http://sports.kz/main/17/5130.html04 сентября 2009
Елена Водорезова: «Денис — любимчик Тарасовой»В Алматы на две недели приехала Елена Водорезова, знаменитая в прошлом фигуристка, руководитель школы фигурного катания ЦСКА (Москва), тренер нашей уже взошедшей «звезды» Дениса Тена. Наша с ней беседа состоялась в недавно построенном спорткомплексе «Акбулак», расположенном в горах, примерно в полусотне километров от Алматы.Мальчик из Казахстана— Елена Германовна, пожалуйста, вспомните, когда и при каких обстоятельствах вы первый раз увидели Дениса…
— Точно не вспомню, когда это было — шесть или семь лет назад. Под Москвой проходили какие-то детские соревнования, и мне знакомые тренеры сказали, что там выступает талантливый мальчик из Казахстана. А мы тогда и не думали, что в Казахстане есть фигурное катание. Мне стало интересно, и я решила посмотреть. Увидела маленького мальчика, который ещё не умел как следует прыгать, но был до безумия артистичным. Он исполнял программу, кажется, на испанские мотивы, и так по-детски, непосредственно выражал свои чувства, что мы от души смеялись. Вот этой своей эмоциональностью он и подкупил всех. Всегда приятно, когда ребенок катается с удовольствием.
— И тогда у вас появилось желание поработать с ним?
— В тот момент я об этом даже не думала. Просто мальчик понравился, запомнился. А потом — кажется, зимой — Денис с мамой приехали ко мне. Вернее, дело было так. Есть тренер, который работает в Омске, и он был первым, с кем связались родители Дениса — они где-то на соревнованиях познакомились. А этот тренер обратился ко мне: не хочу ли я посмотреть мальчика? Я сразу вспомнила, о ком идет речь, и ответила: пусть приезжает. Некоторое время родители раздумывали, решали, как быть. Ведь по сути семье предстояло жить на два города: Оксане с одним сыном — в Москве, а её мужу с другим сыном — в Алматы. И потом, другая страна, неизвестность, проблема с жильем. То есть, решиться на такой шаг было очень непросто. Лично я, наверное, не смогла бы. Поэтому то, что все эти годы делали Оксана и её муж ради Дениса, заслуживает огромного уважения. И вот когда Денис приехал, начал тренироваться, я ещё больше убедилась, что это настоящий талант. Он освоился здесь, все в нашей школе его полюбили. Никто даже не вспоминает, что он из другой страны — Денис стал своим, родным. Ребята за него болеют, а когда он уезжает, переписываются с ним.
— Денис жил в Москве с мамой?
— Они и сейчас живут вместе. Поначалу им было очень трудно — ведь за все приходилось платить самим. Наш спортивный клуб находится практически в центре Москвы, а значит, и квартиру снимать надо было как можно поближе — соответственно и цена выше. У нас двухразовые тренировки, кроме того, есть занятия по хореографии, по общефизической подготовке, которые ведут серьезные специалисты, а все это тоже немалые расходы. Так уж сложилось, что пока фигурное катание в стране не развито, пока спортивное руководство не увидит результатов, оно не будет должным образом его финансировать. А чтобы результаты пришли, чтобы громко заявить о себе, требуется немало времени. И все трудности первых лет на своих плечах вынесли мама и папа, им чем могли помогали первые тренеры Дениса — Айгуль Куанышева, Куралай Узурова. Сейчас, конечно, ситуация улучшилась — ощущается поддержка со стороны спортивного руководства Казахстана, федерации фигурного катания. А тогда, в начале, был очень сложный период.
— Какие достоинства Дениса вы бы отметили прежде всего?
— Он очень координированный, очень прыгучий, а ещё очень артистичный для мальчика. Кроме того, Денис чрезвычайно тонко чувствует музыку и может очень глубоко выразить её своими движениями на льду. Это дано далеко не каждому фигуристу. Он же раньше пением занимался, имеет музыкальное образование, и это тоже сказывается. Вообще сегодня в нашем виде спорта особо ценится гармоничное сочетание прыжков, катания, музыкальности. Почему на Дениса обратили внимание самые авторитетные специалисты, почему его полюбили зрители? Да потому что в нем как раз-таки сочетаются мужское катание и грациозность. А я попыталась развить в нем это ещё больше. Плюс нам сейчас Татьяна Анатольевна Тарасова помогает. Для нее Денис — самый любимый ученик. Она его обожает! Обожает за трудоспособность, за профессионализм. Он действительно профессионал до мозга костей, что для такого возраста нетипично. Денис много смотрит, многим интересуется. Он знает лучших фигуристов предыдущих поколений — даже тех, которых я уже не помню. Он все пропускает через себя, ко всему относится вдумчиво.
В окружении знаменитостей— Бывают такие ситуации, когда вам приходится разговаривать с ним на повышенных тонах?
— Конечно, всякое случается, но это не значит, что мы ругаемся. Понимаете, это большой спорт, надо тренироваться по два раза каждый день, а человеку, даже самому трудолюбивому, свойственно уставать, ему моментами не хочется работать. В этом плане Дениса можно многим поставить в пример — он всегда готов к тренировкам. Но порой и в нем надо что разбудить, даже разозлить его. А сделать это с улыбкой на лице невозможно. И у нас временами бывают серьезные баталии, я могу так накричать, что потом самой становится неудобно. Раньше, когда Денис был маленьким, он не отвечал, а сейчас может возразить — взрослый стал. В принципе, так и должно быть — значит, есть у человека характер. Но мы всегда находим компромисс. Он понимает, что я, Татьяна Анатольевна, хореограф, тренер по ОФП — все мы работаем на его благо, что мы являемся одной командой.
— Денису пришлось столкнуться с несправедливостью со стороны судей. В чем проблема — в его возрасте или в том, что Казахстан пока не имеет традиций в этом виде спорта?
— Знаете, у нас в фигурном катании есть такое выражение «не катающиеся страны». А Казахстан до сего времени принадлежал к их числу. И когда во время международных соревнований объявляли: «Денис Тен! Казахстан!», все начинали спрашивать: а где это находится? Никто не знал, что это за страна. И я все время пыталась объяснить, что есть такое государство, находится рядом с Китаем. Ведь до Дениса здесь практически не было известных фигуристов. А в нашем виде спорта есть несколько стран, диктующих моду, — США, Канада, Россия, Япония, Китай. К остальным же отношение постольку поскольку. Тем более если страна не имеет своих людей в судейском корпусе, если спортсмена на соревнованиях не сопровождает официальный представитель. Например, когда мы с Денисом впервые поехали на чемпионат мира среди юниоров, рядом с нами была только его мама. К сожалению, в ту пору все это в Казахстане воспринималось не очень серьезно. И потому путь Дениса к признанию получился немного длинным. Но в последнее время ситуация стала меняться. Например, на взрослом чемпионате мира в Лос-Анджелесе с нами был один из руководителей казахстанской федерации Юрий Дмитриевич Гуськов. Он помогал решать организационные вопросы, все время был рядом с Денисом, в том числе в мужской раздевалке, куда я как вы понимаете, зайти не могла. Мы вместе переживали за Дениса, вместе радовались, я чувствовала его поддержку. Вообще я благодарна всем тем людям в Казахстане, которые повернулись в нашу сторону, — председателю Комитета по спорту Анатолию Кожекеновичу Кульназарову, Юрию Дмитриевичу, руководству Центра олимпийской подготовки. А ещё, конечно, Айгуль, Куралай. И сейчас я чувствую, что у нас появился коллектив единомышленников. Это очень важно, и нам сейчас намного легче, чем тогда, когда нам с Оксаной самим приходилось поднимать Дениса. Я надеюсь, что так будет и дальше… Сейчас с Денисом работают, можно сказать, лучшие силы России. Например, Ирина Тагаева, солистка Имперского Русского балета, которая танцевала с Майей Плисецкой, а сегодня является одним из лучших хореографов в России, — она работает непосредственно с Денисом. Специально с ним занимается тренер по ОФП. Я уже не говорю о Татьяне Анатольевне… Чемпионка мира Мао Асада едет из Японии в Москву, чтобы поработать под её руководством. К ней из Америки для постановки программы приезжал нынешний чемпион мира в мужском одиночном катании Эван Лысачек. Кстати, он катался с Денисом. И вот такая мировая знаменитость, как Татьяна Тарасова, работает с нашим мальчиком. Но ведь все это не просто так, поэтому нужна поддержка со стороны государства.
Как Денис зал поднял— В Лос-Анджелесе Татьяна Анатольевна вместе с вами выводила Дениса на короткую программу, а во время произвольной её не было видно…
— Так совпало, что в это же время у Мао Асады была последняя перед соревнованиями тренировка, и Татьяна Анатольевна должна была быть рядом с ней. Ведь она приехала от Японии, и к тому же её подопечная вела борьбу за более высокие места. А когда у нас все закончилось, мы сразу пошли к ней, на другой каток, чтобы обрадовать. Ведь она очень переживала и сильно, как и я, расстроилась, когда короткую программу Дениса судьи недооценили. Там одно на другое наложилось. Во-первых, Денис первый раз в жизни попал на взрослый чемпионат мира. И вообще, он до этого соревновался в компании взрослых только на «чемпионате четырех континентов». Во-вторых, первенство было лицензионным, то есть на нем шел отбор для участив в Олимпийских играх, и каждая страна делала все возможное, чтобы «зацепить» побольше путевок в Ванкувер. То есть было очень сложно, и то, что сделал Денис, я не могу назвать другим словом, кроме как «феноменально». После произвольной программы ко мне подходили многие, в том числе американцы, и говорили, что они впервые видели, как зал встал во время второй «разминки» (на языке фигуристов это вторая по очередности выступлений группа спортсменов, в которой был и Денис, а сильнейшие по итогам короткой программы выходили в четвертой, последней, группе — Ж.Б.). Кстати, в тот день зал вставал только три раза — на выступлении Дениса и дважды во время последней «разминки». Я испытала такую гордость за своего воспитанника! Все были в восторге и даже, как мне показалось, пережили легкий шок. До этого я говорила Денису: «Ты первый раз выступаешь на взрослом чемпионате мира, поэтому должен чувствовать, что за тобой следит вся страна. И чтобы тебя признали, чтобы твою страну стали уважать, ты должен показать все, на что способен». И он откатал свою программу вдохновенно. Теперь, после Лос-Анджелеса, где он пробился в мировую элиту, к нему будут относиться совсем по-другому.
— Можно представить, какое огромное напряжение испытывает фигурист, выходя на лед в такой наэлектризованной атмосфере…
— Конечно. Представьте, мальчику 15 лет, он выходит на лед, вокруг полные трибуны огромного ледового дворца, и все взоры обращены на него. А когда Денис откатал, у него на глазах стояли слезы — такое было нервное напряжение, так сильно он хотел попасть на Олимпиаду. Мало того, что сам попал, так ещё и заработал для Казахстана вторую путевку на Игры. Россия с её богатейшими традициями в фигурном катании получила два места в мужском одиночном катании, и столько же получил Казахстан, который в нашем виде спорта ещё недавно вроде бы ничего собой не представлял. Разве это не феноменально? На Дениса там все смотрели как на маленького героя, к нему подходили и поздравляли Лысачек, Жубер, другие «звезды». Было очень приятно.
— Значит, Денис умеет справляться с волнением?
— Ну, раз он это сделал, значит, умеет. Поначалу, когда мы стали ездить на международные соревнования, он, конечно, очень волновался. Но я знала, что со временем это пройдет, надо просто накапливать опыт.
— Тем не менее, в Лос-Анджелесе многие достаточно опытные фигуристы не избежали падений, других грубых ошибок…
— Денису в этом плане, наверное, было проще, потому что над ним ничего не довлело. Ему требовалось только показать то, что он умеет. А у тех, кто борется за медали, кому есть что терять, нервишки начинают пошаливать. Но теперь Денису будет посложнее. Ведь он вышел на новый уровень и уже не должен опускать планку. Наоборот, нужно подниматься все выше и выше. Это, конечно, накладывает ответственность. Но я надеюсь, что он с ней справится.
Единственный недостаток — молодость
— Нет ли со стороны вашей родной федерации ревности? Ведь вы, российский специалист, воспитали спортсмена, который побеждает ваших же соотечественников…
— Такого фигуриста, как Денис, была бы рада заполучить любая федерация — американская, канадская, российская… Конечно, у меня были проблемы в связи с тем, что он тренируется в России. Но мы старались делать все, чтобы Денис не знал этого, чтобы ему было комфортно. С другой стороны, нам шли навстречу, поскольку понимали, что я как тренер не могу отказаться от такого талантливого ученика. В частности, Денису разрешали выступать на российских соревнованиях — не каждая федерация идет на это. И когда на чемпионате мира он обошел россиян, у президента нашей федерации, наверное, были двойственные чувства. Но Валентин Писеев от души меня поздравил, сказал, что Денис здорово выступил.
— В произвольной программе на чемпионате мира Денис за технику получил больше баллов, чем даже сам Жубер. И вообще по этому показателю он стал третьим. А в чем ваш ученик пока уступает грандам?
— В возрасте и в опыте. Только в этом. Больше он ни в чем никому не уступает.
— С учетом того, что предстоящий сезон — олимпийский, его программа будет усложняться?
— Да. И произвольная, и короткая программы будут совершенно новыми, в них вы увидите немного другого Дениса. В частности, мы хотим включить прыжок в четыре оборота, более сложные дорожки, что сейчас тоже сильно влияет на оценки. В общем, программы должны получиться очень интересными. Планируем обкатать их на международном турнире «Финляндия Трофи», затем Денис, наверное, выступит где-нибудь в России, а уже потом поедем на этап «Гран-при». Кстати, недавно, в июле, Дениса пригласили на показательные выступления в Японию, и он там тоже поднял зал — все были в восторге.
— А с какой целью вы приехали в Алматы?
— Здесь горы, а занятия в таких условиях полезны для скоростно-силовой, функциональной подготовки спортсменов. Поэтому со мной приехал не только Денис, но и мои российские ученики. Среди них Аделина Сотникова, которой всего 13 лет, но которая уже стала чемпионкой России среди взрослых, и Артем Бородулин, претендующий на то, чтобы поехать на Олимпийские игры. Здесь прекрасные условия, и я просто поразилась тем, что в Алматы есть такой шикарный курорт, соответствующий мировому уровню. Обязательно расскажу об Акбулаке своим знакомым в России, которые любят активный отдых, катание на лыжах. Здесь замечательный каток, на котором все сделано согласно современным технологиям. И плюс ко всему Денис побывает на родине, подышит родным воздухом. Я вижу, что он чувствует себя здесь совсем по-другому. Ему очень приятно побыть дома, рядом с самыми близкими людьми. Думаю, это пойдет на пользу Денису.
— Спасибо за беседу.
Автор: Женис Байхожа