует элемент риска, трюковое начало. У мужчин ведь не только прыжки, но и вращения, шаги - все смотрится по-другому, более динамично. 

- Если бы программу танцорам ставил и регулярно появлялся у бортика хореограф уровня Бориса Эйфмана, оценки спортсменов были бы выше? 

- Не знаю. Все зависит от программы. Естественно, Борис Яковлевич- истинный профессионал и поставил бы классную композицию. Но ведь многие хореографы брались за "ледовый дивертисмент", а вот получалось далеко не у всех. 

- Как вы относитесь к программам, в которых фигуристы воплощают на льду известные балетные образы? 

- В прошлом году Мишин настаивал на "Дон Кихоте". Даже компоновку элементов сделал, но Женька встал на дыбы и сказал: "Нет!!!" Уж больно избитая тема. Мне совсем не понравились программы, с которыми выступала в последнем сезоне Ирина Слуцкая. Кармен, Китри - настолько затертые образы, что к ним надо подходить неординарно. Особенно такой талантливой девочке, как Слуцкая. Это 15-летняя американка может автоматически перенести балетные движения героини "Дон Кихота" на лед, получить призовые - и все. Чемпионка Европы и потенциальная претендентка на высший олимпийский титул должна придумать что-то поинтереснее. 

- По какому пути, на ваш взгляд, будет развиваться фигурное катание? 

- Мне кажется, что в случае упора на хореографию оно придет в упадок. Это спорт, и спортивное начало должно интересовать зрителей в первую очередь. Настроение, эмоции, одухотворенность - уже вторичны. 

- Не получится ли в этом случае, что на первые роли выйдут китайцы, у которых техника безупречна, а хореографии просто нет? 

- Не могу согласиться с подобным утверждением. Когда катается китайская пара Ксю Шен - Хонгбо Джао (на чемпионате мира в Ванкувере они заняли третье место. - Прим. авт.), у меня не возникает ощущения, что они бездушны. Я чувствую очень сильную энергетику. Может быть, она просто недоступна людям европейского воспитания, и мы ее не понимаем! 

- Согласны ли вы с утверждением, что фигуристы, прибавляя в артистизме, теряют в технике? 

- Нет. Только владея безупречной техникой, можно вложить в движения душу. Здесь очень важно оставить эмоции на десерт. Спортсмену должно быть комфортно на льду, он должен быть свежим, иметь силы для выполнения элементов даже в финале программ! Именно для этих целей служит хореография. 

- У вас есть объяснение срыв Плющенко в Ницце на чемпионате мира-2000, когда он уверенно шел на золотую медаль, а в итоге остался вообще без награды? 

- Меня там не было, но мы подробно потом анализировали этот срыв. Женя просто завелся как мальчишка. Сорвав один элемент, он с необъяснимым упорством пытался вставить его в другое место программы. Женю словно заклинило. Нужно сделать - и все тут. 

- На сцене подобное случается? 

- Нет. Там все-таки действо прoисходит в рамках либретто. Настоящий артист, даже сорвав элемент, не покажет виду. Неискушенная публика порой даже не замечает огрехов.