—езон 2002-2003 („асть 6)

 «ќЋќ“ќ —ќЅ»–јё, ∆≈Ќ— »≈ —≈–ƒ÷ј ѕќ ќ–яё 



"√азета.Ru" 2 марта 2003
 онстантин Ѕ€льский 

Ћегкость, с которой воспитанник јлексе€ ћишина ≈вгений ѕлющенко выигрывает все турниры нынешнего сезона, обманчива. 

ћеньше трудитьс€ на тренировках ≈вгений не стал, и его нисколько не смущает то обсто€тельство, что нынче не участвует в любительских соревновани€х јлексей ягудин. 

- Ёто раньше дл€ мен€ было принципиально важно опередить јлексе€, - сказал свежеиспеченный победитель финала √ран-при корреспонденту "√азеты.Ru". - —ейчас дл€ мен€ важнее откатать свою программу без помарок, доказать, что € расту с каждым соревнованием. 

-¬ нынешнем сезоне вы стали больше работать над хореографией? 

- Ќа этом насто€л мой тренер. ƒа и уровень хореографов, с которыми мы сейчас сотрудничаем, настолько высок, что приходитс€ серьезно заниматьс€ не только на льду, но и у балетного станка. 

-Ёто т€жело? 

- ‘игурное катание - вообще не сама€ проста€ работа. ƒаже музыку дл€ произвольной программы нынешнего сезона и костюмы мы выбирали со всей тщательностью.  омпозитор »горь  орнелюк сделал, наверное, больше двух дес€тков аранжировок своей песни из известного сериала, пока нашел нужную. » все это врем€ мы работали вместе с ним. 

- Ќужно ли обращать внимание на подобные мелочи, когда в нынешнем сезоне ваше преимущество очевидно? 

- ѕросто необходимо. Ќельз€ топтатьс€ на месте. ¬едь и француз Ѕриан ∆убер, и наши реб€та, и китайские спортсмены способны прибавить. 

-  ак вы относитесь к тому, что в программу ∆убера фактически без изменений вставлены элементы из олимпийских композиций јлексе€ ягудина? 

- Ћюба€ копи€ хуже оригинала. ј вообще-то, этот вопрос нужно адресовать самому ∆уберу. 

-  ак на вас вли€ет поддержка публики? 

- —амым положительным образом. ¬сегда при€тно выступать в заполненных до отказа залах. Ёмоциональный настрой болельщиков передаетс€ фигуристам. 

- ѕравда ли, что на нынешний финал √ран-при приехали ваши поклонницы из €понского фан-клуба? 

- ќни практически на все соревновани€ езд€т. ѕричем это не девчонки лет 16-18-и, а вполне солидные дамы. ќни дежур€т в гостинице и у служебных выходов, чтобы в очередной раз сфотографироватьс€ и получить автограф. Ќекоторые даже летом в —анкт-ѕетербург прилетают, мы с ними ужинаем. 

- ј кто сама€ преданна€ ваша поклонница? 

- ≈стественно, мама. 

-  ак вы относитесь к тому, что вас называют покорителем женских сердец? 

- ќтношусь хорошо, сердца покор€ю. 

__________________________________________________________________________________

јЋ≈ —≈… ћ»Ў»Ќ: »ћ»ƒ∆ Ћ”„Ў≈ ¬—≈√ќ ќ—¬≈ўј≈“—я ЅЋ≈— ќћ ћ≈ƒјЋ≈… 



"—порт-Ёкспресс" 3 марта 2003
≈лена ¬айцеховска€ 

јлексей ћишин оказалс€ единственным тренером, который пришел в зал пресс-конференций вместе с учеником. » сразу же нарвалс€ на почтительный вопрос на русском €зыке €понского корреспондента: "¬ы самый большой специалист в прыжках. —кажите, когда мужчины начнут исполн€ть п€тикратное вращение в воздухе?" 

“ренер слегка опешил, но тут же нашелс€: 

- ѕомните времена, когда легкоатлеты прыгали в высоту с бамбуковым шестом? ќ шести метрах тогда было даже рассуждать смешно. ј сейчас такие результаты - нормальное €вление. ƒл€ прыжка в п€ть оборотов нужны услови€. »ли совершенно ина€ техника вращени€, или кака€-то нова€ модификаци€ ботинок, лезвий. 

ѕодождав, когда ћишин освободитс€ от массового допроса, € решила продолжить техническую тему: 

- “е, кто побывал в дни финала "√ран-при" в "ёбилейном", где вы с ѕлющенко посто€нно тренируетесь, заметили, что качество льда на тренировочном катке оставл€ет, м€гко говор€, желать лучшего. Ёто трудности, которые закал€ют характер, либо совершенно недопустимые услови€ дл€ подготовки фигуриста высочайшего уровн€? 

- —пасибо за вопрос. ƒаже не представл€ете, насколько он злободневен. ћногие, правда, считают, что, пусти фигуриста на хороший лед после плохого, он непременно начнет кататьс€ лучше. Ќа самом деле тренироватьс€ желательно в тех же услови€х, в которых проход€т выступлени€. ѕлохой лед создает немало проблем вплоть до риска получить совершенно непредсказуемую травму. я искренне благодарен руководству "ёбилейного", которое предоставл€ет нам возможность работать столько, сколько мы считаем нужным, но проблемы со льдом гораздо серьезнее, чем можно себе представить.  стати, могу попросить вас об одолжении? 

-  онечно. 

- ќчень хотелось бы, чтобы вы отметили работу композитора »гор€  орнелюка, под музыку которого ∆ен€ катаетс€ в произвольной программе. ћногие, знаю, говорили, что эта музыка - не бог весть какой шедевр. —лышать это довольно обидно. я, кстати, сначала был против такого выбора. Ќо ∆ен€ насто€л. —казал, что музыка не просто ему нравитс€, а "ведет", он ее чувствует. Ёто очень сильный довод. ƒалеко не всегда у фигуриста возникает подобное ощущение. Ќе надо забывать, что наша первостепенна€ задача - кататьс€ на победу. ј не на собственный имидж. ќт всех, с кем € сотрудничаю, требую ставить во главу угла именно эту цель. »мидж лучше всего освещаетс€ блеском медалей. 

-  ак профессионал, работающий на победу, вы просто об€заны держать в поле зрени€ соперников. —реди тех, кто сейчас выступает, видите фигуристов, которых вашему ученику стоит опасатьс€ всерьез? 

- ≈сли скажу: да, - вы сразу спросите: кто? ј € не готов конкретизировать. 

- ј если € не спрошу: кто? 

- “огда € скажу: да.
__________________________________________________________________________________

6 "Ў≈—“≈–ќ " ¬ ѕ»“≈–≈! 



"—порт-Ёкспресс" 3 марта 2003
≈лена ¬айцеховска€ 

“акого вдохновенного катани€ в исполнении ≈вгени€ ѕлющенко не видели давно. ‘антастический по красоте каскад 4+3+3 в начале программы словно перечеркнул все проблемы последнего года, которые начались с того момента, когда он упал в четверном прыжке на олимпийском льду —олт-Ћейк-—ити. ¬ субботний вечер в —анкт-ѕетербурге, ката€сь под непрерывный рев родных трибун, фигурист был неотразим. 

» дело не только в технической сложности. ’от€, безусловно, в ней тоже. «наменитый каскад не покор€лс€ ѕлющенко на столь представительных турнирах так давно, что породил некий скептицизм. «десь же помимо каскада последовала цела€ россыпь прыжков, но, как ни странно, и они не казались самоцелью. “ак, наверное, выгл€дит истинное вдохновение. » разве можно даже самыми высокими баллами оценить бесценный шедевр мастера? 

Ћегко предположить, как сильно на прот€жении предыдущих стартов раздражали ѕлющенко бесконечные рассуждени€ о том, что, оставшись единоличным лидером после ухода јлексе€ ягудина, он не в состо€нии предложить зрител€м прежнюю остроту зрелища. ¬ субботу фигурист заставил публику позабыть все разговоры на эту тему. » традиционные плакаты самоотверженных поклонников ягудина, кочевавшие с начала сезона по всем турнирам, пожалуй, впервые не выгл€дели уместными. 

¬ тот момент, когда зал взорвалс€ восторгом вместе с финальным аккордом, вспомнила, как ѕлющенко сказал однажды: "я не очень люблю общатьс€ с журналистами. √ораздо лучше могу рассказать о себе, наход€сь на льду. “ам € такой, как есть. » не нужно выбирать слова, чтобы убедить людей в своей искренности". 
__________________________________________________________________________________

ЅјЌƒ»“— »… ѕ≈“≈–Ѕ”–√ 



"—оветский спорт" 3 марта 2003
—ергей ÷иммерман 

Ќова€ произвольна€ композици€ ≈вгени€ ѕлющенко на музыку из кинофильма "Ѕандитский ѕетербург", с которой фигурист зан€л первое место на чемпионате ≈вропы в ћальме, а теперь и в финале "√ран-при", произвела насто€щий фурор. ћузыка, костюм, элементы ультра-си и, конечно, сам ∆ен€ предстали перед публикой одним целым. 

 орреспонденту "—оветского спорта" удалось загл€нуть в св€та€ св€тых этой программы. “очнее, узнать, как и где она рождалась. 

"Ёту программу, которую мы посв€тили трехсотлетию любимого мной ѕетербурга, € чувствую буквально изнутри. ћожет быть, именно в этом ее секрет?" - говорил после выступлени€ ≈вгений ѕлющенко. ¬прочем, он и его тренер јлексей ћишин тут же признали, что без тех людей, которые помогали ее сделать, успех был бы невозможен. "¬се они насто€щие профессионалы. ј еще - трудоголики", - улыбаетс€ ∆ен€. ќт себ€ добавим - все они имеют непосредственное отношение к —еверной столице, где собственно и рождалась композици€.  

 ќ–Ќ≈Ћё  ѕ≈–≈ƒ≈Ћџ¬јЋ ћ≈Ћќƒ»ё ѕя“№ –ј« 

ƒо работы над "Ѕандитским ѕетербургом" ни ≈вгений ѕлющенко, ни его тренер јлексей ћишин с известным питерским певцом и композитором »горем  орнелюком знакомы не были. Ѕолее того, впервые они по€вились у  орнелюка прошлой весной. "ѕричем мне тогда показалось, что јлексей Ќиколаевич отнесс€ ко мне с некоторым недоверием. ¬едь насколько € успел пон€ть, делать новую программу на мою музыку хотел, не он, а ∆ен€", - вспоминает композитор. 

"я ему и –ахманинова предлагал, и ѕаганини, но ∆ен€ стоит на своем – ваша музыка и все тут", - не без скептицизма выложил композитору ћишин. "¬прочем, когда мы приступили к работе он довольно скоро "отта€л", - продолжает композитор. 

ќднако, вз€вшись за дело, он и не предполагал, кака€ работенка ему предстоит. „его только стоили просьбы јлексе€ Ќиколаевича "удлинить" или "укоротить" тот или иной фрагмент, поскольку "тут ∆ене не хватает времени, чтобы дойти дорожку, там у него сбиваетс€ дыхание". "„естно говор€, как можно сделать мелодию на несколько секунд длиннее или короче € себе представл€л довольно слабо, поскольку с таким отношением к музыке столкнулс€ впервые", - улыбаетс€ композитор. ќднако когда процесс стопорилс€, јлексей Ќиколаевич и ∆ен€ сами приходили »горю на помощь. ѕричем довольно необычным способом – тренер просил своего ученика… станцевать перед композитором пр€мо у него в студии. "ќт ∆ени исходили такие импульсы, что все тут же становилось на свои места", - продолжает автор музыки. 

Ќо даже несмотр€ на подобные "лекарства", »горю  орнелюку пришлось несладко. 

"ѕонимаете, € ненавижу переделывать старое – мне легче новое написать", - восклицает композитор. ¬ данном же случае это приходилось делать регул€рно. 

Ќа п€тый раз он не выдержал и уже дал себе честное слово, что больше ничего переделывать не будет, "хоть вы мен€ режьте", но тут снова по€вилс€ јлексей Ќиколаевич и сказал, что все просто идеально. Ѕолее того, ∆ене еще никогда не приходилось кататьс€ под столь "удобную" музыку. 

"ј  ј  ” ¬ј— ’ќƒя“?" 

¬о врем€ работы над новой программой ≈вгени€ ѕлющенко с миром фигурного катани€ впервые соприкоснулс€ не только »горь  орнелюк, но и артист и хореограф ћариинского театра  ирилл —имонов, кстати, практически не общающиес€ с прессой. Ќо дл€ "—оветского спорта" он сделал исключение. 

ѕредложение ћишина и ѕлющенко о сотрудничестве у —имонова вызвало вполне объ€снимую настороженность - ведь до сих пор он работал только в балете. "я даже не представл€л себе, как они там на льду "ход€т", а не то что танцуют", - рассказывает  ирилл. » хот€ уже совсем скоро он начал понимать что к чему, но некоторые вещи его по-прежнему пугали. "ќсобенно когда € сделал один из вариантов программы, но тут оказалось, что в нее вкраплена куча прыжков. ¬ итоге половина моей работы не пригодилась и мне с непривычки даже стало обидно, - вспоминает хореограф. -   тому же јлексей ћишин посто€нно подвергал сомнению каждую часть программы и частенько заставл€л ее переделывать. «лило это страшно. ¬ какой-то момент € даже зарекс€, что в фигурное катание больше ни ногой. » только потом пон€л, поправл€€ какие-то куски, ћишин смотрел в корень, то есть он сразу прикидывал, как они станут смотретьс€ в программе, когда она будет готова целиком. Ќо тогда это надо было пережить. Ѕлаго и сам ∆ен€ посто€нно что-то придумывал и не бо€лс€ экспериментировать", - признает  ирилл. 

 стати, за выступлением ∆ени он следил как зритель. "Ёто потр€сающий актер с потр€сающей пластикой, которую не часто встретишь даже в балете. Ќо мне кажетс€, что он может выступать еще лучше", - считает хореограф. 

2166  јћЌ≈… 

„то же касаетс€ костюма, то его дл€ ∆ени сделали в одной из петербургских фирм, в продукции которой, к слову, выступала добра€ половина участников. 

— ѕлющенко в этом смысле костюмерам повезло гораздо больше. —отруднице фирмы Ќаташе, чей эскиз понравилс€ фигуристу и его тренеру больше всего, представилась возможность лично наблюдать за тренировками ∆ени, что значительно облегчило задачу. 

¬прочем, как рассказали нам сотрудники фирмы, јлексей ћишин переживал не только за эстетику, но и за функциональность костюма. Ќа нем, например, не должно быть складок, особенно сзади - иначе есть риск повредить спину во врем€ выполнени€ сложных элементов из-за повышенной аэродинамики. 

Ќо самой сложной частью костюма ≈вгени€ ѕлющенко стали камни от "—варовски", усе€вшие весь нар€д и придающие ему особый блеск. ¬сего их набралось ни много ни мало, а 2166 штук. » каждый надо было приклеить вручную! 

__________________________________________________________________________________

ѕЋёў≈Ќ ќ Ќ≈ ’ќ„≈“ ѕќ »ƒј“№ ѕ»“≈– 



"ƒни.–у" 4 марта 2003 

¬з€ть интервью у чемпиона мира и ≈вропы по фигурному катанию ≈вгени€ ѕлющенко оказалось делом непростым. ¬о врем€ соревнований не прин€то тревожить спортсменов, поэтому вс€ надежда на заключительный день турнира, когда все выход€т на показательные выступлени€.  азалось бы - катаешьс€ в свое удовольствие, значит, не надо выкладыватьс€ на тренировке. Ќо… 

— раннего утра ѕлющенко разминалс€ в вестибюле Ћедового ƒворца в —анкт-ѕетербурге, где стал победителем финала "√ран-при". ѕричем, на лице его застыло такое серьезное выражение лица, как будто готовилс€ он не к показательному номеру (а ∆ен€ исполнил знаменитый "Sex bomb" и вариацию на тему произвольной программы "√ород, которого нет"  орнелюка), а как минимум к решающему старту сезона. 

Ќо вот ≈вгений присел на стул, и корреспондент "ƒней.–у" попытала счасть€: "∆ен€, всего пара вопросов". 

"»звините, перед выходом на лед € не даю интервью", - последовал вежливый отказ. 

¬прочем, это не звездный каприз молодого фигуриста. ∆ен€, еще будучи малоизвестным подростком, предпочитал отмалчиватьс€. Ѕолее того, "обет молчани€" он давал недели за две до ответственного старта. 

"∆ене нужно готовитьс€, - тут же подошел ко мне тренер фигуриста јлексей Ќиколаевич ћишин. - Ќо € отвечу за него. “ы потом напишешь, что это ѕлющенко отвечал, - вновь сострил великий тренер. - “ак какие вопросы?". 

- јлексей Ќиколаевич, как возникла иде€ сделать программу на музыку  орнелюка? 

- ∆ен€ слушал музыку дл€ себ€. » она ему понравилась. Ќо мы начинали работать над другой музыкой, одного гениального композитора.  акого? Ќе скажу, потому что не исключаю, что это будет программа следующего года.
“ак вот, та музыка не прижилась, а »гор€  орнелюка - прижилась. ∆ен€ сразу сказал, что чувствует ее. Ёто и не удивительно, ведь его музыка - народна€. 

-  аким образом вы с ним работали? 

- «наете, ведь кроме художественных моментов существуют и технические. ≈го мастерство оказалось столь высоким, что он совместил эти вещи. —овместил свой музыкальный гений с чисто технологическими нашими запросами. 

-  аким образом вы вообще на него вышли? 

- „ерез Ёдвальда —мирнова, его знакомого и нашего хореографа. ћы пошли, поговорили, и  орнелюк вз€лс€. Ѕескорыстно нам помог. 

- »горь был знаком с ∆еней? ¬идел, как он катаетс€? 

-  онечно, он знал ∆еню. ѕотому что в наше врем€ только слепой его не знает. 

- ќкончательный вариант рождалс€ сложно? 

- Ќе с первого раза он выдал аранжировку не потому, что он плохой композитор. ѕросто задачи были нестандартные. 

- ∆ен€ комбинацию 4+3+3 в этом сезоне успешно исполнил дважды. » оба раза в –оссии. –одные стены помогли? 

- Ёто трудна€ комбинаци€. » не стены, а его талант и трудолюбие ему помогают. » правильна€ техника. 

- ѕочему же помогает только здесь? 

- “ак задумано. 

- Ћюдмила Ѕелоусова и ќлег ѕротопопов признались, что ∆ен€ им нравитс€, и они его считают гениальным фигуристом… 

- ѕолностью с ними согласен. ћы вышли из одной раздевалки с ќлегом и Ћюдмилой, и они мне об этом сказали. Ќаверное, ∆ен€ аккумулирует все то лучшее, что накопилось в ленинградском, петербургском фигурном катании. “е традиции, которые шли от них и от более ранних фигуристов. 

- Ћично с ∆еней они пообщались? 

- ∆ен€ лично с ними не знаком. Ќо он знаком с их искусством. ѕотому что это передавалось от Ѕелоусовой - ѕротопопова к ћишину, от ћишина к ∆ене. 
Ёто все - ѕетербург, творени€ ћонферана, –астрелли… ћы любим наш город и не хотим его покидать. 

- ј есть предпосылки к тому, чтобы вы его покинули? 

- ћы не хотим его покидать. ’от€ есть масса других городов, которые относ€тс€ более доброжелательно и конструктивно и к спортивным моментам, и к жизни ∆ени. ∆изни непростой. 

__________________________________________________________________________________


≈¬√≈Ќ»… ЌјЎ≈√ќ ¬–≈ћ≈Ќ»
ѕлющенко в ѕитере убрал всех конкурентов 


"ћосковский комсомолец" 4 марта 2003
»рина —тепанцева 

“ри потр€сени€ за короткое врем€ финала √ран-при по фигурному катанию в ѕетербурге. ѕервое - непосредственно к финалу отношени€ не имеющее: Ћюдмила Ѕелоусова и ќлег ѕротопопов, представленные публике в качестве почетных гостей, все-таки вышли на лед "ёбилейного"! » скажу только одно - если мы с вами в семидес€тилетнем возрасте будем так ходить, как они сегодн€ катаютс€, можно за светлую старость не волноватьс€. ѕотр€сение второе и третье - »рина —луцка€ и ≈вгений ѕлющенко! 

»рина —луцка€ не выиграла финал, уступив первое место американской фигуристке —аше  оэн, которую тренирует “ать€на “арасова. "“акие талантливые фигуристы, как  оэн, приход€т очень редко, приблизительно раз в п€тнадцать лет. я работаю со спортсменами тридцать седьмой сезон, и за всю историю женского одиночного катани€ на мен€, наверное, столь же сильное впечатление, как —аша, произвели только американка ƒжанет Ћинн и украинка ќксана Ѕаюл. “еперь вот —аша", - это говорит “арасова. —ама же —аша уже не в первый раз убеждает журналистов в том, что талант - это всего лишь какие-то проценты успеха. ѕричем по сравнению с вкладываемым в победу трудом - жалкие проценты, "наверное, даже меньше дес€ти..." ¬ ѕитере —аша каталась красиво и энергично, хот€ это было ее первое участие в финале √ран-при.  ак вс€ка€ американка,  оэн отличаетс€ крепкой нервной системой. 

—Ћ”÷ јя: "я Ќ≈ ѕ–ќ»√–јЋј. ј ѕ–ќ—“ќ ¬–≈ћ≈ЌЌќ ”—“”ѕ»Ћј —јЎ≈ —¬ќ® ћ≈—“ќ..."

»ра —луцка€ проиграла  оэн два вида программы из трех (короткую и вторую произвольную). Ёто - если смотреть по результатам. ј если по жизни... 

¬о врем€ финала у »рины т€жело заболела мама, котора€ приехала в ѕитер посмотреть на соревновани€. ќна была в срочном пор€дке госпитализирована с очень серьезным диагнозом. “е несколько журналистов, кто знал об этом, просто преклон€лись перед мужеством спортсменки, котора€ не только не сн€лась с соревнований, а, наход€сь в стрессовом состо€нии, все же очень близка была к победе. 

Ќа итоговой пресс-конференции »рина не стала объ€сн€ть свой проигрыш тем, что случилось. ¬от единственное, что она позволила себе сказать: "«а эти дни € пон€ла, что фигурное катание не сама€ важна€ часть моей жизни". Ѕолее того, даже когда ее спросили: а что случилось-то? - она сказала, что хотела бы это оставить при себе. 

» в этом - характер —луцкой.  ак и в том, что на вопрос, как она расценивает свое поражение, »ра ответила: "ј почему сразу поражение? ¬чера у мен€ был перехлест эмоций, св€занный с личными делами, а сегодн€ эти эмоции выходили. ¬от и все. я просто временно уступила —аше свое место". 

Ћично €, никогда не забыва€ о том, что в спорте всегда важен результат, а не причины, которые помешали его добитьс€, все-таки уверена в том, что »ра действительно только временно уступила первое место. ѕотому что даже в такой т€желой дл€ себ€ жизненной ситуации она не только не сдалась, но могла и победить. 

ѕЋёў≈Ќ ќ: "я » «ј “≈’Ќ» ” ’ќ„” 6,0"

ѕобеда ≈вгени€ ѕлющенко в ѕитере с шестью оценками 6,0 - просто триумф. » сама€ главна€ ценность этой победы в том, что одержана она была при, м€гко говор€, отсутствии какой-либо конкуренции. ј четче выража€сь: второе и третье места р€дом с ѕлющенко - это как нормальные седьмое-восьмое. —удите сами - когда проще боротьс€?  огда соперники подстегивают и дышат в затылок или когда они еле дышат, бор€сь с собой? 

—ложнейший каскад, который блест€ще исполнил ∆ен€ в начале программы - 4-3-3, - заставил аплодировать и в очередной раз недоумевать. ѕоследнее чувство было св€зано с тем, что утром, перед феерическим выступлением ѕлющенко, пришлось увидеть лед "ёбилейного", на котором ∆ен€ тренируетс€. Ќесколько раз € не удержалась и во избежание ошибок переспросила местных коллег: "ќн что, действительно катаетс€ вот на этом льду?" "ƒействительно", - с гордостью за ѕлющенко подтвердили коллеги. 

≈сли бы этот лед видели американские фигуристы... 

- ћы очень благодарны руководству "ёбилейного", - говорит тренер јлексей ћишин, - за то, что дают нам возможность тренироватьс€ столько, сколько надо. Ќо проблемы качества льда намного серьезнее, чем могут кому-то показатьс€. Ќаверное, кто-то и сочтет, что, если после плохого льда фигуриста выпустить на отличный, он будет там просто летать. Ёто ошибка. ѕлохой лед помимо всего прочего - это и непредсказуемые травмы. „то дл€ фигуристов такого уровн€ просто недопустимо. 

¬ ѕитере насто€щий герой нашего времени ѕлющенко продемонстрировал какой-то запредельный уровень своего катани€, при этом очень смешно прокомментировал "шестерочный" рекорд: "¬о-первых, у мен€ на тренировках бывают прокаты и получше, а во-вторых, € и за технику хочу 6,0!" 

 стати, программа ≈вгени€ на известную по фильму "Ѕандитский ѕетербург" музыку »гор€  орнелюка заставила ∆еню поборотьс€ даже с тренером. ћишин был против этой музыки и настаивал на других вариантах. ∆ен€ же уперс€ намертво: "ќна мен€ просто ведет, € ее чувствую!" » в ѕетербурге тренер сн€л ушанку (в которой расхаживал по Ћедовому дворцу) перед настойчивостью ученика и работой композитора, публично признав их общую правоту: "∆ен€ насто€л на своем и был прав, и очень обидно бывает слышать, что музыка  орнелюка не бог весть какой шедевр! ¬ы только что все видели сами..." 

¬идели. ѕлющенко убрал всех с дороги к пьедесталу (причем к пьедесталу не только питерскому) "по-бандитски" - расчетливо, жестко и не оставл€€ следов, то есть даже мелких погрешностей. 

ЋќЅј„®¬ј-ј¬≈–Ѕ”’: ¬ѕ≈–≈ƒ» - ј“ј ј ¬јЎ»Ќ√“ќЌј!

ѕобеда »рины Ћобачевой и »льи јвербуха в танцах не вызывала сомнений ни у кого даже до начала турнира.  ата€сь последний год, они делают это столь вдохновенно и с такой уверенностью лидеров, что публика (кстати, огромный дворец был заполнен зрител€ми почти полностью) просто ревела от восторга во врем€ их забойного рок-н-ролла. „емпионы мира €вно готовы отстаивать свой титул в ¬ашингтоне, и, похоже, их не очень смущают разговоры о том, что атаковать ¬ашингтон планируют и неудачники ќлимпиады - канадцы Ўэ-Ћинн Ѕурн и ¬иктор  раатц. "— ними можно боротьс€", - кратко комментирует разговоры »ль€. 

ј вот победа “ать€ны “отьм€ниной и ћаксима ћаринина над чемпионами мира - китайским дуэтом Ўень —юе - „жао ’унбо - из разр€да дорогих побед. ¬ последнее врем€ китайцы катались очень стабильно.  огда они не допускают ошибок - выиграть у них практически невозможно: столь сильны они технически. Ќо в ѕитере они сорвали все три программы. „ем, несомненно, посе€ли неуверенность в самих себе и показали соперникам, что не так уж и страшны. ѕравда, китайска€ машина умеет выруливать из самых сложных кризисов (даже из гриппа, настигшего пару в ѕетербурге). » возможно, такой проигрыш им был просто необходим дл€ того, чтобы цепл€тьс€ за победу с эмоци€ми раненого звер€. ј раненый зверь, как известно, гораздо опаснее разнеженного и спокойного. 

„ерез три недели чемпионат мира в ¬ашингтоне. ≈сли, конечно, он состоитс€ и не вмешаетс€ война. ѕосле сент€брьских событий в јмерике был отменен чемпионат мира по борьбе. ѕока же президент Ѕуш объ€вил о том, что он будет присутствовать на чемпионате лично. ’от€ и тренерам, и спортсменам тревожно. ѕереносить чемпионат в другое место уже поздно. ѕереносить только по срокам не позвол€т многие факторы - и пик формы, на который спортсмены готовы выйти именно к чемпионату, и контракты с ледовыми шоу...   борьбе за "золото" ¬ашингтона готовы многие. ‘инал в ѕетербурге показал, что –осси€ готова очень хорошо. 

__________________________________________________________________________________

ЋёЅќ¬№ Ќј Ћ№ƒ” 



"јргументы и ‘акты" є10, 5 марта 2003
ћари€ —убботина 

¬ минувший уикенд фигурист ≈вгений ѕлющенко, получив 6 высших оценок, блест€ще выиграл финал √ран-при в —анкт-ѕетербурге. “акого вдохновенного катани€ ѕлющенко публика не видела давно. Ѕольше всего этому радовались многочисленные его поклонницы. ј их у ∆ени больше, чем у кого-либо из фигуристов в мире. 

-  ата€сь, вы действительно испытываете сильные эмоции? 

- (—меетс€.) Ќу все-таки с теми эмоци€ми, которые, как бы это пом€гче сказать, испытываешь, когда любишь, € бы их не сравнивал. 

- Ќа льду вы стали гораздо романтичнее. »зменились с годами? 

- ћожет быть… ј может быть, когда-нибудь вернусь к прежнему образу. ∆изнь, если так можно выразитьс€, - колебательный процесс. 

- ѕосле соревнований и просто тренировок часто замечаешь вас в окружении толпы молодых поклонниц. ћногие звезды спорта говор€т, что такое повышенное внимание к ним только раздражает… 

- (—меетс€.) »ногда, действительно, девчонки мен€ мучают. 

- ¬ы победили на чемпионате ≈вропы в ћальме. ћежду тем ваше катание нельз€ было назвать идеальным: достаточно вспомнить нелепое падение после каскада из четверного и тройного прыжков в короткой программе. 

- ¬от именно - нелепое! Ќу не должен был € там падать - после четверного приземлилс€ абсолютно нормально. ¬идимо, конек попал в €мку на льду, котора€ осталась после выступлени€ кого-то из тех, кто каталс€ до мен€. “ут организаторы виноваты… » еще. Ќе буду спорить с тем, что в ћальме € был не в идеальной форме. Ќо учтите, что за мес€ц до этого € сильно простудилс€, температура держалась под 39. ¬ общем, нормально тренироватьс€ долго не мог. 

- —ейчас вы уже отошли от неудач прошлого сезона, когда уступили основному и, похоже, единственному сопернику јлексею ягудину на ќлимпиаде? 

- ¬ы зр€ думаете, что каждое поражение дл€ мен€ - вселенска€ трагеди€. ¬ спорте ты об€зательно будешь и выигрывать, и проигрывать… ѕомните, и у ягудина были т€желые времена, когда он уступил очень многим - даже фигуристам вроде ћайкла ¬айсса. √арантии, что об€зательно победишь, нет ни у кого. 

- ѕризнайтесь, из-за того, что не выиграли ќлимпиаду, здорово расстроились? 

- –асстроилс€, конечно… Ќо у мен€ будут еще ќлимпиады. Ќадеюсь, что даже не одна, а две - через восемь лет мне ведь будет только 28. 

__________________________________________________________________________________

ƒЌ≈¬Ќќ… Ё —ѕ–≈—— 



¬ышел в эфир 7 марта 2003 

ѕ.„. ƒобрый день, уважаемые телезрители. ¬ эфире "ƒневной экспресс". ¬ студии ѕолина „ехова. ¬о-первых, € хочу поздравить всех женщин с наступившим уже днем 8 марта. » специально дл€ вас сегодн€ в нашей студии вас ожидает большой подарок. “ворческа€ встреча, но не с актерами, а со спортсменами. ѕозвольте, € пр€мо сейчас представлю наших гостей. ≈вгений ѕлющенко, чемпион мира по фигурному катанию и его тренер јлексей Ќиколаевич ћишин, заслуженный тренер –оссийской ‘едерации по фигурному катанию. ƒобрый день. «дравствуйте. »меет смысл, наверное, начать со старшего, јлексей Ќиколаевич, и все-таки поздравить в вашем лице или от вашего лица женщин. 

ј.Ќ.ћ. ƒумаю, это будет правильно. » мы с ∆еней присоедин€емс€ к этим поздравлени€м. ∆елаем всего хорошего нашим женщинам, здоровь€, счасть€, любви, весны, всего того, что они хот€т иметь. 

ѕ.„. ∆ен€, ну ладно, с вами мы тогда попозже разберемс€ по части поздравлений. я хочу вспомнить 1 марта. ¬ы стали победителем финала. ѕолучили финал √ран-ѕри. јбсолютно все, кто прежде видел ваш номер на музыку »гор€  орнелюка, в общем-то, задавал себе вопрос: "ѕочему именно эта композици€?" Ќикто не спорит, что она €рка€, удивительна€, но така€ знакова€, да, в определенном смысле. ѕочему была выбрана именно эта композици€? »ли, может быть, јлексей Ќиколаевич посоветовал? 

ј.Ќ.ћ. я бы начал ответ на этот вопрос. ƒело в том, что, вообще, думали несколько, было несколько версий на старте сезона, было несколько версий музыкального сопровождени€ произвольной программы. Ќу вот, и начали уже делать на другую музыку. ∆ен€ говорит: "„то-то € не чувствую". ¬от включает музыку  орнелюка, чувствует! "Ёта музыка мен€ ведет". » он ее нашел. ќн ее просто слушал как-то так, дл€ фона. ј она присоединилась, создала плацдарм дл€ хорошей мощной произвольной программы. 

≈.ѕ. Ќа самом деле, получилось так, почему мне понравилась музыка. я смотрел несколько раз "Ѕандитский ѕетербург", сериал. » потом, так получилось, что после „емпионата ћира мен€ пригласили в јмерику на 4 мес€ца. ¬ыступать в таком туре, в показательных выступлени€х 4 мес€ца. » там € случайно зашел в магазин и купил музыку "Ѕандитский ѕетербург"  орнелюка. » в автобусах, когда мы ездили… а мы ездили очень часто, и летали, и ездили на автобусах, по 7 часов по всей јмерике. ћы слушали с реб€тами эту музыку. » вот така€ была ностальги€ по –оссии, вот. „то € приехал, и мы встретились с јлексеем Ќиколаевичем, и € сказал, что мне эта музыка очень нравитс€ и нам надо сделать произвольную программу. 

ѕ.„. јлексей Ќиколаевич, вы как тренер и большой, в общем, спортсмен, скажите, пожалуйста, это очень важно эмоциональное состо€ние спортсмена, когда он работает номер? ¬се-таки, фигурное катание - это спорт, безусловно, но в нем есть не только элемент искусства, да? ћне кажетс€, искусства и спорта, здесь 50/50. » эмоциональный градус, с которым выходит спортсмен, он очень важен. »ли, в принципе, техничность может вз€ть верх, и здесь подвижность внутренн€€ не столько важна? ¬от то о чем ∆ен€ говорил: нравитс€/не нравитс€. 

ј.Ќ.ћ. «наете, были чемпионы, и чемпионы мира, у которых тот градус, о котором вы говорите, был представлен очень слабо. Ќо эти чемпионы не вошли в историю фигурного катани€. ј были спортсмены, которые не стали чемпионами, но которые благодар€ вот этому градусу, благодар€ такому своеобразному художественному видению мира, они не стали чемпионами высокого ранга. Ќо они вошли в историю.  ренстон, Ѕобрин, ќвчинников. Ёти имена, наверное, €вл€ютс€ теми символами, которые это художественное начало… у которых это художественное начало €вл€етс€ краеугольным камнем их творчества. » ∆ен€ из тех спортсменов, один из немногих спортсменов, прошлого и насто€щего, которые, дл€ которых вот этот эмоциональный настрой, художественное видение мира €вл€етс€ основой, не только дл€ создани€ образов, но даже и дл€ качественного выполнени€ других элементов. ѕотому что, высокий уровень эмоционального настро€, он друг и технического компонента. 

ѕ.„. Ќо, все-таки, помогает? 

ј.Ќ.ћ.  онечно. ќснова. ƒл€ него это основа. ¬ключаешь другую музыку, он говорит: "Ќе чувствую". „увствую/не чувствую. ј это важно. „увствует - идет. Ќе чувствует - стопор. 

ѕ.„. ∆ен€, вот трибуны. ¬ообще, вы танцуете, как правило, под непрерывный вой и рев трибун. ≈сли мы говорим о каких-то коллективных игровых видах спорта, как-то, футбол, хоккей, и так далее, то очень важно игрокам чувствовать мощную энергетическую поддержку своих болельщиков.  огда работаете вы и чувствуете, что практически через несколько метров от вас стена обожани€, понимани€, любви. »ли наоборот, если мы говорим там о ваших конкурентах, которые танцуют с вами же на этом льду и выход€т несколькими минутами позже или раньше. ƒл€ вас это важно или дл€ вас это не имеет никакого значени€? 

≈.ѕ. ¬ы знаете, дл€ мен€ это важно, потому что, когда ты выходишь… 

ѕ.„. ѕоддержка? 

≈.ѕ. ƒа, поддержка. Ѕезусловно, поддержка это…очень важно именно дл€ мен€, не знаю как дл€ других. ѕотому что € общалс€ с другими реб€тами, они говор€т: "Ќу вот, хлопают/не хлопают. ј € вот сконцентрировалс€ на себе, и все". я все вижу, все слышу. » мне при€тно, когда болельщики, зрители хлопают и помогают мне. я вместе с ними тогда начинаю кататьс€, танцевать. 

ѕ.„. ” вас же есть хореограф? ’ореограф отдельно от тренера существует в танцах? 

ј.Ќ.ћ. ¬ы знаете, на уровне высоких достижений очень трудно разделить хореографа, тренера, спортсмена, потому что все трое €вл€ютс€ соавторами. » €, пользу€сь случаем, пользу€сь вашим удачным вопросом, хочу вспомнить имена ¬алери€ ћихайловского, замечательного танцовщика и человека, который нам помог создать, на мой взгл€д, очень сильный по эмоциональному накалу номер на "јдажио" јльбинони. я хотел бы вспомнить  ирилла —имонова, недавнего постановщика "ўелкунчика" вместе с Ўем€киным. »нтересна€ работа. » здесь он, мне кажетс€, внес какую-то новую струю в ∆енино творчество. », конечно, Ёдварда —мирнова, который работает со мной уже давно, начина€ с Ћеши ”рманова. ќн создавал ќлимпийскую программу јлексе€ ”рманова. я хотел бы выразить большую признательность этим люд€м от себ€ и от имени ∆ени. ¬спомнить ≈вгени€ ƒмитриевича —ережникова, ƒавида јвдыша, всех тех людей, которые лепили художественное мастерство ∆ени ѕлющенко. 

ѕ.„. Ќо вот, јлексей Ќиколаевич, наверное, все-таки вопрос к вам, хот€, ∆ен€, наверное, и к вам тоже.  огда наблюдаешь за его работой, соответственно, это какой-то чемпионат, потому что на тренировках мы его просто не видим, и в работе повсюду наблюдаетс€ даже нека€ драматурги€. ƒа. “о есть выстраивание образа. ќб этом пишет критика, это замечают р€довые зрители, просто зрители, которые люб€т его катание. ¬от насколько важно?… “о есть можно выпестовать некий спектакль, образ. ≈сли мы говорим о российском катании сегодн€шнего дн€, вот эта драматичность или склонность к драматургии образа, она свойственна только нашим спортсменам или есть еще лидеры, если мы говорим о ≈вропе, јмерике. Ќо американцы мало веро€тно, все-таки, нет. ≈вропейские традиции сильны, ну и соответственно российские. 

ј.Ќ.ћ. Ќу, в вашем вопросе звучит ответ. я думаю, что все-таки российское фигурное катание, наше русское, бер€ дореволюционное, сейчас советское и российское фигурное катание. я думаю, что одной из наиболее €рких его черт, это было именно его художественна€ направленность, художественное видение образа. “о о чем вы говорите. я думаю, что, наверное, начина€ с Ѕелоусовой-ѕротопопва, с ѕахомовой-√оршкова, с ќвчинникова, шел этот настрой, это правильное видение задач фигурного катани€, задач исполнител€, фигуриста, как творца образа. я думаю, здесь, в насто€щее врем€, наверно, наше российское фигурное катание, вы правы, €вл€етс€ лидером в этом разделе. ’от€ прыгуны из  ита€, японии нам осложн€т эту задачу. 

ѕ.„. Ќо они всего ж навсего прыгуны. ћы же сейчас о другом аспекте. 

ј.Ќ.ћ. ѕрыгуны. Ќо вы знаете, мы должны держать ухо востро. Ќе впадать в какой-то… 

≈.ѕ. ¬ сп€чку не впадать. 

ј.Ќ.ћ. ¬ сп€чку не впадать. ѕравильный термин. 

ѕ.„. ∆ен€, много остаетс€ времени или наоборот, мало ли времени на какую-то просто личную жизнь, элементарно, книжку, ну почитать, с друзь€ми встретитьс€? 

≈.ѕ. Ѕезусловно, мало. Ќо все равно, пытаешьс€ успеть, пытаешьс€ разнообразить свою жизнь. 

ј.Ќ.ћ. ¬ы знаете, ƒжон Ћеннон сказал, что: "ћы вот строим свои планы, работаем и мимо нас проходит жизнь". ¬от это он, несмотр€ на то, что это великий человек, он сказал неправильно. 

ѕ.„. Ќеправильно? ¬ы не согласны с ним? 

ј.Ќ.ћ. Ќеправильно он сказал. ¬от жизнь ∆ени это…¬ чем заключаетс€ действительна€, реальна€ жизнь ∆ени? Ёто его тренировки, его новые программы, создание новых образов, его удачи, неудачи, его слезы, его радость. ¬от это его жизнь. ј если он сходил куда-то на дискотеку, поиграл в биль€рд или со мной в теннис выиграл/проиграл. Ёто такой маленький аспект, тоже аспект подготовки. ѕотому что вс€ жизнь спортсмена заключаетс€ в подготовке. ј подготовка состоит из двух частей: из тренировки и из отдыха. ¬от, отдых - это тоже элемент подготовки. ѕоэтому, если мы говорим о ∆ене, как о спортсмене, как о личности, это такой монолит, который, вообще-то, катаетс€ на коньках и где-то что-то еще р€дом происходит. ≈сли его семь€, его мама, папа, это тоже "фигуристы", это тоже члены его катательной фамилии. я, тренер, € тоже €вл€юсь, значит, одним из элементов всей этой колесницы, его девушка, его друзь€. Ёто все, вот это его жизнь. Ќельз€ раздел€ть: вот катаетс€ - это чемпион катаетс€, а потом он пошел на дискотеку - это не чемпион. Ёто все один и тот же человек, направленный… 

ѕ.„.  онечно, о чем говорить. 

ј.Ќ.ћ. …≈го колесница движетс€ правильным путем. я думаю… 

ѕ.„. ƒай Ѕог. Ќо почему, если "звезда" пришла на дискотеку, она не перестала быть от этого "звездой". Ќе важно, это "звезда" спорта или кино, или театра. Ќе суть. јктер остаетс€ актером, ну и так далее по списку.  омпозитор - человеком, который пишет музыку. јлексей Ќиколаевич, оп€ть же, вопрос к вам.  то-то из очень мудрых людей, мужчин, сказал, что все, что мужчина делает в своей жизни, он делает ради женщины. я хотела бы, чтобы вы прокомментировали. 

ј.Ќ.ћ. Ќаверное, это так. ћожет быть, только эти дела различаютс€. »ногда мужчина понимает, что он это делает дл€ женщины, а иногда он не понимает, но все равно, видимо, делает дл€ женщины. 

ѕ.„. ∆ен€, дл€ чего вы делаете то, что вы делаете? 

≈.ѕ. ƒл€ чего € делаю? Ќу, прежде всего дл€ зрителей. ¬торое, дл€ моих родителей, завоевываю, наверно, медали, вот. ѕотому что родители помогли, когда € был таким (показывает рукой), 4 годика мне было. » они мен€ отдали и сказали, что € должен кататьс€. », наверное, дл€ моего тренера, который тоже воспитывает мен€ по сегодн€шний день. 

ѕ.„. ’ороший ответ, на самом деле. я делаю дл€ мамы, дл€ папы, дл€ тренера. Ќо любой человек в профессии, если он хочет состо€тьс€, если он плодотворно трудитьс€, и в спорте, прежде всего, наверное, в спорте, он имеет какие-то амбиции. ¬от каковы ваши амбиции? ѕоймите мен€ правильно. я в более широком смысле задаю этот вопрос. ƒа. Ќе вз€ть там очередную медаль или не выступить на очередных соревновани€х, чемпионате и т.д. ¬от каковы ваши амбиции? 

ј.Ќ.ћ. ¬от он рассказывал, какие у него амбиции, мне рассказывал, какие у него амбиции. 

ѕ.„. ћожет быть, ∆ен€ сам, јлексей Ќиколаевич? Ќо € не возражаю, на самом деле. 

ј.Ќ.ћ. ћожет быть, он подтвердит, может быть, не подтвердит, может быть дополнит. ≈го амбици€, главна€ его задача, не выиграть медаль, может быть, даже какое-то количество медалей, а остатьс€ в истории фигурного катани€ именем €рким. ¬нести в фигурное катание что-то новое. Ќе просто завоевать медаль и так остатьс€, а тем, чтобы двинуть фигурное катание вперед и остатьс€ в его истории. 

≈.ѕ. Ќу, например, даже далеко как бы не надо уходить. —ейчас прошли соревновани€. ћы внесли новый вклад в фигурное катание, сделали новый каскад 4-3-3. ¬ истории этого еще, как бы, не было, и вот. 

ј.Ќ.ћ. Ёто вход в историю, потому что, победа на соревновани€х это очень важно, и каждый к этому стремитс€. Ќо если мерить жизнь человека высокими мерками, то, наверное, того же ƒжона Ћенонна надо мерить тем, что оно Beatles. Ќо вот и, наверное, войти в историю, такую же историю фигурного катани€, как Beatles вошли в историю музыкального искусства, наверное, в этом и заключаетс€ амбици€ ∆ени. 

ѕ.„. Ќу это достойное кредо, да, по жизни. јлексей Ќиколаевич, как вы относитесь к идее строительства в ѕетербурге академии фигурного катани€, котора€ была заложена в но€бре? 

ј.Ќ.ћ. Ќа некоторые вопросы, адресованные ∆ене, отвечал €. я думаю, сейчас будет разумно, если этот вопрос € переадресую ∆ене, потому что, все-таки, кататьс€, он катаетс€. 

ѕ.„. –ади Ѕога. 

≈.ѕ. Ѕезусловно… 

ѕ.„. Ќасколько вообще важно наличие этой академии в нашем городе? 

≈.ѕ. «наете, € приведу сейчас пример. ћы катаемс€ во ƒворце спорта "ёбилейный". ƒворец спорта "ёбилейный" переполнен детьми. “о есть не хватает льда, не хватает зала. ƒети разминаютс€, тренируютс€ где-то в фойе, где-то на полу, там холод. Ѕезусловно, — ј не очень хороший каток. Ёто правда. Ёто знают все. Ћед ужасный. » нам нужны, нам нужны дворцы, нам нужны такие академии, чтобы…ѕотому что люди хот€т заниматьс€ фигурным катанием. ≈сли сейчас посмотреть, сколько людей приходит на массовые катани€, вз€ть, например, на јптекарском лед. 

ѕ.„. ƒа, очень много. 

≈.ѕ. ќчень много, ужасно много народу ходит. »грают в хоккей и катаютс€ просто. Ѕезусловно, нам нужны дворцы. 

ј.Ќ.ћ. Ётот дворец будет не просто дворец. Ётот будет дворец, который будет концентрировать весь прошлый опыт, весь богатый опыт петербургского и ленинградского фигурного катани€ и опыт, наверное, и мирового фигурного катани€, опыт российского фигурного катани€. 

ѕ.„. Ќе означает ли это, что благодар€ этой јкадемии, если такова€ возникнет и будет развиватьс€, в будущем будут привлечены высокие имена спортсменов блистательных, может быть, в прошлом, которые сейчас ушли на тренерскую работу, уже в качестве тренеров, которые бы здесь работали с молодыми спортсменами или, может быть, с маленькими детьми? 

ј.Ќ.ћ. ¬ы знаете, у нас где-то около года назад произошло знаменательное событие. ” нас, наконец, по€вилась федераци€ фигурного катани€ на коньках. » ќлег јнатольевич Ќилов, президент нашей региональной федерации фигурного катани€ —еверо-запада –оссии, он депутат «ј —а, действительно оказывает нам реальную помощь дл€ того, чтобы дети перестали заниматьс€ на бетонном полу. ” нас лучше услови€ стали, лучше раздевалки, тренажерный зал строитс€. я думаю, что вот это его детище, а јкадеми€ это его детище, думаю, что это будет место, куда придут петербуржцы. » даже € сейчас не говорю о том, чтобы больше медалей завоевать, или как у нас в эпоху социализма: кажда€ медаль должна олицетвор€ть, € не знаю, преимущество советской системы физического воспитани€ или советской системы, вообще, жизни или устройства общества. я думаю, что просто, как говорит ∆ен€, что бы больше людей не на массовое катание на холодный каток. „тоб пришли люди семьей, покатались, пообедали, мама сходила в парикмахерскую, пока девочка катаетс€, кто-то сходил в бассейн поплавал. я думаю, что ведь то, когда мы говорим о достижени€х, о медал€х, это апофеоз какого-то большого другого, массового, целой волны, вершиной которой €вл€етс€ медаль. ј на самом деле, вовлечение в спорт семей наших росси€н это замечательна€ задача. ѕоэтому, в этом отношении, вот что такое јкадеми€. 

ѕ.„. јлексей Ќиколаевич, а вот фигурное катание, если мы говорим о детском спорте, о развитии детского фигурного катани€, это дорогое удовольствие?  то же не знает, что теннисом накладно заниматьс€, например. √ольф - это вообще только элита может позволить себе. ‘инансово, € подчеркну. ј вот фигурное катание всегда было общедоступным, € имею в виду времена —оветского —оюза, футбол, хоккей, и т.д. ј как сейчас обсто€т дела с этим? 

ј.Ќ.ћ. ¬ы знаете, вопрос, который должен был, наверное, прозвучать. Ќаверное, никакое €вление социальной жизни не бывает в отрыве от каких-то финансовых аспектов. » в этом отношении фигурное катание, конечно, достаточно сложный вид спорта. Ќо € вам хочу сказать, что на моей пам€ти еще не было ни одного чемпиона высокого класса, который бы вышел из такой преуспевающей семьи, у которых все есть и т.д. я думаю, что как раз семьи, которые испытывают на каком-то начальном этапе финансовые трудности, вот эти семьи выплескивают наибольшее количество талантливых, целеустремленных, таких граждански зрелых детей. ƒаже граждански зрелых детей, которые… я знаю одного ученика, который говорил: "ƒл€ чего ты хочешь хорошо кататьс€?" - "я хочу хорошо кататьс€, чтоб мо€ семь€ жила в отдельной квартире"... 

ѕ.„. Ќу вот, как ∆ен€ говорил: "ƒл€ мамы, дл€ папы"… 

ј.Ќ.ћ. …ј он жил в коммуналке. ƒл€ мамы, дл€ папы. я думаю, что такой аспект не должен осуждатьс€.  огда человек, юноша или даже ребенок имеет такое высокое устремление, € думаю, такой ребенок будет хорошим ребенком. » сейчас фигурное катание все-таки становитс€ более доступным. ћатериальное состо€ние населени€ растет, и мы видим приток, все большее количество фигуристов-детей. » мы приглашаем их к нам на каток. ѕриходите, записывайтесь. Ёто не дорого стоит. ј если вы будете чемпионом или просто хорошо кататьс€, то эти деньги возврат€тс€, вы их заработаете. ѕоэтому, приходите, пожалуйста, к нам на каток. 

ѕ.„. ∆ень, вы раздел€ете точку зрени€ некоторых специалистов, касающуюс€ того, что русский спорт, не весь, в частности фигурное катание переживает €вный подъем? ≈сли говорить о мировом уровне. 

≈.ѕ. Ѕезусловно, подъем до…хочу сказать про –оссию. Ќе знаю, как в јмерике идут дела. Ќо в –оссии подъем идет. Ќапример, вз€ть оп€ть же, пройденные соревновани€ сейчас. ѕолный стадион был в Ћедовом. —колько там, тыс€ч 15, наверное, зрителей? 

ѕ.„. “ам немало. 

≈.ѕ. “ам немало. » был заполнен дворец. » многие люди говор€т: "ѕочему у нас мало соревнований именно в —анкт-ѕетербурге, в –оссии? ћы хотим смотреть, хотим наслаждатьс€". 

ѕ.„.  стати, как вы думаете, почему мало соревнований в –оссии? » в —анкт-ѕетербурге, в частности. 

ј.Ќ.ћ. (обраща€сь к ≈.ѕ.) –асскажем о своей идее? ¬от мы лелеем давно осуществить показательные выступлени€, в которых ∆ен€ ѕлющенко был бы главным героем. » мы уверены, что большое количество петербуржцев пришли бы на такие показательные выступлени€. ∆ен€ собираетс€ пригласить своих друзей, других выдающихс€ фигуристов. 

ѕ.„. «амечательна€ иде€. 

ј.Ќ.ћ. Ќо как-то организационно здесь пока нам не удаетс€ в полной мере решить вопрос. 

ѕ.„. —уществуют ведь сольные концерты эстрадных исполнителей и не только. —уществуют бенефисы драматических актеров и не только. ѕочему нельз€ сделать бенефис спортивной "звезды"? „то нужно ∆ене, чтобы организовать такой вечер, назовем это так, творческий вечер с приглашением друзей и коллег? 

ј.Ќ.ћ. Ќужен энтузиазм де€телей фигурного катани€, умноженный на какую-то относительно небольшую сумму денег, котора€ при систематическом повторении выступлений, может просто вернутьс€. Ќужно небольшое количество денег. 

ѕ.„. Ќе так много, как может показатьс€. 

ј.Ќ.ћ. Ќе так много, как может показатьс€. 

≈.ѕ. ¬ообще-то, на самом деле, есть такие тоже идеи выступать не только в —анкт-ѕетербурге, но выступать в ћоскве, выступать в  ирове, в ѕерми, вот. ¬ыступать по –оссии, ездить и сделать такой свой российский тур. 

ѕ.„. “оже не плохо. 

ј.Ќ.ћ. ћы обращаемс€ от имени вашей передачи к тем люд€м, которые могут, организаци€м, банкам, крупным промышленным предпри€ти€м, которые могут спонсировать такое меропри€тие. ћы бы с удовольствием, например, ≈вгений ѕлющенко на льду "√азпрома". 

ѕ.„. (сме€сь)  ака€ прелесть. 

ј.Ќ.ћ. »ли так, «везды российского фигурного катани€ на… 

ѕ.„. …льду "Ћукойла". 

ј.Ќ.ћ. …льду "Ћукойла". 

ѕ.„. Ќу и так далее. ∆ен€, вообще сложно, на самом деле, не задать этот вопрос. ¬ы получали какие-нибудь предложени€ от конкурирующих сторон? ¬ данном случае € имею в виду ту самую заграницу, импортных тренеров. ћожет быть, вас пытались каким-то образом сманить на свою сторону, пообещать горы злата? 

≈.ѕ. Ѕезусловно, это было. » когда только начинал, наверное, первый мой чемпионат мира, когда € приехал в —Ўј. » мне предлагали, и агенты предлагали: "“ы будешь зарабатывать миллионы, только катайс€ здесь. ѕодпиши такой-то контракт, такой-то". я им отвечаю, что у мен€ есть јлексей Ќиколаевич ћишин, € живу в –оссии и мне больше ничего не надо. 

ј.Ќ.ћ. Ќадо сказать, что не только ∆еню приглашают. ѕриглашают и мен€, и нас вдвоем… 

≈.ѕ. (перебива€) ƒа, сейчас, извините јлексей Ќиколаевич, сейчас очень много предложений, на самом деле. » предлагают ехать за границу, и предлагают нам землю, дома, квартиры. “о есть не в огромном количестве, естественно, но нормально. 

ј.Ќ.ћ. Ќа довольно высоком уровне. 

≈.ѕ. ƒа, и предлагают лед. “олько тренируйтесь и тренируйте, вот. 

ѕ.„. јлексей Ќиколаевич, значит, действительно, только патриотические чувства не позвол€ют вам сделать тот самый выбор. 

ј.Ќ.ћ. Ќедавно ∆еню спрашивали: "„то такое патриотизм?  ак ты понимаешь патриотизм?" ќн отвечает: "ѕатриотизм - это не разговор с трибун. ѕатриотизм - это мой вклад, мои выступлени€, мои программы, мое им€, св€занное с именем русского человека". » если говорить о патриотизме в нашем с ним понимании… патриотизм - это… «наете, —анкт-ѕетербург - это культурна€ столица –оссии. я думаю, что… вот мы идем мимо решетки Ћетнего сада. »дем любуемс€. ј там творени€ ћонферрана и –астрелли. Ёто та сила, котора€ нас подпитывает. 

ѕ.„. я вам очень благодарна обоим, что вы пришли к нам в этот торжественный дл€ всех женщин день, так как других у нас пока не, но € уверена, будут. ƒорогие друзь€, спасибо, что были с нами. ≈вгений ѕлющенко был у нас сегодн€ в гост€х и его тренер јлексей Ќиколаевич ћишин. ¬сего доброго, до свидани€. Ѕудьте счастливы. 

__________________________________________________________________________________


≈¬√≈Ќ»… ѕЋёў≈Ќ ќ: ћќя ∆»«Ќ№ - Ё“ќ —ѕќ–“ » Ћ®ƒ 




"ји‘.“вой курс" є3, 11 марта 2003
ƒмитрий ћарков 

 то-то подметил, что ≈вгений ѕлющенко выходит на лед, как на прогулку по Ќевскому проспекту, так же легко и свободно. Ќепринужденно - дл€ зрителей, уверенно - дл€ судей. ¬ жизни, вне льда, это обычный двадцатилетний парень, улыбчивый и очень спокойный. Ќичто не выдает в нем чемпиона мира. ћы сидим в раздевалке ≈вгени€, р€дом - его мама, “ать€на ѕлющенко. ≈й € и задаю свой первый вопрос. 

- — чего все началось? ѕочему именно фигурное катание? 

“ать€на ѕлющенко: Ќачалось все с подарка. ћы гул€ли как-то с ∆еней и встретили мою подругу, котора€ вела домой дочку после тренировок по фигурному катанию. ƒевочка плакала, потому что не хотела кататьс€. ѕодруга увидела маленького ∆еню и спросила: "’очешь коньки?" ∆ен€ сказал: "’очу!" "Ќу тогда, - говорит она, - забирай!" - и отдала ему коньки своей дочери. —ловом, все это случайно вышло. Ќикаких спортивных традиций в семье не было, никто из нас спортом не занималс€. ¬се по воле случа€. ј через три мес€ца он уже выступал на соревновани€х. 

- ј вы ожидали чего-то другого? 

“. ѕ.: Ќичего мы не ожидали! “олько бы ребенок не болел. Ќас сначала радовало, что он нашел, как сбрасывать свою энергию. ќчень уж он был шустрый мальчик - никогда не сидел на одном месте, вечно влезал куда не надо. ј когда начал тренироватьс€, стал уставать. »ной раз возвращалс€ домой, ложилс€ и отдыхал. Ќас это радовало: хоть немножечко ребенок поспокойнее стал. 

- ∆ен€, сейчас ты многого достиг…  ак считаешь, это работа, удача или какие-то внутренние качества? 

≈вгений: ”дача - безусловно! «начит, так Ѕог дал. ≈сли € чего-то и достиг, то только благодар€ родител€м и тренеру. ¬се, что у мен€ сейчас есть, - это не мо€ заслуга, а наша обща€. Ќу и, конечно, работа. Ќадо преодолевать себ€, стремитьс€ к тому, чтобы кажда€ тренировка мастерством и техникой возвышалась над предыдущей. ѕусть даже и ненамного. Ёто большой труд, и без спортивной злости тут не обойтись. 

ћЌќ√»≈ ¬»ƒя“ “ќЋ№ ќ „≈ћѕ»ќЌј 

- „ем, по-твоему, ты отличаешьс€ от ровесников? 

≈.: ћногие мои ровесники выросли на улице, а € все детство провел во ƒворце спорта. ќни тусовались, ходили на дискотеки и в клубы, а € начал посещать эти заведени€ только пару лет назад. ѕотому что мо€ юность прошла в режиме усиленных тренировок: выучил тройной прыжок, пытаюсь сделать три с половиной оборота. Ќаучилс€ делать три с половиной, учу четыре. 

- —порт ув€зываетс€ с личной жизнью? 

≈.: Ћична€ жизнь - это часть моей спортивной жизни. ј мои родители, друзь€ и девушка - верные спутники на этом пути. 

- ј как обсто€т дела с друзь€ми? 

≈.: ” мен€ много друзей как в спорте, так и вне его. ѕравда, таких, с которыми € бы виделс€ каждый день, нет. 

- ј вот Ћеннон сказал, что, пока мы строим планы и работаем, мимо проходит вс€ жизнь. 

≈.: я с этим не согласен. –абота и планы ƒжона - это и было его жизнью, то, что он оставил люд€м. ћо€ же жизнь - это спорт и лед. 

- » как ты развлекаешьс€ и отдыхаешь? 

≈.: ≈сли говорить об отдыхе, то по большей части просто сплю, причем сплю конкретно. я насто€щий сон€: если мен€ не будить, могу часов до трех, до четырех дн€ проспать. »граю в биль€рд и теннис. «а городом по лесу с собакой люблю ходить. Ќу и, конечно, обожаю баню. ѕо натуре € не тусовщик и не переношу, когда вокруг мен€ много народу. ѕредставь, € вижу по двадцать тыс€ч зрителей на стадионах. ѕосле этого мне больше всего хочетс€ побыть одному, телевизор спокойно посмотреть или поиграть в компьютер. ќтдых - это об€зательна€ часть тренировки. 

- —читаетс€, что спортсмены, выбира€ путь физического самосовершенствовани€, проигрывают в эрудиции… 

≈.: ј кто так считает? ‘изическа€ культура - это часть общечеловеческой культуры. » ее задачи, такие как совершенствование тела, не менее сложны, чем уравнени€ по математике. 

- Ѕывает, что тренировки сн€тс€? 

≈.: –аньше, конечно, было такое. ѕомню, в п€тнадцать лет в первый раз поехал на чемпионат мира в јмерику, причем выступать не собиралс€: јлексей Ќиколаевич, тренер, вз€л мен€ просто так, на вс€кий случай. Ќо судьба сложилась так, что »ль€  улик, фигурист, который должен был выступать, не приехал, и вместо него поставили мен€. “ак вот, на тренировках € всех "обкатываю". —удьи мне говор€т: ты откатайс€, и мы теб€ поставим. ѕосле короткой программы € занимаю второе место и реально понимаю, что, откатав завтра произвольную программу, выиграю. 
ѕришел вечером в гостиницу. Ќе мог ни расслабитьс€, ни успокоитьс€. «акрываю глаза, а мне сн€тс€ эти элементы. ¬ижу завтрашний день: € выхожу на лед, делаю два четверных, тройной… ≈стественно, заснул только под утро и проснулс€ в ужасном состо€нии. ѕрихожу на тренировку - у мен€ "минус", ничего не получаетс€. ¬ыхожу на старт… и становлюсь третьим. Ѕыло и такое. 

- —ейчас уже, веро€тно, ты научилс€ справл€тьс€ с волнением? 

≈.: ¬олнение есть всегда, и от него никуда не детьс€. „резмерное волнение - плохо, а полное его отсутствие - еще хуже. “ут нужна золота€ середина. 

- ј в голове во врем€ выступлени€ что происходит? 

≈.: ¬се уверены, что € о чем-то думаю. ƒа ни о чем € не думаю. ѕеред выступлением раскладываю все по полочкам, анализирую, просчитываю, затем выхожу и делаю. 

- ћузыка как действует? 

≈.: я ее чувствую, все движени€ идут изнутри. »ногда € сам подбираю музыку, а бывает - тренер. —тараемс€ действовать согласованно: необходимо, чтобы музыка нравилась спортсмену и была по душе наставнику. ј в повседневной жизни люблю послушать шансон. 

-  акие у теб€ ощущени€ после того, как ты хорошо откаталс€? 

≈.:  огда € первый раз выиграл чемпионат мира, это было незабываемо! Ўел к этому четыре года - каждый раз победа была близка, но зан€ть первое место никак не удавалось. » вот, откатавшись, € увидел, что весь стадион встал! ”же тогда, до судейских оценок, пон€л: € победил. ќщущени€ такие, будто сделал что-то нереальное. Ќеверо€тный подъем! Ёто ни с чем не сравнить - полное и абсолютное счастье. 

- ќт высокого - к меркантильному: известность помогает в повседневной жизни? √аишники узнают? 

≈.: ”знают, конечно, но закон у нас один дл€ всех. —кидок √»Ѕƒƒ не делает. 

- ј знакомства заводить чемпиону проще? 

≈.: я вообще стараюсь не знакомитьс€. ” мен€ есть определенный круг близких людей и семь€. ≈сли незнакомые люди подход€т просто пообщатьс€ - пожалуйста, € могу поговорить, но вводить в семейный или дружеский круг не стану. “акие ошибки уже случались. ћногие вид€т во мне только чемпиона. ј были такие, которые просто хотели оказатьс€ со мной р€дом лишь дл€ того, чтобы покрасоватьс€ - вот € с ≈вгением ѕлющенко. 

“≈ћј ѕ–ќ Ћјƒќ  ћЌ≈ Ќ≈ ЅЋ»« ј 

-  ак, на твой взгл€д, относ€тс€ к спорту наши российские чиновники? 

≈.: ќтнос€тс€-то они хорошо, но помощь от них получить достаточно сложно. я считаю, можно было делать больше не только дл€ футбола и хокке€, но и дл€ всего спорта в целом. 

- ѕоэтому-то многие спортсмены и уезжают за границу… 

≈.:  онечно! Ќо € и мой тренер уезжать не собираемс€. Ќас неоднократно приглашали за границу, но мы отказывались. ћы любим ѕитер и чувствуем, что только он способен дать нам силы. 

- Ёто выражение твоего патриотизма? 

≈.: ѕатриотизм - это не болтовн€ с трибун. Ёто добрые дела, которые люди делают дл€ своей страны. я же стараюсь завоевывать дл€ своей –одины медали. 

-  ак относишьс€ к тем, кто "торгует лицом"? ¬ рекламе сн€лс€ бы? 

≈.: ѕочему бы и нет? ћожно много чего делать, например в кино сниматьс€. ћне сделали недавно такое предложение, и € согласилс€. «рители увид€т этот ролик уже 27 марта. я не буду пока говорить, о чем он. 

- ј рекламировать прокладки или йогурты? 

≈.(сме€сь…): “ема прокладок мне не очень близка, но против йогуртов € ничего не имею. Ћично € каждое утро начинаю с йогуртов. 

- Ќу и напоследок скажи, каково в 20 лет стать символом, образцом дл€ подражани€? 

≈.: Ёто накладывает ответственность.  огда € рос, то равн€лс€ на ¬иктора ѕетренко. —тремилс€ достичь такого же мастерства. —ейчас мы с ним друзь€, но он до сих пор остаетс€ дл€ мен€ кумиром и человеком номер один в фигурном катании. ј если говор€т, что ≈вгений ѕлющенко дл€ кого-то становитс€ символом, то € стараюсь быть прежде всего человеком.